Публикации
О безвиновности о. Павла Лазарева знали в партизанском отряде…
Епископ Уссурийский Иннокентий (Ерохин), к. ист. н.
Убийство партизанами-краноармейцами священника Павла Лазарева, настоятеля Свято-Троицкой Церкви с. Антоновка, зафиксировано в метрической книге Спасо-Преображенской церкви с. Спасское Приморской области 2 июня 1919 г. Запись сделана по указу Владивостокского епархиального совета от 31 октября 1919 г. Иными словами сведения о гибели священника не были доступны сразу после всего случившегося. Это становится понятно после знакомства с историей расстрела. Только спустя некоторое время вскрылись отдельные обстоятельства расправы в лесу рядом с Никитовкой. Эти факты отложились в архивном деле Павла Лазарева, хранящегося в фонде «Владивостокской духовной консистории» Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. Здесь, кроме прочего, хранятся материалы, свидетельствующие о примерном и усердном служении настоятеля, о чистоте исповедания им Православной веры, в деле отсутствуют сведения каким-либо образом порочащие его имя.
Однако вследствие разрушения церковной жизни в Советском Приморье в 1920-1930-е годы память о мученической смерти батюшки долгое время сохранялась только между членами его семьи и не была известна никому в России. Его супруга, Клавдия Николаевна Лазарева, при жизни вела дневник, который лег в основу воспоминаний, созданных старшим сыном Евгением Павловичем Лазаревым, лично ставший свидетелем пребывания под арестом у партизан своего отца. В этих воспоминаниях, изданных в США в 2017 году, на фоне событий из жизни в годы до 1917 года и во время гражданской войны в Приморской области восстановлена картина того, как произошло убийство священника Павла Лазарева.
С 1918 года он служил штатным священником Свято-Троицкой церкви села Антоновка Приморской области. Священник Павел собирал среди прихожан продовольственную помощь для обедневших людей и сам развозил ее нуждающимся. Он обучал детей основам религиозной жизни, Закону Божиему.
В канун праздника Пятидесятницы 1919 года один из жителей села предупредил отца Павла, что ночью за ним придут «красные партизаны». Прихожанин просил священника скрыться у родственников в близлежащем городе Спасск, однако священник отказался от такого предложения. Когда ночью в его дом вошли девять вооруженных людей и объявили, что он арестован, отец Павел был уже одет и ждал их. Он встал перед образами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный крест, простился и благословил детей. Своей жене сказал: «Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас».
«Партизаны» отвезли отца Павла в соседнюю деревню Никитовку, где в помещении начальной школы устроили допрос. Невольными свидетелями ложного «суда» над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж. Согласно их рассказу один из членов отряда заявил священнику, что Бога нет, а священники выдумали Его, чтоб держать народ в страхе и подчинении. В качестве условия освобождения священнику Павлу было предложено объявить народу, что он всех обманывал, а также прилюдно снять крест и рясу. На это священник твердо заявил, что не откажется от Бога и что готов принять смерть за веру Христову.
Мученическая кончина иерея Павла Лазарева наступила в 1919 году. Тяжелораненного после расстрела священника бросили умирать в лесу близ Никитовки.
Во Владивостокский епархиальный совет Благочинный XV округа Владивостокской епархии Петр Вотчинский написал 3 октября 1919 г. рапорт, в котором говорится:
«Докладывая о смерти от руки красноармейцев священника Антоновской церкви о. Павла Лазарева, до сих пор еще не отпетаго, покорнейше прошу разрешить совершить отпевание о. Лазарева мне с записью в метрические книги Спасской церкви. Сомнения в смерти о. Лазарева не м.[может] б.[ыть] никакого, так как жене Клавдии Лазаревой сами партизаны заявили, что он убит за деревней Никитовкой. Похоронить тело о. Лазарева жене не удалось и чуть не стоило ей жизни».
Епархиальная комиссия по канонизации святых провела дополнительный поиск сведений о жизни и кончине о. Павла. Так, были обнаружены две книги воспоминаний Амита Тимофеевича Залуцкого, изданных в 1988 и 1991 г. в Дальневосточном книжном издательстве. Они написаны от первого лица - Тимофея Григорьевиче Залуцкого, одного из активных участников большевистской революции и гражданской войны на Дальнем Востоке. Тимофей Залуцкий – бывший учитель церковно-приходской школы, влился в революционное большевистское движение в Приморье. В 1919 г.Тимофей Залуцкий был начальником штаба партизанского отряда, действовавшим в районе с. Антоновка и с. Никитовка, командование которого было причастно к расстрелу священника Павла Лазарева из с. Антоновка, а также других священнослужителей.
В данной книге имеется немного информации о том, как в партизанском отряде решили ограничить власть первого командира по фамилии Гурко (бывшего анархиста и террориста) за его ошибочные действия, в том числе, за расстрел антоновского священника (т.е. священника Павла Лазарева) в связи с тем, что тот якобы неодобрительно отозвался о самоуправстве и расправе над одним из крестьян с. Антоновка, отказавшегося обеспечивать командира отряда бесплатным спиртом. Судя по всему, ни партизаны, ни простой народ не верили в эту версию виновности священника (контрреволюция), которую объяснил командир отряда. Сами партизаны признавали, что священник никому не мешал.
Кстати, в воспоминаниях семьи Лазаревых также содержится ссылка на имя командира отряда Гурко. Здесь передается разговор крестьян-красноармейцев, которых Гурко пытался заставить стрелять в женщину (жену о. Павла), но крестьяне потребовали от Гурко ордера на расстрел от командира красной партизанской армии Морозова, потому что Гурко не доверяли в том числе потому, что он приказал отца Павла «расстрелять ни за что».
Епархиальная комиссия по канонизации святых тщательно исследовала все имеющиеся материалы, связанные с гибелью о. Павла Лазарева, проведя большую научную и просветительскую работу. В 2017 г., к 100-летию начала гонений на Церковь Русскую, прошла поисковая экспедиция по местам служения священников и мирян, пострадавших за веру во Христа. В составе группы находились викарий епархии епископ Уссурийский Иннокентий (Ерохин), прот. Владимир Капитанюк, настоятель Вознесенского храма с. Спасское, прот. Александр Спрыгин, настоятель Успенской церкви п. Кировский, краевед А. М. Бачурин, прихожане из Спасска и жители с. Никитовка. Опрос старейшей жительницы с. Никитовка подтвердил факт того, что в этом селе был зверски убит партизанами священник из с. Антоновка. Участники поездки осмотрели местность, где находилась развалины бывшей начальной школы, в которой партизаны, по воспоминаниям Е. Лазарева, содержали и допрашивали арестованных, а затем недалеко, расстреляли о. Павла. Место погребения останков убитого никто не знает, так как, скорее всего, они были частично уничтожены убийцами и сокрыты в безвестном месте. В память об о. Павле и других пострадавших за веру Христову участники поездки совершили заупокойную литию.
В том же 2017 г. во Владивостокскую епархию обратилась родственница Т. Монтгомери - Ю. Н. Степанова, проживающая в с. Овощи Туркменского района Ставропольского края, представившая уже опубликованные воспоминания Е. Лазарева и поделившаяся известной ей информацией о том, как чтят память новомученика Павла Лазарева в православной храме г. Пуэбло (США, штат Колорадо). В мае 2018 года прот. Александр Спрыгин, настоятель Успенского храма п. Кировский, с прихожанами установили поклонный крест в с. Никитовка в районе страданий о. Павла Лазарева.
В дневниковых записях супруги отца Павла — Клавдии Николаевны записаны такие его слова «…Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину Святую даже идти на страдания». Своей жене он часто советовал: «Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук, а бодро стоял за веру в Господа Христа до смерти…».
Читать все