Статьи
Православие в Харбине.
18.08.2004
Продолжаем цикл публикаций, связанных с историей и современностью православия в Китае. Ранее на страницах ПБ (№ 3 за 2003 г) мы рассказывали о крещении жителей Поднебесной и их жизни в Приморье. С новообращенными нашего корреспондента тогда познакомила гид-переводчик компании «Эллипс-Тур» Надежда Баник - прихожанка храма св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Владивостока.
В июне этого года Надежда побывала в Харбине – некогда державном оплоте российской государственности на Дальнем Востоке, а позднее восточной столице российской эмиграции 20-х годов минувшего столетия.
Вот ее рассказ.
В этом году я ехала в Харбин руководителем небольшой группы из 5 человек. В принципе в 97-ом году во время учебы я была там 1, 5 месяца на практике, но храмами тогда не интересовалась.
А в последней поездке было все уже по другому. Во-первых, летом в Харбине я первый раз, а во-вторых я познакомилась с интересным человеком, смотрителем действующего храма Покрова Божией Матери, человеком верующим, китайцем.
СОФИЙСКИЙ СОБОР
Накануне этой встречи мы посетили Софийский собор. Огромный храм в центре города. Служб там нет. Много лет здание используется как музей, где представлены материалы по истории города, фотографии, документы, старинные иконы. Рядом продаются диски о Харбине. А китайские гиды экскурсоводы рассказывают о прошлом города и храма.
ЗАКРЫТЫЕ ДВЕРИ
Еще перед поездкой из Владивостока я отправила факс в фирму, с которой мы сотрудничаем (по обмену туристами), с просьбой показать все православные храмы города и Русское кладбище, но они, к сожалению, не подготовились. На третий день пребывания в Харбине с большим трудом удалось выяснить, где находится единственный действующий православный храм, и мы, наконец, туда отправились. Но храм оказался закрыт.
Территория, на которой находится церковь, не огорожена и я попросила моих спутников – переводчицу и водителя - найти кого-нибудь, у кого есть ключи. Рядом случайно встретили смотрителя храма с ключами. Но ничего случайного в мире не происходит. Позднее из разговоров с Виктором – так звали смотрителя - я выяснила, что ему позвонил начальник и просил именно в это время сделать там кое-какие дела. Он пришел и стал спрашивать, кто мы такие, и что, если мы просто туристы, то храм он не откроет, а если помолиться – то тогда да.
ДУХОВНОЕ РОДСТВО
Сначала в наших отношениях был холодок, но потом, когда я перекрестилась в храме, мы разговорились и появилось ощущение духовной близости.
Виктор понял, что я не просто из любопытства пришла. Возникло такое чувство, что я его давно знаю и лицо его мне давно знакомо. Возможно, этому способствовал тот факт, что корни Виктора лежат в России, и у него самого остался отпечаток того, что он потомок русского, несмотря на внешность, отпечаток веры, если можно так сказать. На других китайцев он совсем не похож. Спросила: «в честь кого освящен храм?». Он подвел меня к иконе, и я тогда поняла, что нахожусь в храме Покрова Божией Матери.
В храме служб нет, потому, что в 2000-ом году умер последний батюшка, священник Григорий, но в воскресенье прихожане свечи зажигают на совместной молитве. Внутри много старых икон: Серафима Саровского, Воскресения Христова, др. Среди них очень красивый образ «Вера, Надежда, Любовь». Потом, когда мы уже поближе познакомились с ним, он мне показывал на эту икону, а я кивала головой и улыбалась: «Да, Виктор, я уже видела».
Виктор задавал много вопросов, а я как могла, отвечала. Он говорил, плохо, что нет батюшки; а для того, чтобы везти священника на службу из России, нужно специальное разрешение. Кроме того, богослужение положено вести на китайском. Сказал, что в храме по воскресным дням собирается до 50 человек.
Спросила его о русском кладбище.
- Знаю, часто там бываю.
И тогда мы попросили водителя свозить туда.
РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ
Русское кладбище находится в 20 минутах езды от города, т. е. достаточно далеко. Основную часть занимают китайские погребения, есть крематорий, плиты рядами, куда опускаются кремированные останки, все чисто. Но потом начинается такое место, что чувствуешь себя как в России: деревья, среди деревьев разбросаны могилки, где-то кресты, памятники, ощущение чего-то родного и близкого, как будто в родной сторонке очутился. Чуть дальше поле, стоит небольшая часовня в честь Ионы (какого не знаю – очень плохо видна надпись над входом), не заброшена и построена достаточно недавно – в 50-60-х годах XX века. На кладбище мы провели полчаса. Виктор показал могилку последнего батюшки, некоторых православных людей. Интересовался как лучше обустроить кладбище: хаотично или упорядочить, как китайское, ровными рядами.
У НИХ
Виктору около 40 лет. Есть дочка и жена не крещеные. «Не могу им навязывать веру, - говорил он, - но надеюсь конечно, что покрестятся». Соблюдает среду и пятницу. Иногда отказывается от гостей во время поста, ища предлоги.
Мало святой воды, освященного масла вообще нет, а просфоры бывают от случая к случаю, когда кто-нибудь им передает . Испытывают большой недостаток в святынях. Поэтому отношение к ним самое благоговейное.
ДРУГИЕ ХРАМЫ
Еще мы были возле храма Иверской иконы Б.М. недалеко от ж.д. вокзала. Это заброшенная церковь. И Виктор сначала не хотел меня туда вести, «потому что, - говорил, - это такое печальное зрелище, что ты поймешь когда увидишь». И действительно прямо вплотную к храму прилегают жилые бараки, а в самом здании - туристическая компания и склады. Колокольни нет.
Раньше в Харбине был храм святителя Николая, рубленный без единого гвоздя. Его вообще сейчас нет. Снесли во время культурной революции. На этом месте сейчас какое-то архитектурное сооружение, находится прямо в центре города на оживленнейшем перекрестке.
НА ПРОЩАНЬЕ
С Виктором мы пробыли часа два или три. На прощание обменялись телефонами и адресами. Расставались по-родному. Его бабушка похоронена в Сучане, и поэтому он хочет приехать во Владивосток, а мама разговаривает по-русски: я с ней даже общалась по телефону. Жили в гостинце на ул. Гоголя (писателей русских уважают), видно, Господь туда направил. В окно виден храм, в котором сейчас католическая церковь. Ранее он принадлежал православным. Освящен в честь св. Алексея.
ТУДА
До Харбина добраться можно довольно быстро.
Поездка с пересадками занимает меньше суток. Стоимость за 4 дня 220 дол. 90 юаней и 1200 р. Включает 2 разовое питание. С группой проехать можно без визы, нужен только загранпаспорт.
Харбин очень большой город. Основан в конце 19 века. Находится на равнине. Это придает ему огромность. Сам город по архитектуре похож на русский. Центральный район построен русскими. Пешеходная улица вымощена брусчаткой, а сами здания как в Петербурге или в Москве. Похоже также на центральную часть Владивостока.
Надеюсь, что кто-нибудь из православных заинтересуется, можно будет организовать группу и туда съездить. Есть большое желание встретиться с православными в Харбине и узнать поподробнее об их жизни.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Уссурийскому Сергию
- Пасхальная открытка
- В магазин – как на праздник
- ДВГУ готовит богословов и религиоведов