Новости епархии
Митрополит Владимир: «Александр Невский как никто другой олицетворяет всю нашу историю»
Владивосток. 26 ноября 2020 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил с докладом, посвященном теме XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», на Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы развития», состоявшейся на базе Приморского краевого института развития образования.
В своем докладе глава митрополии отметил не только выдающиеся победы русского оружия на северо-западном порубежье Отечества, связанные с именем князя Александра Ярославича, но и его мудрую позицию по отношению к Золотой Орде на востоке.
«И если при жизни князь Александр пользовался заслуженной славой талантливого полководца, не знавшего ни одного поражения, то после своей смерти практически сразу же был окружён народным почитанием как святой заступник Руси.
Можно сказать, что в некотором смысле Александр Невский как никто другой олицетворяет всю нашу историю. Его образ связывает воедино разные исторические эпохи: время святого равноапостольного князя Владимира с его судьбоносным выбором святого Православия и период борьбы за сохранение русской самобытности в противостоянии с Западом, который не заканчивается и по сей день», — отмечает митрополит Владимир.
Особое внимание архипастырь уделил значимости и сложности исторического момента, на который пришлись годы правления князя Александра Невского:«От наших соседей-китайцев к нам пришел известный афоризм, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. Так вот если мы посмотрим на контекст времени, в которое довелось жить князю Александру, то увидим, что это был тяжелейший перелом эпох. Александр Ярославич стал свидетелем глубинных сдвигов в жизни русского народа. На его глазах разворачивалась великая историческая трагедия».
К XIII веку русские земли достигли в культурном отношении небывалых высот: это был расцвет каменного строительства и появления новых городов, бурного развития искусства и ремесел, в том числе и освоения уникальной техники мозаики. С другой стороны, во многом это культурное благополучие было обусловлено ситуацией постоянного соперничества между княжествами. Удельные споры, кровавые братские междоусобицы сотрясали страну, народ которой был довольно сильно разобщен.
«У нас сейчас, к сожалению, модно заниматься «пересмотром» отечественной истории, унижением и умалением подвигов предков, поиском «неудобных фактов» и презентацией альтернативных точек зрения. То и дело в книжных магазинах появляются труды исследователей, оспаривающих реальность татаро-монгольского ига и считающих преувеличенными угрозу с запада и масштаб урона, который понесла русская земля от орд кочевников. Но это невозможно воспринимать иначе, как циничное глумление над отечественной историей, культурой и святынями нашего народа.
В русских летописях и литературных памятниках, отражающих события XIII века, монгольское нашествие однозначно описывается как величайшее национальное бедствие. Это был полный разгром страны. Тысячи людей погибли, десятки городов навсегда исчезли с лица земли, уничтожены бесценные памятники культуры, безвозвратно утрачены многие ремесла». Итальянский путешественник Джованни де Плано Карпини, направлявшийся с дипломатической миссией в ставку монголов – Каракорум, проезжая через русские земли, в красках описывал крайне бедственное их состояние: в Киеве, который раньше поражал всех своим великолепием, осталось едва ли 200 домов, и стольный град «сведён почти ни на что». А ведь до нашествия в Киеве проживало более 10 тысяч населения! Та же печальная участь постигла и родную для меня Рязанскую землю. В Рязани, где проживало до 7–8 тысяч человек, буквально не осталось камня на камне. На старом месте город так и не смог больше никогда восстановиться. Был построен новый», — подчеркнул владыка Владимир.
Единственным островком русской культуры, который не затронули монгольские нашествия, был северо-запад Руси — Новгородские земли.
«Трагические события монгольского нашествия застали молодого Александра на княжеском престоле в Новгороде. Получая печальные вести со всех концов Руси, он начинал осознавать ужасающий масштаб охватившего страну бедствия. Но вместе с тем не мог не замечать и возросшей активности западных соседей, претендовавших на богатые земли Новгородчины.
Расчет западных держав был до предела прост: обескровленные монгольским нашествием русские земли не смогут защитить северо-западные княжества, а потому нужно успеть воспользоваться сложившейся ситуацией. Однако в отличие от монголов, которыми также двигала жажда наживы, но которые вместе с тем проявляли широкую веротерпимость и не вмешивались в религиозную жизнь покоренных народов, западные соседи определенно были нацелены на изменение сознания русских людей и обращение их в католичество», — отмечается в докладе.
Известно, что Папа Римский несколько раз направлял легатов к разным русским князьям с предложением оказать военную помощь в борьбе с монголами в обмен на отказ от Православия и соединение с Католической Церковью. Такие предложения получали, в частности, князья Даниил Галицкий, Василек Волынский, Ярослав, отец Александра Невского, да и сам князь Александр как минимум дважды беседовал с папскими посланниками.
«Решительный отказ князя Александра от помощи Папы Римского был, безусловно, очень сильным поступком, если не сказать подвигом. Необходимо обладать действительно огромной силой духа и крепкой верой, чтобы, отвергнув очевидно удобное решение, сопряженное, правда, с радикальными уступками совести, всецело положиться на помощь Господа и довериться Его Промыслу.
«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем», — это мудрое наставление Владимира Мономаха читали все княжичи того времени. Но молодому Александру оно, по всей видимости, запало глубоко в душу. Отказаться от православной веры в угоду политическим обстоятельствам было для него решением неприемлемым и недопустимым. Деятельность князя Александра имела основанием не только холодные политические расчеты, но и высокие духовно-нравственные категории», — особо подчеркивает митрополит Владимир.
Невская битва в 1240-м году, взятие отстроенной немцами крепости Копорье в 1241-м, знаменитая битва на Чудском озере в 1242-м году, победы над Литвой в 1245-м в районе Торопца и Витебска — эти и другие ратные подвиги Александра стали важным вкладом в защиту духовного суверенитета русского народа.
«Слова же «не в силе Бог, а в правде», сказанные Александром перед битвой со шведами на Неве, стали выражением православного мироощущения русского народа, своего рода девизом внешней и внутренней политики нашей страны на многие столетия. И мы знаем, что готовность народа отстаивать правду наперекор неблагоприятным внешним обстоятельствам не раз ярко проявляла себя в истории нашего Отечества», — сказал глава Приморской митрополии.
Победы князя Александра на Западе чередовались с необходимостью являть смирение перед силой Востока. После опустошительных монгольских набегов русские княжества представляли собой печальное зрелище: большая часть населения физически истреблена, экономика почти уничтожена, культура в упадке.
«И князь Александр Ярославич ясно понимает, что в данных условиях острее всего стоит вопрос народосбережения, а сохранение самой нации важнее национальной гордости. Если любой ценой продолжить освободительную борьбу с врагом, явно превосходящим по мощи и возможностям, в скором времени русский народ ждет полное исчезновение.
Через толщу веков бывает сложно понять, что чувствовал правитель, на глазах которого разворачивалась невиданная национальная катастрофа. «Житие» святого князя повествует, что в Орду Александр ездил, чтобы «отмолить людей от беды». Благодаря усилиям Александра Невского удалось частично возобновить разрушенную экономику, сохранить мужское население от насильственной мобилизации в татаро-монгольские войска, добиться столь необходимой передышки для русских земель. «Князь Александр церкви восстановил, грады людьми наполнил, людей распуганных вернул в дома их», — свидетельствует житие.
Не будет преувеличением сказать, что деяния князя стали основанием для формирования единства русской нации для дальнейшей борьбы с врагом, сделали возможными и Куликовскую битву спустя столетие, и окончательное освобождение от татаро-монгольского ига в XV веке», — также отмечает митрополит Владимир.
Завершая доклад, владыка Владимир подчеркнул особое значение исторической памяти о деяниях святого благоверного князя Александра Невского на современном этапе.
«В благодарной памяти народа имя Александра Невского навсегда останется символом духовного единства, «ангелом хранителем» земли Русской, дерзновенным заступником Отечества, жизнь свою положившим ради ближних.
Подвиг святого князя не потерял своей актуальности и поныне. Мы с вами особенно явственно ощущаем, что тоже находимся в некоей точке пересечения и даже переломе традиций: рукой подать до Китая, Кореи и Японии, совсем рядом и флагман западной цивилизации — Соединенные Штаты Америки. Два полюса культуры — Восток и Запад. А Россия — между ними. Так традиционно преподносится проблема цивилизационного выбора нашей страны.
Тем острее в связи с этим стоит вопрос о понимании нами общего исторического процесса, отношения к тем или иным ключевым событиям отечественной истории. Именно от этого зависит наше национальное самосознание. Именно этим определяется наше бытие как единого народа.
Дай Бог, чтобы по молитвам святого благоверного князя Александра Невского в нашем народе сохранялись мир и согласие, всегда царили любовь и взаимное уважение. Благодарю за внимание».
Читать все