“Правило веры”

На пути к совершенству

30.11.2011

25,52 KbСопровождая великую святыню – Пояс Пресвятой Богородицы – по городам и весям России, архимандрит Ефрем, настоятель знаменитого Афонского монастыря Ватопед посетил Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге. В обители он провел беседу с монашествующими епархии. Ниже мы предлагаем вниманию читателей фрагменты этой встречи.

– Геронда, как вовремя замечать появление греховного помысла и отсекать приражающиеся страстные помыслы еще на уровне прилога?

– Не занимайтесь много помыслами, к ним надо относиться с пренебрежением.

Один монах нашей обители как-то пришел ко мне и говорит: «Мне надо исповедоваться». И смотрю, держит тетрадь. Я его спрашиваю: «Это что у тебя?» — «Это моя исповедь», – отвечает. «Ну давай, — говорю, — буду читать твою тетрадь». Представляете, 30 страниц помыслов! Я ему говорю: «Ты что, думаешь надо исповедовать все помыслы, которые приходят тебе в голову? Ты так в психиатрическую больницу скоро попадешь!». Он записывал даже те помыслы, которые приходили ему во время службы.

Я сказал этому брату: «Приходящие помыслы ничего не значат». Даже если ум на мгновение к ним склонится, это ничего не значит, абсолютно ничего! Забудьте это! Надо исповедовать только те помыслы, которые долго не отходят, остаются в уме на протяжении дней или недель, а вообще помыслы — это мыльные пузыри.

– Отец Ефрем, как Вы думаете, на что сейчас надо обратить особое внимание монашествующим в России, чтобы наши обители укреплялись и процветали?

– Нужно обращать внимание на послушание. Монах должен слушаться. И не иметь пристрастий, особенно это к женщинам относится.

У меня есть один женский монастырь, и когда я туда приезжаю, то начинается: «Геронда, помолитесь за мою тетю, за моего племянника, за соседа племянника. Геронда, помолитесь за моего брата, за знакомую моей сестры».

Не надо заниматься нуждами тетей, племянников и их соседей. Обратите на это внимание, потому что женщинам особенно трудно дается добродетель странничества, у них бывает очень большая привязанность к родственникам. Они начинают усердно молиться за них, но под прикрытием молитвы за близких сердцем опять прилепляются к ним. А послушание говорит нам всецело предаться Христу.

– Как при покаянии удержаться от уныния? Где грань между покаянием и унынием?

– Чтобы помочь нам это различить, есть духовный руководитель. Однажды к старцу Порфирию, а он был прозорлив, пришла одна монахиня. Она много читала о памяти смертной и начала от этого унывать, потому что это было сверх ее сил. Как только старец увидел эту монахиню, он тут же понял, в чем дело. И в то время, как она еще даже не начала говорить, он сказал ей: «Нет тебе благословения упражняться в памяти смертной. Думай только о любви Христовой».

Так что подвиг покаяния должен направлять духовный руководитель, взирая на духовное состояние каждого человека.

– Как отличить спасительную память смертную от обычного страха смерти, который испытывают даже люди неверующие?

– Один человек рассказал мне, что раньше очень боялся смерти. А после того, как начал приезжать на Афон, у него этот страх исчез совершенно. Такой дар дал ему Бог.

Психологический страх смерти неправилен, он отвергается, а память смертная о Христе оказывается победой над смертью.

К нам в монастырь однажды приехала группа паломников, и после повечерия я немного побеседовал с ними. Не знаю почему, но я стал говорить с ними о памяти смертной. Среди них оказался один психолог. И он мне потом говорит: «Отче, мы приехали к вам на Святую Гору, а вы начали говорить о таких грустных вещах». Я сначала не понял, что случилось. А он: «Что, отче, не найти было другой темы поговорить? Зачем говорить о смерти?» И все время стучал по деревянному креслу – это такая примета, чтоб его не сглазили.

Но память смертная во Христе не в уныние человека повергает, а наполняет его радостью. Ведь во Христе мы побеждаем смерть, переходим от смерти в жизнь! И мы, монахи, есть предвестники вечной жизни. Почему? Потому что уже сейчас в нашем сердце живет предчувствие Царства Божия.

– Какую цель должен ставить перед собой монах, совершая свои монашеские подвиги?

– Святость. У монахов нет другой цели. Без святости, говорит Писание, никто не узрит Бога.

– Является ли такое природное свойство характера, как шутливость, общительность препятствием для преуспеяния в жизни по Евангелию?

– Нет, не является. Главное, чтобы такой человек был внимательным и старался пребывать внутри себя.

Расскажу вам случай, который я никогда не забуду. Я пришел к старцу Паисию, а у него в гостях были какие-то волосатые молодые люди, знаете, с сережками и так далее. И он с ними сидит, шутит, смеется, каждые десять-пятнадцать минут выносит им лукум, угощает. Я был тогда молодым, новоначальным, еще в Кутлумуше жил. И я сказал себе внутренне: «Ну что это за исихаст? Все какие-то шутки, смех, улыбки».

Потом эти ребята ушли, остались только мы, двое-трое отцов, и старец ответил мне на мой помысел. Он сказал мне: «Они — дети, и я снисхожу до их меры. Но знаете, как только я вхожу в келью, мой ум тут же восхищается горе, и я плачу». И это человек, который только что шутил, даже анекдоты рассказывал…

– Как Вы думаете, какая самая пагубная страсть для монаха?

– Гордость. Если монах упрям, если он настаивает на своем мнении, на своей воле, ведет себя дерзко, тайком исполняет свои желания, то такой монах уже «сошел с рельсов». Очень плохо, если монах не уважает игумена, игумению.

Был такой случай. В одном монастыре матушка сидела за воротами и с кем-то разговаривала. Вдруг приходит такси за двумя монахинями, чтобы отвезти их в город. Матушка их спрашивает: «Сестры, вы куда?». А они ей отвечают: «Это не твое дело». Да, черное-то они носят, но они — не монахини.

Монах должен постичь суть зависимости от игумена, важность откровенности, благословения. Монах никогда ничего не может делать без печати благословения, даже милостыню подать.

Кроме того, сердце монаха не должно руководиться человекоугодием, он должен быть внимательным, чтобы никогда не искать признания человеческого. Поэтому я и говорю о чистоте совести.

И еще на что надо обратить внимание – это скрытность. Это самое большое оружие дьявола. Монах, который скрытничает, скрывает помыслы и грехи, может дойти даже до шизофрении. Никогда ничего не скрывайте! В особенности это важно помнить людям, которые от природы застенчивы. Монах должен преодолеть себя и саму эту застенчивость. Это и будет значить, что он полностью предал все свое сердце Богу. А того, кто — пусть даже по застенчивости — не открывается, дьявол будет бить, как осьминога.

– Объясните, пожалуйста, что такое беспопечительность и как ее приобрести?

Когда монах пребывает в послушании, он беспопечителен, беззаботен. Знаете, когда у ума есть забота? Когда у человека есть свои желания. Человеку могут дать необыкновенно ответственное, трудное послушание, но при этом он будет чувствовать себя так легко, что сам будет удивляться, как при стольких заботах он остается таким беззаботным. Поэтому всегда говорите «нет» своим желаниям, своей воле.

Авва Марк, подвижник, говорит, что тот монах, который примешивает к послушанию свою волю, прелюбодействует. Старец Паисий даже так говорил: «Если в общежительном монастыре нас не используют все, то мы неудачники». Надо, чтоб все нас звали на помощь, не боялись отказа.

Тот, кто расположен помогать всегда и с готовностью отзывается, того и будут использовать, и он как раз истинный мученик совести.

– Как монахине перестать быть женщиной? То есть не иметь женских качеств характера, которые затрудняют подвижническую жизнь.

– Если она опытно внутри себя будет переживать Христа и подражать Ему, то пол перестает иметь значение, по словам апостола: «Несть мужеска пола, ни женска».

По сути, бесстрастный, настоящий монах уже не имеет чувства пола, он мертв для мира. И это может сделать только благодать. Обращайте особое внимание на сохранение чистоты, это особенно привлекает благодать. И Госпожу Богородицу трогает, умиляет то, когда Она видит монахов, которые подвизаются в целомудрии, заботятся об очищении своего сердца.

– Какие способы духовной брани вы предлагаете своим братьям в борьбе с унынием?

– Я советую им жить по обычному распорядку, не нарушать его. Пусть вас не удивляет, что утром, когда бьет било на службу, мы идем через силу, понуждая себя. Ведь мы несем на себе природу, испорченную грехом. Нам часто становится даже просто скучно, и тогда нужно понуждать себя к духовным занятиям. Поэтому мы должны следовать правилам, установленным в монастыре.

– Как сделать осознанным каждое слово Иисусовой молитвы? Для грека, кажется, понятнее слова: «Иисусе Христе», а в русском они не так ясны, [потому что заимствованы из греческого, и приходится напоминать себе смысл слова Иисус, Христос]. Как молитву сделать осмысленной?

– Нет, молитва на греческом и русском нисколько не отличается. Важно то, какое расположение имеет ум, когда молится. Поэтому нам говорили и отцы, и старец Иосиф Исихаст, что Иисусову молитву надо сперва читать вслух, пока ум ее усвоит, привыкнет к ней. Поэтому на послушании говорите молитву вслух: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (ст. Ефрем произносит молитву на русском).

Вот, кажется, мы и ответили на все вопросы. Очень рад был с вами встретиться. Молюсь, чтобы Божия Матерь помогала вам, и вы тоже о нас молитесь. Ведь у нас монастырь на Святой Горе очень большой, люди идут со всех концов земли, и нам нужна помощь Божия, чтобы во всем поступать правильно.

Источник: Сестры.ру


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх