Игумения Павла
Основательницей и первой настоятельницей Южно-Уссурийского женского монастыря стала игумения Павла (Трегубова).
Матушка Павла, в миру Параскева Николаевна Трегубова, родилась в 1830 году в деревне Трегубово Слободского уезда Вятской губернии. Благочестивые родители ее - Николай Алексеевич и Марфа Исидоровна Трегубовы держали кузнечно-слесарную мастерскую и мукомольную.
По увольнении из крестьянского общества в 1854 году матушка Павла, тогда еще Параскева, поступила в Христово-Рождественский Слободской женский монастырь. 14 октября 1865 года Параскева Трегубова была пострижена в рясофор с наречением ей имени Парфении, а 23 апреля 1866 года она была пострижена в мантию под именем Павлы. Своей благочестивой и подвижнической жизнью матушка Павла давала добрый пример для подражания сестрам обители.
Проживши 30 лет в Слободском монастыре, матушка Павла 20 лет ходила за сбором добровольных пожертвований в пользу монастыря. Большую часть времени была на этом очень трудном послушании в Петербурге и в Москве. Нетрудно себе представить, как тяжело было нести это послушание: матушке приходилось терпеть голод и холод, и насмешки неверующих людей, и т.п. Исполняя это послушание, матушка нажила себе катар желудка, который в течение 35 лет подтачивал ее и без того незавидное здоровье. Она почти самая первая из российских монахинь-сборщиц проникла в Сибирь за сбором.
В 1880 году Высокопреосвященнейший архиепископ Вениамин стал убеждать матушку Павлу строить в Забайкальской области женский монастырь. После долгих раздумий и колебаний матушка, наконец, согласилась, и в 1884 году прибыла в Иркутск, чтобы приступить к строительству монастыря в Чите. Вскоре, благодаря неустанным трудам и неутомимой энергии матушки монастырь был устроен.
Но 23 июня 1899 года мать Павла оставила Читу. Энергичная 69-летняя игуменья со своей верной помощницей матушкой Марией и еще с 15-ю сестрами-послушницами отправилась на Дальний Восток строить новую обитель.
Нелегко было матушке и ее спутницам проделать далекий путь от Читы до Владивостока. При выезде из Читинского монастыря у них было на дорогу 300 рублей, да три лошади с экипажем и более ничего. Верст 400 по рекам Ингоде и Шилке наши путешественницы плыли на плотах, затем от Сретенска до Хабаровска - на пароходе. Дальше - на перекладных.
Еще до прибытия в Никольск-Уссурийский матушка игуменья обратились к правящему архиерею Владивостокско-Камчатской епархии Владыке Евсевию с прошением о принятии ее с сестрами во вверенную ему епархию и о разрешении приехать им во Владивосток для разыскания подходящего места для устройства женской обители.
Прибыв в Никольск-Уссурийский, матушка с сестрами поселилась в наемном частном доме на средства благотворения, ибо своих денег у них не было. И матушка Павла занялась поисками места, где могла бы расположиться будущая обитель. Ее выбор остановился на месте в пяти верстах от Никольск-Уссурийского на площади мерою 434 десятины 1575 саженей.
Благодаря деятельным хлопотам матушки Павлы уже к началу 1900 года были заготовлены стройматериалы, 16 февраля того же года отслужен молебен и водружен крест. К весне был выстроен барак в лесу, где и разместились сестры. 20 мая 1900 года протоиреем отцом Павлом Мичуриным была совершена закладка во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была начата постройка на пожертвованные средства двух жилых домов: одного, предназначавшегося для сестер, число которых достигло к тому времени шестидесяти, другого - для кухни с трапезной.
Нелегко было созидать обитель: сестры сами на себе возили воду, по горам собирали валежник для дров и на себе таскали его домой, ночью сами окарауливали монастырь.
К началу 1901 года храм в основном был построен. Так как ощущалась великая нужда в богослужении, то игуменья Павла вынуждена была просить Преосвященнейшего Владыку Евсевия освятить новосооруженный храм, хотя последний не совсем готов был к освящению. Однако правящий архиерей, входя в положение обители, удовлетворил просьбу настоятельницы.
16 января 1901 года новый храм был освящен. С открытием храма сюда потекли богомольцы - жители города Никольск-Уссурийского, ближних и дальних деревень Уссурийского края, из Манчжурии, Хабаровска, Владивостока. С увеличением числа посетителей возникла нужда в постройке странноприимницы. Вскоре был построен и этот дом, а также небольшой домик на пасеке.
Так в лесной чащобе возникла деятельная жизнь, представлявшая собойсоединение труда и бдения, поста и молитвы, телесных скорбей и духовных радостей.
Количество насельниц монастыря непрерывно росло, причем в числе новоприбывших были и вдовые женщины с малолетними девочками, которых приходилось брать на воспитание, а так же девочки-сироты в возрасте от 6 и более лет. Их начали приучать к клиросному послушанию, но так как они не умели ни читать, ни писать, то матушка игуменья открыла при монастыре школу для живущих там девочек, а также для ребятишек соседних деревень Линевичи и Кугуки. С благословения матушки здесь учительствовала сестра Екатерина Левченко. Затем матушка на уступленном городом для монастырского подворья участке выстроила еще одно здание - для женской церковно-приходской школы. Выстроенная в 1903 году школа на 50 человек была рассчитана на городских девочек. Обучение в ней вела матушкина воспитанница инородка П. Казанцева, а законоучительствовал священник Косьма Серговский.
Ревность престарелой игумении о благоустроении обители сей духовной была достойно оценена правящим архиереем нашей епархии епископом Владивостокским и Камчатским Евсевием (Никольским) по представлении которого в Святейший Правительствующий Синод матушка Павла была награждена в 1902 году наперстным крестом.
24 октября 1903 года стараниями матушки настоятельницы Владыка Евсевий мог уже освящать домовую церковь при настоятельском корпусе во имя Образа Нерукотворного Спаса.
Заботилась матушка и о здоровье насельниц монастыря: обитель по ее благословению посещала женщина-врач Никольск-Уссурийской городской больницы Надежда Ракович, оказывая безвозмездное подаяние медицинской помощи, за что в 1908 году ей было даже преподано благословение Святейшего Синода с выдачей соответствующей грамоты.
Трудясь над устройством монастыря, матушка Павла часто недомогала и за последние 2 -3 года стала болеть все чаще и чаще. Но с терпением и кротостью переносила матушка игумения жестокие боли, вызываемые страшной болезнью - раком желудка. 7 февраля 1909 года она окончательно слегла в постель, с которой уже более не встала. Во время болезни матушка настоятельница соборовалась и до 15 раз исповедовалась и приобщалась Святых Тайн. Чувствуя приближение смерти, она просила окружавших ее одр сестер читать акафисты.
1 марта в 11 часов 40 минут 12 ударов колокола возвестили о смерти матушки игумении. Она скончалась во время чтения акафиста Архангелу Михаилу. Последние слова умиравшей были обращены к читавшей акафист сестре: "Читай, читай".
В воскресенье состоялось монашеское погребение матушки Павлы. Божественную литургию и чин погребения совершал специально прибывший сюда Высокопреосвященнейший архиепископ Евсевий. За литургией пели хоры седанкинский и монастырский, на погребении - седанкинский. Проводить матушку в последний путь прибыло очень много людей, благоговейно почитавших ее. В надгробном слове Владыка вспомнил историю созидания и обители и труды матушки Павлы по ее устройству и призвал присутствовавших, и особенно сестер, молиться за усопшую.
Так основательница и первая настоятельница Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря закончила свое земное послушание. Да упокоит Господь ее душу с праведными и ее молитвами вновь возродит монашескую обитель.
ПРОЗОРОВА Г.
Найдено захоронение первоосновательницы Южно-Уссурийского женского монастыря Благовест №6, 2003
Фотографии места захоронения Игумении Павлы