Жемчужина Уссурийского края
Так в старину называли Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Как живет обитель сегодня?
Издалека, еще на подъезде к поселку Горные Ключи, на высокой сопке среди листвы виднеется серебристый купол храма Преображения Господня. Возносится он, как свеча, символом славного прошлого и надеждой на возрождение Свято-Троицкой Николаевской монашеской обители. До революции монастырь являлся духовным центром Приморья или, как называли его, жемчужиной Уссурийского края.
Известный русский писатель Иван Шмелев в своей повести “Старый Валаам” вспоминая о встрече с будущими основателями Свято-Троицкой Николаевской мужской обители, двумя валаамскими иноками Сергием и Германом, так рассказывает об их дальнейшей судьбе: “ Эти два инока настолько идеально поставили дело обустройства новой обители, что по созидании ее, обитель эта славилась не только в Сибири, но даже и в России своей примерной монашеской дисциплиной, строгостью своего устава и своим благотворным влиянием на все окружающее. В некоторых отношениях обитель эта даже превзошла духовную матерь - Старый Валаам. Именно оборудованием собственной типографии, которая печатными произведениями снабжала не только весь Уссурийский край и Сибирь, но даже делилась со Старым Валаамом…
Уссурийская обитель не избежала общей страдальческой участи: все ее братство большевики разогнали, большой книжный и иконный склад монастыря сожгли, деревянные храмы тоже сожгли, а в братских корпусах устроили свой пресловутый “совхоз”.
Преподобнейший игумен Сергий, в течение четверти века неусыпными, сверхчеловеческими трудами создавший идеальную иноческую обитель, сам видел все ее разрушение и все сатанинское издевательство над ее святынями…”.
И сейчас после семидесяти лет запустения видны впечатляющие размеры обители.
На бывшей территории монастыря ныне расположены пять санаториев – окрестности славятся знаменитыми минеральными источниками. Во владениях Шмаковского военного санатория и сейчас сохранились вековые сосны, посаженные монахами, игуменский и келейные корпуса из красного, монастырского кирпича. В советские времена только полуразрушенная часовня напоминала о том, что здесь было место, где возносились молитвы к Богу.
В 1995 году обитель начала возрождаться. Прошло более семи лет с тех пор. Они были трудными для монастыря. Шмаковский военный санаторий отказался возвратить строения ранее принадлежавшие обители. В кирпичном здании бывшего храма во имя Иверской иконы Божией Матери сейчас располагается клуб и лечебный корпус. А в печати периодически появляются публикации о том, что, мол, “под крышей монастыря, построенного при содействии военного ведомства, размещалась спецшкола разведцентра Генштаба Российской Армии. Настоятель монастыря отец Алексий Асколков ( фамилия настоятеля Осколков – прим.ред.), имел чин полковника Гештаба”. Об этом же гласит и информация, размещенная на стенде военного санатория.
Священноначалие монастыря предприняло грандиозные усилия, чтобы разыскать достоверные архивные сведения. Многочисленные запросы в центральные архивы России дали свои результаты. Восполнить пробелы истории образованной в 1894 году Свято-Троицкой Николаевской обители стало возможным в связи с поступлением неизвестных архивных документов из Санкт-Петербурга. Среди них - Указ императора Николая Второго о выделении земель для монастыря.
Исследование документов совместно с представителями общества изучения Амурского края и государственным краевым музеем имени В.К.Арсеньева позволило сделать вывод о несостоятельности заявлений по поводу существования на территории монастыря до революции разведшколы Генштаба царской армии.
Однако монастырские здания продолжают оставаться в ведении военного санатория, а современная монастырская братия расположилась... на бывшем скотном дворе монастыря. Комплекс полуразрушенных и заброшенных зданий удается понемногу восстанавливать. Произведен ремонт и восстановление братского корпуса.
Трудна жизнь в сельском монастыре, где к тому же нужно вести ежедневное богослужение, восстанавливать жилье, строить храмы, а еще пасти коров, работать на земле. У обители потихоньку появляется свое хозяйство. Много трудов, а людей наперечет.
Кто приходит в монастырь?
- Разные люди, - отвечает наместник монастыря игумен Алексий. - Кто-то на короткий срок помолиться и потрудиться, их обычно именуют трудниками. Кто-то подольше остается. Есть такие люди, которые просятся к нам, имея тюремный срок за спиной. Таким трудновато приходится. Если человек не согласен принимать правила монастырского общежития, то приходится расставаться с ним”.
Сейчас здесь подвизается около 5 насельников, это те, кто уже живет в монастыре постоянно. Число трудников постоянно меняется. “Долгожителями” монастыря можно назвать монаха Владимира и иеромонаха Антония. Отец Антоний несет сейчас послушание духовника обители и эконома. Хозяйство монастыря имеет свою историю. Вот, к примеру, монастырская библиотека. Небольшая, но подбор книг очень хорош и встречаются редкие, что и в епархиальной библиотеке таких не найдешь. А началось все с того, что монастырь обратился ко всем российским обителям с просьбой помочь духовной литературой. И многие откликнулись. Так и появилась библиотека.
На ферме у монастыря тоже свое маленькое хозяйство – коровки, подаренные Рождество–Богородицким женским монастырем, куры, собачонка-сторож, которая верно отрабатывает свой хлеб, лая на незваных гостей. Ее, как рассказывает о.Антоний, подбросили в монастырь. Кто-то надел щенку на голову банку из-под консервов. От такой “доброты” щенок долго боялся людей. А потом так привык к монахам, что если кого увидит в подряснике, то ластится, а если в светской одежде, то гавкает.
Мы обходим с о. Антонием ферму и приближаемся к монастырскому винограднику. Широкие глянцевые зеленые листья напоминают скорее виноградные плантации Крыма, чем природу Приморья. Четыреста кустов сортового винограда любовно ухожены, все подвязаны. В этом году собран первый большой урожай. Гроздья, не поверите, какие огромные. Но сколько трудов положено здесь братией монастыря, известно только им.
Помимо виноградника, на участке земли, который находится в пользовании монастыря, выращиваются овощи, есть плодовые деревья.
В трудах о хлебе насущном братии помогают прихожане – жители поселка Горные Ключи и ближних окрестностей.
Надежда Викторовна Потапова, одна из постоянных прихожанок монастырского храма, рассказывает: “Если что нужно сделать – виноград помочь закрыть на зиму, капусту квасить, еще что-то по хозяйству, мы всегда стараемся помочь”.
Есть еще пасека, переданная в дар монастырю, но она находится в тайге. Двадцать два улья, занимается ею тоже послушник из числа братии. В прошлом году получили первый значительный урожай меда и воска. Воск идет на свечи. Монастырские свечи особые, делают их, как в старину, из чистого воска. В небольшой специально оборудованной комнатке с нехитрыми приспособлениями их и отливают. Почти каждый насельник монастыря прошел через это послушание.
Здесь почти все производят самостоятельно, вот, иеромонах Антоний помимо основных послушаний духовника и эконома обители занимается выпечкой просфор. Этому он научился еще тогда, когда трудился на церковном приходе в Арсеньеве. В просфорне вкусно пахнет дымком из печи и подходящим тестом. Чтобы просфоры вышли хорошими, надо муку обязательно просеять, крутое тесто порядочно вымесить и оставить подходить на шесть-семь часов. Для тепла топится печка, заодно заготавливается и древесный уголь для кадила.
Духовные труды
Особая страница обители – официальный сайт в Интернете. Помогли его создать православные христиане, поклонники обители. Здесь рассказывается об истории создания монастыря, представлено множество уникальных фотографий монастырской братии “Нового Валаама”, так называли обитель в те времена. Есть рассказ и о современной жизни обители. Со всего света присылают сюда письма по электронной почте с вопросами, на которые дают ответы насельники монастыря. Новые технические средства служат к духовному вразумлению и успокоению людей. И вопросы задают самые разные. Вот, например, некоторые из вопросов и ответов:
- Меня интересует такой вопрос: пару лет назад я работала продавцом и какой-то мужчина принес старую почерневшую икону и подсвечник. Сказал, что взял из дома. Я купила эти вещи у него, и теперь икона стоит в красном углу у меня дома (это икона вмч.Екатерины). Меня мучает вопрос: а может, мне отдать ее в близлежащую церковь?
- Если Вас смущает вопрос, как поступить с иконой, приидите в ближайший храм и поговорите со священником. Спросите у него, как он благословит Вам поступить с иконой: оставить дома или отдать в храм. Как священник благословит, так и поступите, не сомневаясь.
- Что означает "нести душевные скорби"?
- Скорби возникают тогда, когда мы необдуманными поступками нарушаем гармонию нашего внутреннего мира, нарушаем ЗАПОВЕДИ БОЖИИ, на основе которых создана наша душа. Но когда мы со смирением и терпением их переносим, сознавая свою виновность, и раскаиваемся в совершенных проступках, вызвавших душевные скорби, тогда милость Божия дает силы переносить их. Нести скорби - это значит терпеть лекарство, посланное от Господа для спасения Вашей души.
Святыни обители
Главной святыней монастыря является икона Святой Троицы, написанная на срезе ветки Мамврийского Дуба афонскими монахами в конце XIX века и переданная в дар обители основателем монастыря игуменом Алексием ( в миру Александр Захарович Осколков). Икона хранится на Святом Престоле, где ежедневно совершаются богослужения.
Действует два храма. Один храм Преображения Господня, недавно отреставрированный, и домовый храм в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Начато строительство нового деревянного храма на территории монастыря. Она будет полностью деревянной и пятикупольной. Ее проект является копией московского храма в честь Державной иконы Божией Матери, построенного в комплексе храма Христа Спасителя. В церкви сможет вместиться до 150 богомольцев.
Предстоит огромное количество строительных работ по возрождению монастыря. Сейчас монастырь ищет благотворителей. Даст Бог, и отыщутся.
Татьяна Пожидаева, "Приморский благовест"