Публикации
"Донецкая вратарница"
Документальный фильм «Донецкая вратарница» (автор сценария, режиссер, оператор: Наталья Батраева) был создан в 2018 году с целью рассказа о женском монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта.
Фильм снимался автором в течение трех лет на линии соприкосновения в Свято-Иверском монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Почти год занял монтаж. Эта работа не случайна – путь к ней шел через Косово, Боснию, Южную Осетию, Крым…
... Они сажали капусту на огороде, когда в Донецке началась война. Игуменья Михаила и Юлия внезапно оказываются в эпицентре боев, в православном монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Женщины в полной мере разделяют судьбу обители, хотя имеют возможность уехать в любой момент. Главные героини рассказывают о своей жизни под обстрелами, о том, что приходило на смену страху и непониманию… Оказывается, война может быть самым глубоким – наиболее полным и осмысленным – временем человеческой жизни.
Фильм завоевал ряд гран-при и первых наград на российских кинофестивалях. Премьеры прошли в России, Сербии, Черногории, Республике Сербской, Германии, Австралии. Фильм выложен в интернет (ютуб канал Наталья Батраева) и вызвал ряд откликов зрителей, основной посыл которых можно охарактеризовать одной фразой: «Это должны увидеть все!»
«Когда страна находится накануне очередного перелома, хочется узнать, что думают молодые режиссёры о происходящем вокруг. Конечно, фильм не обязан что-то иллюстрировать или доказывать, но важно то, как молодой режиссёр представляет себя в потоке времени. Есть дебюты, идущие в программе фестиваля отдельно. Например, «Донецкая Вратарница». Мне бы хотелось, чтобы на этот фильм обратили внимание молодые, потому что это тоже первая работа, хотя её и нельзя сравнивать с учебными заданиями, в этом фильме каждый кадр пронизан болью за то, что происходит в Донецке. А для меня наличие боли – самое главное». Шемякин Андрей Михайлович, кинокритик.
«Можно сказать, что такой концентрации искренности, правды и человечности наш кинематограф давно не в состоянии предъявить. Казалось бы, фильм о войне? Нет. Он о человеческой душе. Наверное, впервые в жизни, лично я поняла до конца то, что древние греки договорились когда-то называть катарсисом, хотя режиссёр, она же оператор, вовсе к этому не стремилась. Как говорить о том, что началось в 2014 году между Россией и Украиной, никого не оскорбив, не унизив ни единым словом, намёком?! Невыполнимая, казалось бы, задача решена Натальей филигранно, тонко, тактично по отношению к обеим сторонам, опять и опять искренне. Ни слова о политике, зрителю предоставляется безграничная территория для осознания без назойливых указателей... ни одного трупа, ни капли крови. Однако ливень, плач небес, сквозь сгоревшие балки купола монастыря расскажет о войне неизмеримо больше...». Юлия Белоус, член союза журналистов России и Международной федерации журналистов
«Фильм – страшной силы историческое свидетельство о войне на Донбассе! И при этом, вневременное – всечеловеческое, откровение о жизни и смерти, настоящих и выдуманных ценностях, вере, надежде и любви. Автор снимала фильм три года непрофессиональной камерой (сперва, возила туда гуманитарку), и он вышел потрясающим. И по сути, и по киноязыку. Люди в процессе этой войны, потеряв многое (а кто-то и все) из прошлой жизни, вышли как бы в другое измерение и стали... счастливы. Конечно, особым счастьем – в Боге, в глубочайшем осознании тщеты своих прошлых оценок и жизненных хлопот». Андрей Самохин, редактор отдела науки, образования, религии Газеты "Культура"
«Фильм-откровение, фильм-событие. Впечатление оставляет неизгладимое. Фильм вроде о войне, разрушениях и смерти... но он больше о Жизни в ее самом концентрированном высоком и настоящем смысле. Политизирован ли фильм? Отнюдь! В нем все на высоте – кадры, нюансы, детали, монологи, музыка. Матушка Михаила – слова исчезают, бессильны описать… Юля, героиня фильма… потрясла ее история, ее улыбка, полная жизни! Нет горечи, нет трагедии, и смех не надрывный, не нервический, а детский, легкий, радостный: "Здесь должна была быть моя келья!" – а на экране зияющая пустота без стен и крыши…». Ирина Хан
В 2021 годку была издана одноименна книга, получившая гриф Издательского Совета РПЦ (-ИС-Р21-106-0127).
Награды:
Лучший короткометражный фильм фестиваля документального кино «Россия».
Приз кинопрессы фестиваля документального кино «Россия».
Гран-при кинофестиваля «Святой Владимир».
Лучший дебютный документальный фильм кинофестиваля «Лучезарный ангел».
Гран-при кинофестиваля «Вечевой колокол».
Лучшая режиссерская работа кинофестиваля «Радонеж».
Лучший документальный фильм кинофестиваля «8 женщин».
Трейлер:
https://www.youtube.com/watch?v=VwcJXTdsWGA
СМИ о фильме :
http://musicnews.kz/doneckaya-vratarnicazhizn-vne-politiki/ «Музыкальная газета», Россия
https://www.youtube.com/watch?v=XWwwi5ohIvA ТК «Союз», Россия
https://www.youtube.com/watch?time_continue=222&v=htLY2K7GU7s ТК «Анна ньюз», Россия
http://osinform.org/69301-yugoosetinskomu-zritelyu-predstavili-doneckuyu-vratarnicu.html «Алания информ», Южная Осетия
https://www.youtube.com/watch?v=5vQJFAr2XAM&feature=youtu.be&fbclid=IwAR0uVDP8bUKkKARS3C6tvSSXPYVXwUQ6INBNjLcL7IMedi2lxKnUm3nu_7w Мининформ, ДНР
http://spc.rs/sr/donjecka_vratarnica_0?fbclid=IwAR3yq2QmHggGGG2mgPMDILTslub5lCyn9YWhRgBbuH5Ef3X8W90ouRARD3Y Официальный сайт Сербской Православной Церкви, Сербия
https://www.youtube.com/watch?v=ciTx4iGUDNo&fbclid=IwAR1WuxOVVdXKDCj9uZMN6AQBPGrAFGzm8oqwfmwjy8AUCssHDfBtuUy6smQ ТВ «Храм», Сербия
Читать все