“Правило веры”

«Какая разница – панно или икона»?

27.08.2010

На прилавках сувенирных отделов современных гламурных супермаркетов появилось множество икон, как российского производства, так и греческого, ладанницы, распятия Господа нашего Иисуса Христа. Все ничего, если бы большинство покупателей святынь, каковыми их считают люди воцерковленные, не относились к иконам как просто к сувенирам.

Вот и зашел разговор, можно даже сказать – спор с одной из молодых продавщиц об этом «просто товаре», который непотребно лежал на самой нижней полке очень напыщенного, прямо-таки пронизанного гордыней безобразного снаружи торгового центра в г. Находка. «Золотой телец» – больше никак нельзя назвать это золоченое строение из китайских пластиковых панелей.

По воскресениям, в каникулы здесь много детишек, приходящих со своими родителями, где они вместе развлекаются на всяких игровых автоматах, паровозиках, машинках, «стрелялках», поскольку на последнем этаже устроили некий парк.

Этажом ниже – сувенирный отдел. Скульптурки, ножи, кинжалы, полуобнаженные фигуры нимф, русалок, тарелочки. Подковы «на счастье», как раз напротив прилавка с иконами. Портреты знаменитых руководителей страны, постельное белье. И «панно настенные», на которых изображено большое количество православных святых, Спаситель, Пресвятая Богородица… Из-за того, что они навалены друг на друга, а может, вследствие транспортировки на некоторых их них появились царапины. Иконы не дешевые – ручная работа, выполненная в манере древневизантийского письма. Отдельные изображения, как было написано на обороте по-гречески и по-английски, являются копиями фресок собора Святой Софии! Вот это да! Многие из икон в киотах и в настоящих серебряных окладах. Но больше всего тронуло сердце, что перед глазами – тончайшая работа. Выписан каждый момент, каждая деталь. Лик Спасителя по-византийски строг, как и подобает той манере письма. Святой целитель Пантелеимон так и вопрошает – «почему меня бросили чуть ли не на пол?». И действительно – иконы находятся на уровне щиколоток проходящих покупателей. На ценнике каждой уточнение: «панно настенное».

Обратившись к продавцу, сделал замечание, вернее, подкорректировал, что, мол, «третий раз прихожу и третий раз на ценнике одно и то же».

Девушка участливо ответила, что она не виновата: как «товар» приходит с накладной, так его и обозначают.

Что ж поделать, если у нас такая «высокая» культура? А еще сопротивляются в школах введению уроков по основам православной культуры. Уже было собрался уходить, как молодая продавщица решила спросить, кто же изображен на иконах (ведь народ все-таки интересуется!), кто это – «Тот, с книгой»? Взяв тетрадь, девушка стала записывать значение каждой иконы, имена святых, кто есть «мужчина с копьем на коне». Или что это за женщина с тремя девочками? Конечно, имея в виду святых Веру, Надежду и Любовь и мать их Софию.

Образ Пресвятой Богородицы, именуемой у нас Казанской, умилял нежностью и теплотой. А Ее икона, называющаяся «Неувядаемый Цвет», будто светилась. Кстати, именно в магазине мне впервые встретилась икона «Страстная», выполненная в чисто византийской манере. «Тайная вечеря» в серебряном окладе, Владимирская икона Божией Матери, многоместная, с ликами апостолов по сторонам… Встреча и братское объятие апостолов Петра и Павла, святые Архангелы Михаил и Гавриил в доспехах, Святитель Николай. Все это великолепие здесь было обыденным, повседневным товаром. А потом мы жалуемся, почему нас Бог не слышит.

Такими словами закончилась наша беседа с Еленой, молодой, крещеной продавщицей гламурного «золотого тельца», обещавшая обязательно все объяснить начальству, для которого доход торговой точки – прежде всего.

Хотя, говорят, здесь, в этом отделе – выручка совсем небольшая. Вот и надо владельцам таких супермаркетов сделать вывод, почему душат арендой, налогами и почему низкая продажа… Не потому ли, что лик Спасителя здесь почти что попирается ?

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх