Новости Владивостокско-Приморской епархии 2003-2011
Обсуждены проблемы преподавания в школе православной культуры
Владивосток. В актовом зале ПИППКРО состоялось заседание секции «Содержание общего среднего и дополнительного образования в контексте духовно-нравственного возрождения России». Работа этого направления в рамках VII Приморских образовательных чтений вызвала оживленный интерес участников.
Доклад игумена Георгия (Шестуна) из Самары открыл работу секции. Он касался особенностей образования в России и неразрывной связи учебного процесса с православной традицией. Он дал характеристику основных подходов к изучению православной культуры в школе: этический, краеведческий, религиоведческий культурологический и церковно-этический. В частности, игумен Георгий (Шестун) сказал: «Спасает не знание, не христианская культура, а жизнь со Христом. Православие – наш путь в этом мире. Светский предмет от вероучительного отличается целью. Цель школы – научить ребенка, но не требовать от него так жить. Но при этом нельзя сводить православную культуру только к предмету, ведь это содержание нашей жизни».
С докладом «Анализ состояния школьного образования в период 1990 – 2006 гг. Прогнозы и перспективы» выступил И. А. Липский, зав. лабораторией социально-педагогических технологий и политики в области воспитания ГосНИИ Российской академии образования (г. Москва). Суть доклада сводилась к анализу духовно - нравственного состояния общества в СССР и современной России (коллективизм – индивидуализм, победитель – побежденный). На основании этих данных была показана разница в мировоззрении учителей и современных учеников. И. А. Липский отметил: «Большинство учителей стоит на позиции социальных пессимистов. Но как поколение социальных пессимистов сможет воспитать поколение победителей? Как поколение коллективистов может воспитывать индивидуалистов, живущих по принципу «здесь и сейчас»?». Различные мировоззренческие позиции представляют серьезную проблему для образования, так как для учебного процесса приоритетное значение имеет не «набор учебников», а коллектив талантливых педагогов. Различные инновационные системы, разработанные за рубежом, приносят ущерб российскому образованию. Докладчик выступил за сохранение фундаментальных основ традиций российского образования.
Игумен Никита (Зеленюк), настоятель прихода храма Покрова Божией Матери г. Лесозаводска назвал одну из проблем, связанных с преподаванием ОПК – нехватку учебных часов для введения предмета. Во-вторых, отсутствие контактов светских учителей со священниками и преподавателями воскресных школ.
Т. А. Гвоздарева, руководитель лаборатории «Основы православной культуры» ПИПКРО среди причин, препятствующих введению ОПК в школах, назвала излишнюю политизированность вокруг этого вопроса (страх, что под видом культурологической дисциплины придет форма идеологического контроля), недоверие родителей, игнорирование позиции ребенка. Т. А. Гвоздарева отметила, что «целью ОПК является национальная интеграция и социальная адаптация в условиях России». В учебной дисциплине «История религии», которая предлагается для школы, отсутствуют такие цели.
Заседание секции во второй половине дня открылось презентацией мастер-класса «Христианское прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»». Выступали Т. И. Гончарова, преподаватель литературы Евро-Азиатского лицея ДВГТУ, Е. Д. Тимошенко, преподаватель МХК Евро-Азиатского лицея ДВГТУ и трое учащихся Евро-Азиатского лицея ДВГТУ. При изучении этого произведения в школах часто возникают проблемы. Учителя говорят о том, что Иешуа – это прообраз Христа, а Воланд – воплощение высшей силы, управляющей миром. Однако докладчики развеяли эти заблуждения, сравнив евангельскую историю с содержанием «Мастера и Маргариты». Для создания образного представления о романе включали произведения композиторов, упоминавшихся в книге Булгакова.
По окончании секции игумен Георгий (Шестун) рассказал об организации «Самара православная», членами которой в г. Самаре могут стать многие прихожане церквей. Участники секции познакомились с образцами социальной рекламы, посвященной вопросы повышения рождаемости.
Читать все