Статьи

Вокруг «гаванской встречи»: вопросы и ответы

06.10.2016

20 апреля 2016 года митрополит Волоколамский Иларион выступил перед преподавателями и учащимися Московских духовных школ. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал о состоявшейся 12 февраля сего года в Гаване встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском.
Евангелие повествует нам о том, как книжники и фарисеи обвиняли Господа в многочисленных нарушениях закона, особенно заповеди о субботнем покое, общении с грешниками и неверными и даже богохульстве. Господь в ответ обличал их духовную слепоту, рабское следование букве закона, за которой учителя народа израильского были не способны видеть страдания конкретного человека и постичь любовь Божию, действовавшую через Иисуса. В конце концов ненависть книжников и фарисеев привела к осуждению Спасителя на смерть.
К сожалению, фарисейский дух иногда проявляет себя и в Церкви, среди тех, кто называет себя учениками Христовыми. Ничем иным, как фарисейством, нельзя назвать ту кампанию протестов, которая в последнее время была развязана против Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с его встречей с Папой Римским Франциском 12 февраля в Гаване и подписанной ими Совместной декларации. Я имею в виду, прежде всего, заявления и письма, написанные «под копирку», которые содержат одни и те же обвинения, перетекающие от одного автора к другому.
Все эти заявления, протесты и обвинения объединяет стремление доказать, что встреча Святейшего Патриарха с Папой якобы противоречит букве православных канонов, учению святых отцов и правилам, по которым живет Русская Православная Церковь. Однако, в отличие от древних фарисеев, действительно досконально знавших букву закона, наши так называемые «ревнители Православия» своими доводами доказывают плохое знание Священного Писания, учения святых отцов и даже постановлений, принятых на Соборах Русской Православной Церкви.
Скажу несколько слов о побудительных причинах этой встречи и ее основных темах. Попутно отвечу на прозвучавшую критику.
1.  Наши «ревнители Православия» возмущены тем, что Патриарх обратился к Папе: «Ваше Святейшество!». Один из критиков утверждает: «Одно дело вести диалог, и другое — признавать Папу Римского как канонического епископа, святейшего или брата, тогда как он для нас, православных, по учению нашей Церкви и святых отцов, является еретиком, пребывающим вне Церкви. Римский Папа пребывает вне Церкви уже в течение десяти веков, он не является каноническим епископом и не имеет никакого отношения к единой Соборной и Апостольской Церкви Христовой».
Фразой «по учению святых отцов» очень легко оперируют лица, имеющие об их учении самое приблизительное представление и в действительности не читающие святоотеческую литературу. Спроси таких специалистов в области святоотеческого богословия: кого из Святых Отцов вы читали? С трудом имена-то назовут, не то что названия произведений.
Одно имя, правда, регулярно всплывает в связи с протестами против контактов с католичеством: имя святого Марка Ефесского. Те, кто на него ссылаются, по-видимому, не только не читали труды самого святителя, но даже и имеющуюся на русском языке книгу архимандрита Амвросия (Погодина)«Святитель Марк Ефесский и Флорентийская уния». Впервые изданный в 1963 году, этот труд известного историка, принадлежавшего к Русской Зарубежной Церкви, был многократно пере-
издан в России.
Итак, откроем эту книгу на главе, посвященной началу Ферраро-Флорентийского собора в 1438 году, и прочитаем слово, которое святитель Марк обратил к Папе Евгению IV на открытии собора. В этом слове великий защитник Православия признавал факт разделения Восточной и Западной Церквей. К Папе Римскому святитель обратил такие слова:
Сегодня члены Тела Господня, ранее разделенные и рассеченные в течение многих веков, спешат к взаимному единению! И не страждет Глава — Христос Бог — быть над разделенным Телом, и Любовь не желает совершенно отъять от нас узы любви! Поэтому Он побудил тебя, Первенствующего среди священнослужителей Его, пригласить нас сюда… Итак, Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся.
Вслушаемся в эти слова: святитель говорит о разделенных христианах Востока и Запада как разделившемся Теле Христовом. А Папу Римского называет «Первенствующим среди священнослужителей» Христа и «Святейшим Отцом». Архимандрит Амвросий (Погодин) комментирует:
Слово св. Марка папе Евгению свидетельствует, что утверждение, будто св. Марк Ефесский был врагом унии даже прежде, чем переговоры между православными и римо-католиками могли начаться, и что он поставил себе целью саботировать переговоры, является совершенно беспочвенным. Наоборот, св. Марк Ефесский пламенно желал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики.
Когда же, вопреки ожиданиям и надеждам, на соборе было провозглашено единство на основе компромисса, недопустимого в вопросах веры, святитель Марк Ефесский твердо противостал такому решению и не стал подписывать объединительный документ.
Между тем, если сравнить ситуацию, в которой находился святитель Марк, с сегодняшним днем, мы увидим очень существенное отличие. Тогда была попытка заключить унию, и эта попытка благодаря святому Марку провалилась. Но сегодня такой попытки никто не делает. Наоборот, на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом Папа впервые на самом высоком уровне признал, что уния не является путем к единству, и в Совместном заявлении прозвучал призыв к общественной солидарности и деятельному миротворчеству на Украине. Важность этого заявления трудно переоценить.
Вот почему украинские униаты, раскольники и националисты столь негативно отреагировали на Совместное заявление. Их реакция вполне объяснима. На встрече в Гаване было уделено самое пристальное внимание насущной проблеме прекращение кровопролития на Украине, которое болью отзывается в сердце каждого православного верующего. Одной из сил, вовлеченных в это противостояние, являются украинские униаты, признающие своим верховным главой Папу Римского. Руководство греко-католической церкви Украины оперативно отреагировало на Совместное заявление, и их реакция была такой же неистовой, как и реакция наших горе-ревнителей. Украинские греко-католики обрушили резкую критику в адрес Папы Франциска за то, что он подписал Совместное заявление. Теперь за то же самое наши горе-ревнители критикуют Святейшего Патриарха, становясь в один лагерь с униатами, фактически объединяясь с ними.
Действительно, где были нынешние ревнители, когда в начале марта этого года вспоминалось 70-летие Львовского собора, отменившего унию на Западной Украине? Никто из них не выступил с публичным заявлением. Когда Папа Франциск в своем послании назвал этот собор «лжесобором», наши ревнители Православия дружно промолчали. Отреагировал только председатель Отдела внешних церковных связей и, по его инициативе, ряд церковных ученых. Так кто с кем объединяется — Патриарх с Папой, о чем с ужасом кричат протестующие, либо они сами — с униатами, преследуя одну и ту же с ними цель?
В Совместном заявлении подчеркивается, что раскол среди православных на Украине может быть уврачеван только каноническим путем. Это заявление стало реальной и мощной поддержкой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая в условиях конфликта подвергается нападкам со стороны раскольников и националистических сил за свою верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Благодаря подписанному в Гаване документу правда о происходящем на Украине стала известна всему миру, а Украинская Православная Церковь, находившаяся до того времени в информационной изоляции, получила поддержку на самом высоком уровне.
2. Критики позиции Священноначалия видят в именовании Папы Римского «Святейшим» косвенное признание таинств католиков. Однако я уже упоминал о том, как святитель Марк Ефесский называл Папу Евгения «Святейшим Отцом». Приведу и другие примеры. Когда в 1921 году Россию поразил страшный голод, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, направил Папе Римскому Бенедикту XV послание, в котором, обращаясь к Папе «Ваше Святейшество!», просит его о помощи голодающим. Все последующие Патриархи Московские и всея Руси — Алексий I, Пимен и Алексий II — в своей переписке с Папами Римскими всегда обращались к ним «Ваше Святейшество!», поэтому совершенно естественно, что так же обращался к Папе Франциску и Святейший Патриарх Кирилл во время личной встречи, и это нашло свое отражение в Совместном заявлении.
Несколько слов о пресловутом «признании таинств еретиков». Между православными и католиками нет общения в таинствах, но это не значит, что мы не признаем никакого действия в совершаемых у католиков таинствах, иначе нам пришлось бы в случае перехода в Православие перекрещивать всех мирян и перерукополагать священников. Напомню слова из Послания Восточных Патриархов 1723 года:
«Мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную».
Приведу также цитату из Послания Святейшего Правительствующего Синода Российской Церкви к Вселенской Патриархии от 25 февраля 1903 года. Речь в нем идет о католиках и протестантах:
«Мы верим искренности веры их в Пресвятую и Живоначальную Троицу и потому принимаем крещение тех и других. Мы чтим апостольское преемство латинской иерархии и приходящих к нашей Церкви клириков принимаем в сущем их сане (подобно тому, как принимаем армян, коптов, несториан и других, не утративших апостольского преемства)».
Уместно здесь привести слова святителя Филарета, митрополита Московского, из книги «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви»:
«Испытующий: По сему признаку и Восточная, и Западная Церковь равно суть от Бога. Уверенный: Да, поскольку и та, и другая исповедуют Иисуса Христа во плоти пришедша, то в этом отношении они имеют общий Дух, который от Бога есть… Изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения Западных христиан и Западной  Церкви». 
Святитель Феофан Затворник в «Письмах о вере и жизни» не стесняется именовать церквами те общины, которые, по его же словам, к истинной Церкви не относятся, но и не абсолютно чужды самого слова во всех отношениях: «Латинская церковь есть апостольского происхождения…»
Создается впечатление, что критики Священноначалия никогда не читали ни приведенные высказывания, ни документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. В этом официально утвержденном и рекомендованном Архиерейским Собором к изучению документе сказано:
«Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией». 
В отношении католичества в Приложении к документу специально подчеркивается:
«Диалог с Римско-католической церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений».
Именно в силу апостольского преемства, сохраняемого в Римско-католической Церкви, за католическими архиереями признается их епископское достоинство, а за священниками — священническое, что находит свое выражение в практике принятия их в сущем сане в случае перехода в Православие.
Некоторые критикуют Совместное заявление за то, что в ней «нет утверждения о том, что Православная Церковь — это единственная истинная Церковь, там нет даже попытки поспорить с тем искажением духовной жизни, молитвенной жизни, которая есть в католической Церкви». А разве формат Совместного заявления предполагает подобного рода критику? Если бы в заявлении стороны критиковали друг друга, оно уже не было бы совместным. Патриарх и Папа могли подписать вместе только то, что разделяется ими обоими, и было бы глупо ожидать, чтобы Папа поставил свою подпись под осуждением собственной Церкви.
 
3. Наши горе-ревнители ложно утверждают: «Папа говорит, что мы, православные — неполноценная церковь». Это утверждение свидетельствует о незнании или сознательном искажении реальности. Подобные заявления со стороны пап имели место в далеком прошлом. Однако на II Ватиканском соборе (1962-1965) и Папа, и все епископы Римско-католической церкви официально признали, что Православные Церкви «обладают истинными таинствами, особенно же — в силу апостольского преемства — священством и Евхаристией» (Декрет об экуменизме, 15), а значит, и всеми средствами спасения. В свое время такая позиция позволила Православной Церкви вступить в диалог с Римско-католической церковью.
 
4. Давайте зададим вопрос: куда толкают нашу Святую Церковь нынешние критики Священноначалия, демонстрирующие ревность не по разуму? Отвечу: в изоляцию и в раскол. Они хотели бы превратить Церковь в секту. 
Эти люди выступают против той активной общественной позиции, которую сегодня занимает Церковь. Они хотели бы, чтобы Патриарх ни с кем не встречался, нигде не выступал, не имел союзников, сидел в изоляции. В идеале они хотели бы видеть нашу Церковь подобной некоторым старообрядческим согласиям, которые вообще не имеют контакта с внешним миром.
Миссионерская открытость Церкви миру, готовность вступать в диалог — все это глубоко чуждо духу наших горе-ревнителей, демонстрирующих резко изоляционистскую позицию. Интересно, что бы они сказали апостолу Павлу, если бы услышали его речь в афинском ареопаге? А что бы сказали наши горе-ревнители преподобному Силуану Афонскому, если бы услышали, как он беседовал с одним архимандритом, занимавшимся миссионерской работой среди инославных? Послушаем рассказ отца Софрония:
«Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, еще молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбужденно отвечал:
— Я им говорю: ваша вера — блуд, у вас все извращено, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.
Старец выслушал это и спросил:
— А скажите, Отец Архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?
— Это-то они веруют.
— А Божию Матерь чтут они?
— Чтут, но они неправильно учат о Ней.
— И святых почитают?
— Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?
— Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?
— Да, есть у них и церкви и службы, но посмотрели бы Вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие.
— Так вот, Отец Архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера — блуд, то они вас не послушают… Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что ее надо исправить, и тогда все будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасемся милостию Божиею… Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви…».
В словах афонского преподобного мы слышим подлинно святоотеческий, апостольский дух, не имеющий ничего общего с разнузданными воплями провокаторов, выдающих себя за защитников Православия и смущающих народ Божий призывами к непоминовению Патриарха, а значит — к расколу.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх