Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, прочитал лекцию об иконах

Дата публикации 26.12.2013   Количество просмотров 9178
Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, прочитал лекцию об иконах

Владивосток. 25 декабря 2013 года в Духовном училище протоиерей Александр Салтыков, принявший участие в научно-практической конференции «Православная икона: традиции и современность» и открытии выставки «Дивен Бог во святых Своих» прочитал лекцию «Икона в православной традиции». Лекция организована по инициативе Арсеньевской епархии.

На лекции присутствовали Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии; студенты Владивостокского Духовного училища и прихожане Владивостокских храмов.

Отец Александр подчеркнул, что иконописец должен быть верующим, жить по христианским законам, очищать свою душу, чтобы икона – «богословие в красках» действительно рассказывала о Боге:

– Икона показывает понимание гармонии древними иконописцами, показывает достоинство человеческой души. Поскольку душа и тело вещи, хотя и родственные, но разные, поэтому иконописец изображает душу как бы помимо тела. Как это сделать, если душа ещё не отделилась от тела? С одной стороны это рисунок упрощённый, а с другой стороны – рисунок в полной гармонии, стройное соответствие единства и одновременно многообразия в человеке. Человек представлен цельном гармоничным.

На иконах не изображают плоть, тело, а только духовный облик, поэтому на иконах обычно нарушены пропорции тела. Икона – это не портрет.  Икона – это свидетельство о духовном, о тайне жизни, о новом преображенном, обожженном теле, которое получили святые во Царствии Небесном.

В Послании к Галатам святой апостол Павел говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:22-23). Эти добродетели должны быть художественными средствами отражены на иконе. Например, воздержание (самый первый плод духовной жизни) – обычно изображают впалые щёки, тонкие, как бы бесплотные руки.

«Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.» (Иак.1:26). «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6). Поэтому на иконах уста изображают маленькими и тонкими, меньше или равными глазам – как свидетельство того, что святой смог обуздать свой язык.

Художник-иконописец пишет золотой фон – символ вечности, тело умирает, а душа – вечное начало в человеке – не умирает.

Лекция сопровождалась слайдами. Отец Александр показал не только примеры шедевров иконописи, но и некоторые современные иконы и объяснил, почему они не могут быть полноценными иконами, объяснил недопустимость их тиражирования с его точки зрения.

Протоиерей Александр Салтыков – декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета, член Союза Художников России, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Фотогалерея



Читать все


Мы в соцсетях

Популярное

В Уссурийске молитвенно почтили безвинноубиенных в годы советских репрессий
01.11.2024
30 октября 2024 года, в день памяти о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении протоиерей Андрей Машанов совершил заупокойною литию на месте предположительного захоронения репрессированых.
Подведены итоги конкурса «Красота Божьего мира: времен связующая нить», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
11.11.2024
В рамках работы регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений во Владивостокской епархии состоялось подведение итогов конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»

Наверх