Интервью епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия журналу «Славянка»

Дата публикации 05.11.2016   Количество просмотров 13688
Интервью епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия журналу «Славянка»

В народе недаром говорят: «Церковь не в бревнах, а в ребрах», ведь, по словам апостола, люди — храмы Святого Духа (см. 1 Кор. 6, 19). Открывая для себя мир веры, входя в лоно Церкви, христианин встает на путь воссоздания храма своей души. И дело это гораздо более трудное, чем построить храм из камня…

Сегодня в нашей стране строится немало церквей. Но то же ли происходит с нерукотворными храмами наших душ? О том, как бороться за души русских людей и воспитывать современных детей, как относиться к католикам и пророчествам о царе, какие чудеса происходили при восстановлении храма Христа Спасителя и почему скрыты от нас мощи царской семьи, рассказал епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий.
 
Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях, о том, как Вы пришли к Богу.
— Мои родители познакомились в Воронеже. Они учились в одном классе, там и подружились, а, когда они разъехались после школы по разным местам, то поняли, что друг без друга жить не могут, и поженились. Мой отец, Альберт Иванович Фёдоров (в Крещении Александр), родом из русских поморов, родился и жил до 7 класса в г. Архангельске, окончил Московский авиационный институт. А мама, Глафира Фёдоровна Любавина, родом из воронежских крестьян – закончила Санкт-Петербургский университет. Я родился в подмосковном Королёве, где мои родители работали инженерами в космической отрасли.
Мой отец был мудрым, рассудительным человеком, а мама очень активной и всё время в поиске Истины, радости, красоты. Эту вдумчивую наблюдательность, любовь к жизни и Бого-искательство они привили и мне.
С детства я находился в поиске смысла жизни, думал о жизни после смерти. Также значительное влияние на моё мировоззрение оказали книги Ф.М.Достоевского. Когда я поступил в МАРХИ, то христианские ценности стали раскрываться для меня через искусство, общение с интересными людьми.
Во время и после написания дипломной работы я начал активно искать Бога. И когда я прочёл Святое Евангелие, то искренне уверовал в Бога. Мои родители на тот момент были партийными. Мы много говорили с ними о Вере, о Боге. Мама вспомнила, что много раз на её жизненном пути Господь призывал её к себе. Через всё это она уверовала. Потихоньку и отец пришёл к Богу. В 58 лет он принял таинство Крещения, а в 62 года стал диаконом, а затем и священником, и служил в этом сане 18,5 лет, вплоть до своей смерти.
Почему Вы выбрали монашеский путь?
— С самого детства я всё время стремился к чему-то чистому и высокому. Когда читал философско-религиозные книги, то не получал удовлетворения. И только в Евангелии нашел полноту и совершенство. Моя душа возрадовалась об обретённом Господе и возгорелась к Нему.
Я всегда искал совершенства в любви, крепости в дружбе, взаимопомощи в деловых и рабочих отношениях, но нигде этого не находил. Во время Крещения меня коснулась благодать Божия, как некий аванс на будущую духовную жизнь. До этого я искал всё время какой-то красоты, соразмерности форм; смотрел на произведения архитектуры, природу, человеческую красоту. Когда же крестился, мне уже никуда не захотелось смотреть, т.к. мой ум и сердце были преисполнены благодатью и все мои мысли и желания были не вне, а внутрь, но ненадолго…Усердно стал жить церковной жизнью, стал читать святых Отцов, но особенно увлекала аскетика.
Одной из первых моих духовных книг стали «Творения прп. Симеона Нового Богослова». Они очень сильно подействовала на меня в смысле выбора пути. Подобно тому, как человек влюбляется и всё оставляет ради любимого человека, так и я влюбился в монашество. Монашество – это истинное совершенство.
Расскажите пожалуйста о своей работе в комиссии по воссозданию Храма Христа Спасителя. Какие трудности пришлось преодолеть? Правда ли, что сегодня фактическими владельцами храма являются три физических лица? Какими чудесами укреплял Вас Господь?
— Когда я был насельником Сергиевой Лавры и иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия II, лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин) благословил группу из трёх архитекторов заняться вопросами воссоздания Храма Христа Спасителя. Мы изучили историю проектирования и строительства Храма, создали комплексный проект его воссоздания и показали Святейшему, главному архитектору г. Москвы Л.В. Вавакину и мэру города Москвы Ю.М. Лужкову. Мэр заинтересовался, Патриарх благословил, закрутилась работа, подключился Моспроект, и нас также пригласили поучаствовать. Верхним Храмом занимался Моспроект-2, а нам отдали нижний Преображенский храм и деревянный храм-часовню в честь Державной иконы Божией Матери.
Наша группа увеличилась. В ней трудились замечательные архитекторы: Т.Н. Кудрявцева, И.Г. Тимофеева, А.Б. Барабанов, Е.Ю. Огородова, Н.Б. Оськина, О.Н. Ермакова и другие.
Трудностей было много. Верхний храм проектировался по чертежам создателя первого Храма Христа Спасителя, К.А. Тона и его помощников. Все вопросы по стройке рассматривались на специальном совете, который возглавляли и утверждали Патриарх и мэр. Митрополит Ювеналий возглавлял художественную комиссию. Был ещё Наблюдательный совет и рабочая группа. На этих совещательных и исполнительных собраниях участвовало много духовенства, искусствоведов, профессоров, архитекторов и других специалистов. Нижним же храмом занималась наша небольшая группа проектировщиков. Периодически в нашу работу пытался кто-то вклиниться. Мы защищали свои проекты, Патриарх держал нашу сторону, а Его все неукоснительно слушались и очень уважали. Он поддерживал наши проекты, так как видел в них традиционное церковное благолепие и каноническую правильность.
По поводу нынешних владельцев храма ничего не знаю.
Во время строительства столько было чудес, что их все перечислить невозможно. По благословению отца Наума Т.Н. Кудрявцева была руководителем проекта, И.Г. Тимофеева — основным проектировщиком, а мне пришлось заниматься организационными вопросами. Наши проекты чудесным образом получали поддержку и воплощались.
В советское время образовалась небольшая община верующих, которая по благословению старца Наума ходила на место разрушенного Храма Христа Спасителя и молилась о его возрождении. Время было непростое, за всем наблюдали спецработники, а верующие стояли и читали правило, данное старцем: много-много раз Иисусову молитву и Евангелие о расслабленном. Люди в штатском подходили и видели, что читается что-то неуставное, и думали: «Наверное, это какие-то чудаки». И оставляли их в покое. Народная же молитва доходила до Небес, а чтение Евангелия о расслабленном вопияло к Богу о духовном расслаблении общества. Когда же началась перестройка, другой лаврский старец Кирилл (Павлов) благословил молиться уже по обычному чину: совершать молебны с акафистом Державной иконе Божией Матери. Народ добавлял к этому ещё акафист святому Царю-Страстотерпцу Николаю.
Был такой случай: отец Наум приехал с группой батюшек и монашествующих в Москву. В это время бассейн «Москва», построенный на месте взорванного Храма, был уже закрыт: там обнаружили какой-то опасный грибок. Батюшка походил по бассейну вместе с нами и сказал: «Скоро здесь всё разворуют и начнут возрождать Храм Христа Спасителя, который возведут за 3-5 лет». Мы все удивились: как же такое возможно – центр Москвы, Кремль под боком, и разворуют?! Да и не верили в возможность возрождения, да ещё и такого быстрого. Но началась перестройка, и во всеобщем хаосе бассейн стал рушиться, и его части действительно начали растаскивать. А Храм построили всего за 5 лет. Строили с паузами, при дефолтах и экономическом кризисе, и чистого времени строительства получилось около 3-х лет. Это была настоящая стройка века. Храм возродился в своей былой красоте и величии.
Святейший Патриарх и священники служили Литургии и молебны, освящали все этапы строительства. Мы ходили по стройке с ведрами, кропили здание и рабочих. Дело спорилось, и Храм чудесно быстро возводился. Главным же чудом, чему я стал свидетелем, было то, как неверующие люди – простые строители, проектировщики, руководители — обращались к Богу! После Освящения Храма туда хлынули кающиеся грешники в великом количестве. Мы по много часов их исповедовали, беседовали с ними. На Небесах была велия радость! Храм стал воистину символом возрождения России! А регионы, глядя на Центр, стали возрождать старые храмы и возводить новые у себя на местах.
Сегодня в нашей стране наверное как нигде больше восстанавливается храмов. В Москве действует программа «200 храмов». А как обстоит дело со строительством новых церквей в Вашей епархии?
Слава Богу, что идет возрождение духовной жизни, и, как следствие, начинают строиться храмы. На самом деле, даже если в Москве построят не 200, а 500 храмов, то их всё равно будет недостаточно на всех жителей.
Каждый многоэтажный дом – это целое село по численности. А если мы вспомним, что раньше в каждом селе был хотя бы один храм (а то и больше), то становится понятно, что у каждой многоэтажки должен стоять небольшой храм.
В нашей епархии действует программа «30 храмов». В Хабаровске тоже действует программа «30 храмов», а на Камчатке – «20 храмов». Необходимо отметить, что как Хабаровская, так и Камчатская епархии пользуются поддержкой государственных структур при реализации своих программ на всех уровнях. А мы строим храмы исключительно на энтузиазме священников и редких благодетелей. Власти на местах нам не препятствуют, но и не помогают.
Число 30 – приблизительное. На данный момент в той или иной стадии ведется работа над 35 храмами и часовнями. В условиях Приморья строительство храмов – это огромная и трудная работа.
Сам я по профессии архитектор и в своё время закончил МАРХИ. Господь послал нам доброго помощника, епархиального архитектора из Москвы — Александра Геннадьевича Комарова. Помогают нам и другие московские архитекторы. Мы строим каменные и деревянные храмы, часовни, ставим поклонные Кресты. У нас огромные планы не только в храмоздательстве, но и в просвещении нашей таёжной глубинки.
Ведь человек – это храм Божий, Бог в нерукотворенных храмах живёт, и таковое Храмоздательство важнее всего.
Сегодня мы часто слышим о храмоборцах. Что православные, на Ваш взгляд, могут противопоставить их доводам?
— Наше общество сейчас находится в разодранном, разрозненном состоянии. Одна часть это патриоты, которые хотят возродить Россию, но есть те, которым всё равно, возрождается наша страна или рушится, и их, как это не прискорбно большинство. Немало и вредителей. Необходима государственная программа при проектировании новых районов, по которой предусматривались бы не только больницы и магазины, но и храмы. Тогда храмоборцы будут выбирать квартиры подальше от будущего храма из-за колокольного звона и других причин.
С другой стороны, у нас немало заброшенных, почти разрушенных храмов, а также древних храмов-памятников, до сих пор не возвращенных Церкви музеями. Почему так происходит, ведь по федеральному закону 2010 года музеи обязаны были вернуть имущество религиозного назначения?
Законодательство улучшается, но не все хотят соблюдать законы. Когда дело касается какой-либо материальной собственности, всегда возникают прения. Да и Церковь пока не готова взяться за всё. Раньше стоял красивый храм, и вокруг него была деревня, а сейчас часто бывает так: деревни давно уже нет, а полуразрушенный храм стоит в чистом поле. Для Церкви главным является то, что храм – это Святыня, а является ли он памятником архитектуры или нет, не так уж важно. Тем более, что любой древний храм по сравнению с современной архитектурой – это настоящее произведение искусства.
Храм – это дом молитвы, где человек соединяется с Богом. И даже если он давно заброшен, мы должны его восстановить и «оживить» в память о наших предках, которые здесь жили и молились. Нужно бороться, как за каждую душу, так и за каждый храм!
Сегодня понятие патриотизма имеет очень размытые границы. В чем проявляется патриотизм у христиан, «граждан Небес»?
Все истинные христиане, прежде всего, патриоты Небес. Хорошо иметь мудрого и благочестивого царя на земле, но главный наш Царь – это Христос. Он должен царствовать в нашем уме и сердце.
На первом месте у христиан всегда должно быть Царствие Небесное. Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божия и силы его, и вся сия приложатся Вам». Земной патриотизм является подготовкой, ступенью к патриотизму Небесному, и поэтому православные всегда искренне любят свою Родину, свою семью и жизнь свою готовы отдать не только за Бога, но и за Царя, Отечество. Можно уподобить жизнь христианина лествице добродетелей: научаясь почитать своих отцов, мы восходим к почитанию отцов государства, а затем возносимся к почитанию Отца Небесного.
Этот номер по традиции посвящен Царственным Страстотерпцам. В наше время возрождается почитание Царской Семьи, но оно еще не имеет характер повсеместного, будто Царская жертва так и проходит мимо сознания верующих.
-Для меня Царственные Страстотерпцы – это великие святые. К патриотизму я и сам пришёл не сразу, через Веру. Современные люди мало знают о Боге, о патриотизме, о наших героях. Ведь святые – это герои духа. Как трава принимается после зимы, так и Царственные Страстотерпцы, их пример и подвиг, святость и добродетели со временем завоюют сердца россиян.
Мы должны знать своих героев, своих святых. Наш Царь совершил великий подвиг – умер за свою страну, за своих чад. Его подвиг подобен подвигу Христа, и поэтому Церковь его прославила, и мы его почитаем как святого.
Святого Царя называют искупителем и удерживающим, и это отчасти верно. Любой царь в стране или отец в семье удерживает от внешних и внутренних врагов, сохраняет страну или, соответственно семью и если надо — должен положить душу свою за други своя. Но Удерживающим весь мир и каждого из нас от зла и погибели является Дух Святой, а истинным Искупителем является Господь наш Иисус Христос.
Почитание святого царя Николая нельзя возводить в культ, нельзя склоняться к царебожничеству. Пророка Моисея современники пытались обожествить, прп. Иоанну Лествичнику хотели воздавать поклонение как богу, а у святого Иоанна Кронштадского после кончины образовалась секта чрезмерных почитателей. Поэтому Господь сокрыл их святые мощи, чтобы люди не впадали в идолопоклонство. Может быть, именно поэтому мы до сих пор не имеем мощей святых Царственных Страстотерпцев?
Нам сегодня известны пророчества святых о грядущем православном царе. Как Вы считаете, возможно ли возрождение монархии в наше время в России, при нынешней конституции и «демократическом» мышлении большинства народа?
— Когда я 30 лет назад пришел к вере, то с большим интересом читал разные пророчества. Но потом понял, что Царя нужно прежде всего иметь в сердце и уме. Что касается установления монархии в России, то на современном этапе это невозможно. Сейчас все наше общество пронизано западными ценностями, и, даже если Царь придет, никто его не будет слушаться.
Всё зависит, с одной стороны, от воли Божией, а также от покаяния и исправления нашего народа, с другой. Если мы достойно понесём Божии наказания за свои грехи, раскаемся, смиримся и вернёмся к Русской Правде, то Царь Небесный может послать нам православного царя.
Что же касается пророчеств, то всему своё время, да и не все они выполняются, так как у людей свободная воля и мало в нашей жизни получается по Воле Божией, больше по попущению Божию.
В России 80% людей считают себя православными. Тогда откуда у нас такое страшное количество проявлений явного безбожия – аборты и брошенные дети, разводов и случаев семейного насилия?
Статистика в 80 % православных никак не отражает действительность. С этой цифрой можно хоть как-то согласиться, если считать православными тех, которые имеют православные корни.
Православный человек – это не только крещеный и верящий в то, что «что-то там есть», ходящий два раза в год в храм освящать куличи и брать святую воду. Православные живут по Божьим законам; не реже чем раз в месяц исповедуются и причащаются, живут в послушании у Церкви, имеют духовника. Одним словом — в системе православных ценностей и послушаний. Они знают, во что именно и в Кого они верят. Православные крещены «Духом Святым и Огнем». «Духом Святым» – это в Крещении и других Таинствах, а «огнем» – постоянно горят к Богу и поучаются в Слове Божием и чтении Святых Отцов. Если человек не подпитывается этим огнем, он духовно охладевает и отходит от высокого богословия и аскетизма, скатываясь в язычество и суеверия.
Большинство людей в нашей стране не разделяют православные устремления и ценности. Раньше, хотя люди грешили и падали, но всё же был некий идеал – идеал святости. А сейчас никто ни к чему не стремится. Потому-то всё скатывается в явное безбожие, а отсюда уже вытекают проблемы, описанные в Вашем вопросе: аборты, разводы, и пр.
Всё это – проявление того, что ценности изменились, и в основании всего перестал быть Бог. Мерой всех вещей стал человек и его похоти. На первом месте у каждого сейчас стоит «я», «я» и еще раз «я», и еще немного «семья».
Что бы Вы посоветовали молодым супругам, которые среди тягот семейной жизни начинают сомневаться в своем выборе? Как им сохранить семью?
— Русская пословица гласит; «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Поэтому нельзя торопиться становиться супругами. И другая поговорка говорит: «Идучи на войну – молись. Идучи в море – молись вдвое, хочешь жениться – молись втрое».
Что же касается семейной жизни, то самый лучший способ сохранить семью следующий: для женщины – смирение, терпение и уважение, а для мужчины – уважение, снисхождение к слабому полу и забота. Без этих составляющих ничего не получится. А главное — выбор пары. Семейную жизнь полагать на камне Веры и благочестия.
Расскажите о православной миссии в Арсеньевской епархии. Какие проблемы сегодня стоят наиболее остро, а какие пожинаются плоды?
Люди в России вообще и в Приморском крае в частности пребывают в настоящем духовном оскудении. Поэтому главная задача современной православной миссии – это несение слова Божия на всех уровнях: мы работаем и на приходе с нашими дорогими верующими, с их семьями. Идем в школы, работаем с администрацией, с военными, с чиновниками, с предпринимателями. Наиболее остро стоящая сейчас задача – это просвещение наших детей. Дети – это наше будущее.
В Основах социальной концепции РПЦ и Стратегии развития русского государства написано, что главнейшей целью воспитания является патриотическое, духовно-нравственное, культурное воспитание. А хранительницей всех этих ценностей является Церковь. В рамках этих церковных и государственных документов мы ведем свою работу. Стремимся сделать так, чтобы в каждом классе преподавались основы православной культуры и истории. Устраиваем для ребят концерты, различные песенные и культурные праздники, военно-спортивные мероприятия. Стараемся ввести детей в поле православных, духовно-нравственных, исторических ценностей. Показать им красоту и радость, которых их лишили.
Трудно донести до чиновников необходимость заниматься не только экономическими и политическими, но и нравственными вопросами. Это касается и предпринимателей, да и простых людей.
Арсеньевская епархия начинает постепенно завоевывать уважение в обществе. Мы стараемся участвовать во всех культурных, социальных, образовательных мероприятиях. Одним словом, радуемся с радующимися и плачем с плачущими.
Церковь нередко обвиняют в пассивности, молчании и потакании властям. Но стоит священнослужителю смело выступить с какой-то яркой инициативой, как тут же сыплются обвинения в «мракобесии» и т.д. почему так происходит?
— Церковь по определению не от мира сего. Князь мира сего – сатана, нравится нам это или нет. Христиане называются воинами Христовыми. Мы боремся за каждую душу. Поэтому, что бы мы не делали, наша деятельность всегда будет вызывать у кого-то недовольство. Как Господь сказал: «Плясахом вам, и не плясасте, рыдахом вам, и не рыдасте».
Что бы Вы сказали тем православным священникам и мирянам, которые обеспокоены сегодня процессами экуменического характера в нашей Церкви, искусственного единения католической и Православной Церквей?
— Господь сказал: «Будьте мудры яко змии, и просты яко голубие». По отношению к внешним надо быть мудрыми, как змеи, а по отношению к своим, родным, православным — простым, открытым, и говорить явно, как Господь со своими учениками. Поэтому хочется, чтобы внутри Церкви мы – архиереи, священники – были открыты для народа и говорили всё как есть. Чтобы народ смог жить спокойно. Сейчас вопрос искусственного единения не стоит. Есть опасения по поводу грядущего Всеправославного собора. Люди волнуются, как бы на нем не было принято каких-либо экуменических решений.
Хочется сказать пару слов и о нынешнем состоянии католицизма. После Второго Ватиканского собора говорить о какой-то апостольской преемственности не приходится, так как в католичестве на данный момент сохранилось лишь видимость церкви, а на самом деле это давно уже не та организация, с которой можно вести диалог на равных. Мы знаем, что Бог один и Церковь одна. Об этом хорошо писал свт. Иларион (Троицкий). Поэтому надо честно признать, что католическая церковь уже давно находится вне ограды Церкви Христовой.
Православным священникам и мирянам хочется посоветовать держаться Православия, поддержать наше священноначалие, которое сейчас находится в тяжелых политических и духовных условиях. Поддержать своей крепкой верой, несомненной надеждой, и, если надо, исповедничеством. Святая Русь никогда не принимала западные исповедания. А тем более экуменизм, который есть ересь ересей, это вера антихриста, когда всё в одну кучу и в итоге всё против Бога. Да не будет!
15. Как нам преодолеть невежество и отсутствие порой элементарной культуры в обществе — в школе, на работе, в магазине, на приходе?
— Я думаю, здесь стоит вопрос о возрождении русской культуры. Раньше основными книгами в русском обществе были Евангелие, Библия, Часослов, Постановления Апостолов, Постановления 7 Вселенских и 14 Поместных Соборов, книга Правил, Номоканон, Домострой и другие святые книги. Из них исходила высоконравственная культура поведения, благоговейного уважения друг к другу, милосердие, знаменитое русское странноприимство, широкая русская душа, и так далее. А сейчас эти высокие ценности вымерли: русские люди не читают Евангелие, не читают любимейшую в древности книгу – Жития святых, не читают творения святых отцов. А что читают? Читают детективы, романы, смотрят телевизор, «зависают» в соцсетях.
Надо восстанавливать институт семьи, уважение к мужу, к отцу прежде всего, уважение к матери, христианскую систему отношений. Чтобы внешнее отражало внутреннее. Отсюда и отношение ко всем остальным людям. По Евангелию: «Как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы к ним относитесь». Но всё должно начинаться с семьи, потому что основное воспитание всегда было в семье.
Когда я сюда приехал со своими помощниками, то местные жители шарахались от подрясников, от наперсных Крестов, от апостольников инокинь. Они никогда раньше не видели ничего подобного. Сейчас уже привыкли. Церковь у нас с открытым лицом, и не строит из себя того, чем не является и не «прогибается под изменчивый мир».
Курение, алкоголизм, распущенность сквернословие — уже повсеместны, активно насаждаются рекламой и особенно популярны в подростковой среде… Можем ли мы от этого уберечь своих детей? Как молодые люди могут сами противостоять агрессивному злу и порокам общества?
— Детям самовоспитаться очень сложно. Когда ребенок маленький, он должен воспитываться в системе, в семье. Ребенка надо воспитывать, когда он находится во чреве матери или лежит поперек лавки. Потом уже поздно. В школу его надо отдавать строгую, чтобы он общался с воспитанными детьми. Водить его в кружки и секции. Чтобы у него не было свободного времени и всё было расписано до минутки. Отец и мать должны быть единодушны в своих взглядах на воспитание: за одно и то же наказывать или награждать.
И естественно, воспитание должно совершаться на началах церковных. Когда дети становятся ещё старше, нужно их отдавать в молодежные церковные организации, чтобы они увидели, что они не одни такие среди воющего на христианство мiра. Чтобы они смогли найти единомышленников, а впоследствии и друзей. Чтобы они знали, что у них есть Бог, есть Небесная Церковь, а земная Церковь небезразлична к их участи. Задача Церкви – создание среды, в которой они чувствовали бы, что они нужны, важны и значимы.
Верующие для греховного мира всегда являются бельмом на глазу, но от этого нам никуда не деться. Сам Христос говорит в Евангелии апостолам: «Если бы вы были от мира, то мир бы вас любил, но поскольку вы не от мира, то мир будет вас ненавидеть». И действительно, если не ненавидят, то с недоброжелательством, непониманием, неприятием христианского образа жизни приходится сталкиваться неоднократно. Но это цена, которую нам должно платить за всё то великое, радостное и утешительное, что мы в Церкви Христовой получаем. Но укрепимся, постараемся засвидетельствовать жизнью нашу верность Тому, в Кого мы верим.
Владыка, сегодня детей чем только не балуют. Игрушки, мобильные телефоны, компьютеры… В итоге, дети так «прирастают» к монитору, отрываются от реальной жизни, бытовых забот. Как этого не допустить и на что делать главный упор в воспитании детей?
Суть воспитания – это любовь. Это начало и конец всего. Начало любви –научить бояться Бога, бояться родителей, а «совершенная любовь вон изгоняет страх».
«Начало премудрости – страх Господень». Мудрые родители понимают, что в научении страху Господнему – первая степень любви к своему ребенку. Чем больше ребенок слушается и исполняет, тем больше ему дается свободы.
Что касается гаджетов, то я знаю, что есть такие школы, где детям вообще запрещено пользоваться мобильными устройствами. Конечно, мы живем в таком обществе, где трудно от этого совсем избавиться, но, как бы то ни было, всё должно быть в меру и под контролем.
Как этого не допустить? Прежде всего, родители должны показывать собственный добрый пример, сами должны трудиться. Во-вторых, надо ограничивать использование гаджетов, как я уже сказал выше.
Должна быть система жизни. Каждая минутка должна быть у ребенка расписана, отчет обо всем и постоянный разбор полётов, как бы ни казалось это строгим. Мы должны воспитать человека, воспитать гражданина сначала земного, а затем и Небесного общества.
Семья – это малая Церковь, это ячейка государства. Главное – это научить детей страху Господню, тогда он станет человеком. И, как следствие, научить Богообщению.
Ваше наставление нашим читателям?
— Желаю нашим читателям держаться веры православной, жить духовной, нравственной, христианской жизнью. Чтобы было единое христианское сообщество, «брат от брата помогаем», и в страхе и благоговении воспитывать своих детей. Времена всегда были и будут нелегкие. Желаю всем быть с Церковью, с Богом, в непрестанном Богообщении и радоваться о Господе.
Беседовали Екатерина Придворова и Нина Рядчикова
Сайт Арсеньевской епархии опубликовал интервью епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия журналу "Славянка".

 

Фотогалерея

Теги:
епископ Гурий


Читать все


В день престольного праздника сонм архипастырей совершил Божественную литургию в Рождество-Богородицком женском монастыре
23.09.2024
21 сентября 2022 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии митрополит Вениамин (Пушкарь) возглавил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре.
В праздник Крещения Руси митрополит Владимир возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе
28.07.2024
28 июля 2024 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице и День Крещения Руси — день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе.
Сонм архипастырей Приморской митрополии совершил всенощное бдение в канун празднования Дня Крещения Руси
27.07.2024
27 июля 2024 года, в канун Недели 5-ой по Пятидесятнице и дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, Дня Крещения Руси, глава Приморской митрополии возглавил всенощное бдение в Покровском соборе.
Архипастыри Приморской митрополии совершили литургию в Покровском храме города Артема
12.05.2024
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир в сослужении епископа Уссурийского Иннокентия, епископа Находкинского и Преображенского Николая и епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия совершил литургию в Покровском храме п. Угловое.
Сонм архипастырей Приморской митрополии совершил Божественную литургию в Свято-Никольском кафедральном соборе
11.01.2024
11 января 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир возглавил Божественную литургию в Свято-Никольском кафедральном соборе в сослужении архипастырей Приморской митрополии

Мы в соцсетях

Популярное

В Уссурийске молитвенно почтили безвинноубиенных в годы советских репрессий
01.11.2024
30 октября 2024 года, в день памяти о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении протоиерей Андрей Машанов совершил заупокойною литию на месте предположительного захоронения репрессированых.
Подведены итоги конкурса «Красота Божьего мира: времен связующая нить», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
11.11.2024
В рамках работы регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений во Владивостокской епархии состоялось подведение итогов конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»

Наверх