Публикации
Редкая икона выставлена в картинной галерее Владивостока
До конца этой недели жители и гости Приморья могут увидеть редкую икону «Вознесение Господне» из запасников Приморской государственной картинной галереи.
Как рассказала научный сотрудник отдела хранения галереи Евгения Орлова, представить приморцам именно эту икону в галерее решили в рамках церковного праздника Вознесения Господня.
На сороковой день после праздника Христова Воскресения православная церковь отмечает праздник Вознесения Господня, который в этом году выпал на 6 июня по православному календарю.
Напомним, что Вознесение Господне — один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии, и отмечается он на сороковой день по Пасхе. История праздника — о том, как воскресший Христос триумфально вознёсся на небеса на Елеонской горе в Иерусалиме, — содержится в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51), Евангелии от Марка (Мк 16. 19) и Деяниях святых апостолов (Деян 1. 9-11). Небольшие расхождения в этих библейских текстах объясняются тем, что в евангелиях подчёркнуто окончание земного служения Христа, а в книге «Деяния святых апостолов» — начало распространения учения апостолами.
«Икона изображает вознесение Христа на небо. Важной отличительной особенностью этой иконы является изображение отпечатков ног Христа на камне. Изображение камня с выемками в форм отпечатков стоп особо почиталось в Иерусалиме русскими паломниками. Согласно преданию, на Елеонской горе в Иерусалиме именно так, с этого камня Господь вознесся на небо к Богу Отцу. Кроме того, на иконе вместо традиционного золотого фона — пейзаж», — рассказала Орлова.
- Пейзаж на иконе – это чисто русская традиция иконописи?
- «Традиционно в византийском и древнерусском искусстве в композиции сюжета «Вознесение Христа» фигура Иисуса, расположенная в верхней части, заключалась в круглую или овальную «славу» (мандорлу), поддерживаемую ангелами, в нижней части — апостолы и Богородица. В русской иконописи Нового времени, наряду с византийским типом изображения, широко использовались заимствования из западноевропейских образцов, где не было окружающей Христа «славы» и ангелов, а вместо золотого или охристого фона прописывался пейзаж. Русские мастера XVIII-ХIХ столетий, знакомясь с искусством запада, получили возможность выбирать, как написать икону праздника в зависимости от местных традиций, предпочтений заказчика и своей квалификации.
Для нас очевидно, что представленная на выставке икона написана под влиянием западноевропейских образцов, но изображено событие Вознесения на представленной иконе в лаконичном и упрощенном виде; умильно смотрят вверх коленопреклонённые апостолы и Богоматерь на стоящего среди облаков Христа, благословляющего их обеими руками. Выражение ликов святых передаёт огорчение от разлуки со Спасителем, поднимающимся к своему небесному Отцу от земли, и надежду на обещанное Христом всем верующим в него грандиозное второе пришествие на землю. Кстати, на этой иконе еще одна особенность - имена апостолов в нимбах не подписаны, но, по всей видимости, среди них выделяется Андрей Первозванный в связи с усилением его почитания в России в XVIII веке как покровителя русского флота».
- Каковы другие особенности иконы?
- «В пейзаже на иконе небо написано бело-голубоватым, земля — в виде пологих холмов, поросших травой, — коричневым, цвета одежды святых традиционные — синий, красный, охристый, складки одежд исполнены плоско, графично.
Укороченные фигуры в сложных ракурсах, изображение в профиль ликов Богородицы и апостола (скорее всего, Андрея Первозванного), серо-бело-голубые тона неба — приёмы, свидетельствующие о том, что икона написана провинциальным мастером конца XVIII века под влиянием стиля барокко».
- Есть ли у иконы история? Что знают о ней специалисты?
- «У этой иконы нет точной даты создания… Известно, что многие иконы попали в галерею и ее запасники путём передачи из краеведческого музея им. Арсеньева. В музей некоторые иконы поступили из села Глазовки от Афанасия Поносова, некоторые иконы переданы в музей им. Арсеньева из Русского музея. Пришло время – и краеведческий музей передал иконы, многие из которых имеют историческую и художественную ценность, нашей галерее. Известно, что некоторые иконы покупались у частных лиц, в том числе – и эта икона.»
Справка. Основателем поселка Глазковка в районе бухты Валентина приморские краеведы называют Афанасия Поносова, основавшего здесь свой хутор в зиму 1897-98 гг. Назывался хутор Ново-Сионский (иногда встречается название «поселение Поносова»). Уже в 1900 году здесь стоял прекрасный двухэтажный дом городского типа на каменном фундаменте, в котором проживало около двух десятков человек. Участок земли, который отвели Поносову, составлял 400 десятин и они полностью использовались — многочисленные хозяйственные постройки, кузница, бондарная, мельница, оранжерея и т. д. Были на хуторе библиотека и молельный дом с привезенными семьей при переселении иконами, был прорыт канал, а на реке поставлены плотина со шлюзом. На своих землях уже в 1900 году Поносов собрал 4000 пудов хлеба, не считая другой продукции. Имея четыре большие шаланды, рыбачьи лодки и невода Поносов снабжал морепродукцией всю Сучанскую долину, Владивосток. А оленепарковое хозяйство, переданное Афанасием Поносовым Советской власти, существовало здесь вплоть до 70-ых годов прошлого века.
«Стоит отметить, что выставка в рамках цикла выставок одного шедевра «Праздники. Выставка одного шедевра древнерусского искусства» продлится в стенах Приморской картинной галереи до 16 июня, Дня Святой Троицы. Икона представлена в зале древнерусского искусства Главных анфилад в рамках постоянной экспозиции «Русское искусство XVI — начала XX веков» - сказала в заключение интервью Евгения Орлова.
Читать все