“Правило веры”

Мы приобретем любовь, когда научимся смирению

06.10.2016

Игумен Никон – афонский монах из Нового скита святого Василия Великого, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского) . Поучения  на темы исповедничества и мученичества.
 
Нам недостаточно только любить Бога, потому что Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои». И еще Христос говорит: «Видевший Меня видел Отца». Когда мы видим своего ближнего, своего брата, — мы видим Бога. Нет смысла говорить: «Я люблю кого-то» — важно то, что мы делаем. Нас не спасет ни любовь, ни вера наша, нас спасет только то, как мы живем. Как сказано у апостола Иакова, «и бесы веруют», но они не спасаются. Если Бог есть Любовь, то любовь — не есть Бог. И у диавола бывает любовь. Диавол только о любви и говорит, это любимые его одежды…
Но Любовь — это Любовь к Богу. В Любви к Богу есть уважение к ближнему, к другому, готовность пожертвовать собою ради ближнего.
…Гитлер любил Еву Браун, и Муссолини любил Клару Петаччи, и Аль Капоне любил своих гангстеров. Один, любя кого-то, делал из людей мыло. А ребята, любимые Аль Капоне, выходили на дороги, чтобы убивать…
Давайте не будем использовать любовь ради того, чтобы сделать что-то для себя. Мы говорим ближнему: «Я из любви к тебе этого хочу…» Мы используем любовь, чтобы схватить за горло нашего оппонента, чтобы он нам поддался и согласился с нами. Так как мы не можем сказать: «Согласись со мной, потому что я умный, а ты глупый», — мы и прикрываемся, говоря: «Мною движет любовь, поэтому ты должен мне уступить». Мы напоминаем тех людей, которые, как сказано у святого Иоанна Лествичника, сидят у источника и хотят напоить жаждущего путника, но, зачерпывая воду, зачерпывают с ней лягушку и дают ее вместе с водой. Мы должны сначала очиститься от всех «лягушек», которые есть у нас внутри, и только потом предложить любовь ближнему. В противном случае, сколько бы мы ни говорили про любовь, всё это будет не то.
В том, что касается любви, мы должны быть униженными, смиренными перед Богом. Поэтому я и рассказал про виды любви, которые ничего не приносят, не приносят нам духовного равновесия. Если мы хотим приобрести Божию любовь, мы должны повторить и униженность Бога. Даже Бог закрывал небеса, умалял Свое Я, чтобы спуститься к нам. В Евангелии написано, что когда Христос был маленьким, Он слушался Божией Матери и Иосифа. Бог подчинялся людям. А мы не можем быть послушными Божией Церкви, нашему игумену, игумении?.. Мы приобретем любовь Бога только тогда, когда научимся покаянию, смирению. В противном случае мы только смеемся над собой и впустую тратим нашу жизнь.
 
Послушание — это бескровное мученичество
Церковь всегда и везде держится на молитве святых. Мы полюбили Россию по книгам Достоевского, и для нас Россия — это место святых. Промышленность, космические корабли есть и в других странах. Но таких святых мучеников у них нет.
Понятия мученичества и послушания очень тесно связаны. Это хорошо показал Эль Греко в одной из своих картин. Испанский король Филипп II заказал ему огромное полотно «Мученичество святого Маврикия» для собора Эскориала, но когда картина была готова, она королю не понравилась. Он, очевидно, ожидал увидеть в красках жестокую казнь святого. Вместо этого на первом плане святой Маврикий показан как бы беседующим с сыном и несколькими своими соратниками, и только где-то в глубине картины, вдали, изображены отдельные моменты казни и само шествие на казнь святого Маврикия и тех семидесяти воинов, которые были под его началом и вместе с ним приняли мученическую смерть за Христа. Не реалистические подробности страданий становятся главным в этом изображении, а то духовное состояние, с каким воины пошли на мучение — состояние решимости и совершенной покорности Божией воле. Эти люди на первом плане так спокойны, потому что они уже сделали выбор, и мир Небесной славы (который изображен в верхней части полотна) готов их принять.
О телесном мученичестве мы знаем из многих исторических источников. Но душевное мученичество не менее значимо, оно будет так же награждено Богом. Поэтому Авраам — свят, и Исаак — свят: отец согласился принести в жертву сына, а сын согласился на заклание, и оба являются мучениками. Если это не совершилось внешне, то было пережито внутренне. Поэтому мученица — мать, которая переживает за своего ребенка. Мученица — игумения, переживающая за своих сестер. Мученицы — сестры, которые урезают свои желания из-за любви ко Господу. Послушание — это бескровное мученичество.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх