Публикации
Историк Дмитрий Володихин о «Митрополите Филиппе», «Иване Грозном», «Патриархе Ермогене» и русских полководцах
Представляем гостя православной выставки-форума «Радость Слова»: Володихин Дмитрий Михайлович - российский историк, писатель, литературный критик, доктор исторических наук. Лауреат Патриаршей литературной премии 2019 г.
Приглашаем на творческие встречи с известным современным историком и публицистом 14 октября в 18 часов в краевой библиотеке им. Горького.
+++
Володихин Дмитрий Михайлович родился в семье офицера пограничных войск СССР и учительницы в Москве. В 1986 году окончил школу № 39 города Москвы. В 1987—1989 годах служил рядовым войск ПВО Группы советских войск в Германии.
В1986—1993годах — студент исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и, позже, аспирант МГУ.
Специализируется на истории средневековой Руси, архивоведении, палеографии. С 1991 года работает на кафедре источниковедения и историографии МГУ. С 1994 года входит в состав редакционно-издательского совета Института специальных исторических дисциплин Российской академии естественных наук. С 1995 года — кандидат исторических наук. Защитил диссертацию по материалам архива Московского патриаршего дома. С 2011 года — доктор исторических наук. Защитил диссертацию «Социальный состав высшего командования вооруженных сил России в 1530—1570-е гг.». В 2014 году утверждён в звании профессора.
Проживает в городе Москве. С 2000 года состоит в браке. В 2001 году принял Святое Таинство Крещения. Свои общественно-политические взгляды определяет как государственнические и имперские. По словам Дмитрия Володихина, «Патриотизм — главное прибежище порядочных людей». Является одним из современных теоретиков цивилизационного подхода в российской исторической науке.
В 1995—2001 гг. вёл ряд учебных курсов в Университете Российской академии образования. В 1995 году получил I премию на Конкурсе молодых ученых МГУ за книгу «Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI вв.», написанную совместно с Д. Н. Александровым.
В 1993-2007 гг.— редактор, заместитель главного редактора, исполнительный директор издательства «Аванта+». Руководитель проектов «Антология мировой детской литературы» и «Антология мировой фантастики». Работал редактором в издательстве «Планета». В 2007—2008 гг. — редактор отдела культуры в общественно-политическом издании «Политический журналъ». С 1997 по 2009 год возглавлял собственное издательство «Мануфактура». Основатель и главный редактор (1997—2001) журнала «Русское средневековье». С 2008 по 2012 гг. — заместитель главного редактора в историко-культурном журнале Никиты Михалкова «Свой».
В 2013 году награжден российской академической премией имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за монографию «Пожарский».
Д.М. Володихин создал научно-художественные «портреты» святителя Филиппа, митрополита Московского, святителя Гермогена, патриарха Московского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, вождей земского освободительного движения 1612 года князя Дмитрия Михайловича Пожарского и князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, царя Федора Ивановича, полководца князя Ивана Петровича Шуйского и других крупных личностей Московской Руси.
С литературной точки зрения эти очерки написаны качественно, а с точки зрения нравственности дают нашим современникам добрый пример служения Богу и отечеству. Во всех этих очерках ярко выражена позиция автора православного человека и патриота. Через образы великих исторических личностей, живших по Евангельским Заповедям, автор стремится укрепить христианский этический идеал в умах наших современников.
Фрагмент интервью
― Как историк ответьте: какие события для России Вы считаете важнейшими, определившими ход ее истории?
― Самое важное – Крещение Руси при Владимире. Затем – гибель Древнерусской цивилизации под ударами «Батыевой рати». Новая, Русская цивилизация заявила о себе на поле Куликовом и создала Московское государство при Иване III. В пламени гражданской войны она сгинула. А вот Отечественная война показала: рождается нечто принципиально новое. И мы сейчас находимся во временах младенчества еще одной, Третьей русской цивилизации.
― Как писатель, скажите: как и с какой степенью свободы Вы работаете с историческим материалом, превращая его в художественное произведение?
― Знаете, другому писателю вполне могу простить сдвиги по хронологии, по географии, по сути фактов, если он с помощью этих сдвигов выстраивает большую художественную правду. Исторический роман и исторический фильм – не учебник, тут на параграфы всё раскладывать не надо, тут художественная правда выше исторической. Вальтер Скотт и Дюма в лучших своих вещах делали такие перестановки, и ничего – романы получили мировую известность. Однако сам я, по какому-то профессиональному инстинкту, либо оставляю историческую реальность в первозданном виде, либо четко объясняю читателю, где именно я ему морочу голову, отходя от реальности. Иными словами, «охраняю» историю.
― Вы автор книг «Митрополит Филлип», «Иван Грозный – бич Божий». Вы исследовали эту эпоху. Объясните, почему так привлекают внимание, становятся причиной ожесточенных споров такие исторические фигуры, как Иван Грозный, Иосиф Сталин?
― Ну, это просто. Подавляющее большинство русских людей страстно жаждет истребить лихую и наглую уголовщину (особенно этномафии), посажать на колы коррумпированных чиновников, а также собрать в одном овраге и массового расстрелять либеральную интеллигенцию, которая в русской истории и культуре видит одну лишь дурно пахнущую смесь холопства с деспотизмом. Люди вглядываются друг в друга с нетерпением: «Ну где новый наш Иосиф Виссарионович? Где Иван Васильевич? Заждались! Кто будет строить новую опричнину? Кто будет рвать в клочья продажных ментов? Скучно жить! Пошла она подальше такая жизнь!»
Страна желает Очищения. И если этого Очищения не произойдет, может начаться очередная гражданская война. Поэтому с таким упорством ждут появления новых самодержцев, «суровых, но справедливых». И никто не хочет думать, что когда пометет новая метла, наверху не станут разбираться, кто прав, а кто виноват, ― положат и тех, и этих. А в первую очередь найдут место на кладбище для главных мечтателей о «новой опричнине». Чтобы они не слишком бурно разочаровались в своих мечтаниях.
― Как Вы оцениваете уровень современной отечественной литературы?
― Хуже, чем было при Пушкине, при Достоевском, при Гумилеве. Но лучше, чем могло бы быть после того, как наша культура вынуждена была принять рыночные правила игры. У нас есть Алексей Иванов. У нас есть Захар Прилепин. У нас есть Леонид Юзефович. У нас, в конце концов, еще довольно приличная фантастика! Мы живы, русский литературный ренессанс еще возможен.
― Свое «видение» истории нам постоянно демонстрируют самые разные личности. С экранов ТВ ― Парфенов, Радзинский, в псевдо-научных исторических трудах ― академик Фоменко, в художественной литературе ― например, Борис Акунин… Даже в детских полнометражных мультиках про русских богатырей издевательски показывают, например, князя Владимира. Значит, идет борьба за умы. Чего хочет добиться противоположная Вам и Вашим единомышленникам сторона?
― Наши идеалы сложились в двух словосочетаниях: «национальный романтизм» и «христианский реализм».
Первое означает, что наш народ должен получать от своей истории и культуры благороднейшие образцы для подражания. Он должен знать великих деятелей национального прошлого – государей, святых, полководцев, поэтов, политиков, артистов, ученых. И не только знать, но и загораться сердцем от их примера. Желать возвышения для себя и своего народа – подобно тому, как когда-то возвысились лучшие люди нашей истории. Это не значит, что следует живописать историю одной белой краской. Но это значит, что в первую очередь должны быть явлены достижения. Родную темень надо знать, дабы опять в нее не вляпаться, но не следует делать из биографии собственных предков вонючий кабак, где пол залит кровью и блевотиной. Вот уже от чего, Боже, упаси! Нахлебались в 90-е, спасибо, повтор не предлагать!
Второе ― «христианский реализм» ― означает видение мира как Творения Господня, в котором сам Бог по сю пору остается Личностью, активно вмешивающейся в дела людей. Он существует, существуют и мистические силы, противоборствующие на Его и на противоположной стороне. Всё это абсолютно реально.
― В чем суть «сакральной фантастики», которую Вы развиваете и сами пишете? Какова ее сверхзадача? Вас не устраивают другие направления современной фантастики?
― Собственно, «сакральная фантастика» ― это просто другое название литературной мистики. Мы ввели его когда-то с одной целью ― чтобы отличить подлинную мистическую художественную литературу от тупой «расчлененки», которая лежала у нас в каждом магазине под рубрикой «мистика» или «хоррор», не являясь ни тем, ни другим.
Сверхзадача проста: предъявить читателям постоянное вмешательство в наш мир мистических сил и постоянное их противоборство за души людей.
Другие направления фантастики меня очень даже устраивают. Я работал и в НФ, и в чистом боевике, и в альтернативке. Даже получил за роман «Доброволец» премию имени Тита Ливия от форума альт-историков.
Фотогалерея
Читать все