Публикации
Убийство протоиерея Андрея Зимина и террор в отношении православных священников в период гражданской войны в Приморье
К Дню памяти Собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской
Зверское убийство протоиерея Андрея Зимина, настоятеля Богородице-Рождественской церкви с. Черниговка, и большинства членов его семьи подтверждается архивными материалами.
Ответственность за расправу над священником и его семьей жители Черниговки возлагают на одну из бандитских группировок, которая действовала при покровительстве, скрывавшихся в Уссурийской тайге большевиков.
Незадолго до гибели о. Андрея Зимина захватили партизаны и увели к себе в плен на базу в тайгу. Вот что сообщала газета «Приамурская жизнь» № 2902 от 12.06.1919 г.: «В районе Спасска. На днях большевиками произведен сбор овса, сала и хлеба по с. Хвалынке, а на с. Славянку, населенную почти большевиками, наложена дань от 2000 р. и меньше с домохозяина. Главарь шайки большевиков Шевченко – житель с. Славянки, Спасской волости. Штаб красных находится в с. Татьяновке, в 20 верстах от Спасска. Во время нашествия их на Черниговку взято до 2000 пудов муки, ограблен магазин Чурина, взят в плен священник Зимин, уведено 16 лошадей и прочее. (Г.П.).».
Не вызывает сомнения то, о. Андрей Зимин, находясь в плену испытал на себе антицерковные и атеистические выпады со стороны большевиков за то, что был православным священником.
О том, как уссурийские партизаны относились в плену к священникам сохранились воспоминания в личном деле священника Анатолия Оснецкого, настоятеля храма в с. Алексеевка Владивостокской епархии, которого в октябре 1919 г. также увели в плен партизаны. В своем рапорте во Владивостокский епархиальный совет после возвращения из плена в ноябре того же года о. Анатолий, в частности, сообщил: «Побывав в плену у «красных», натомившись у них физически до изнеможения, наслушавшись всевозможной ругани и издевательства, оскорбляющих религиозные чувства человека, насмотревшись в лесных трущобах на «красных», потерявших человеческое достоинство – я теми же красными был привлечен к допросу, из которого к прискорбию своему узнал, что мои же прихожане – алексеевцы (конечно не все), донесли красным, что я - «контрреволюционер и в том же духе агитирую население…» . О причинах своего освобождения из плена о. Анатолий пишет, что красные отпустили его «под условием внесения контрибуции в 35 000 рублей или же обещанием на случай моего побега, отомстить жестоко моей семье, если таковые будут на месте». Не исключено, что и с о. Андрея могли потребовать денег.
О смерти о. Андрея Зимина в консисторском архиве отложились краткие, официальные материалы – телеграммы в епархиальный совет, запись в метрической книге подтверждающие факт смерти от рук злоумышленников .
В газете «Дальневосточное обозрение» от 23/ 10 января 1920 года (№ 236) было размещено объявление: «Семья Коноплевых и Сахаровых с глубоким прискорбием извещают родных и знакомых о трагической смерти дорогих матери и бабушки Доминики Петровны Шмаровой, брата и дяди протоирея Андрея Семеновича Зимина, его жены Лидии Александровны и детей их Оли, Маруси, Лидочки и Шурочки убитых в с. Черниговке 17/ 4 января с.г. Панихида будет в воскресенье 25/ 12 января в кафедральном соборе по окончании литургии».
Спустя время одним из первых об убиенном настоятеле и его семье сообщил за границей автор-составитель списка новомучеников прот. Михаил Польский : «Протоиерей Андрей Зимин (211 стр.), благочинный, села Черниговки, станция Мучная, в 190 верстах от г. Владивостока, Приморской области, зверски замучен со всей семьей в собственном доме. Под Крещение, в 1919 г., о. Андрей отслужил всенощную, а на утро, по звону к литургии, на службу не явился. К нему в дом ворвалась шайка большевиков из соседних деревень (10-12 человек) и перевязала: отца Андрея, его жену Лидию Александровну, троих дочерей, 17-13 лет (старшая из них — Мария), старушку, мать матушки, Домнику Петровну Шмарову, 74 лет, и прислугу. Мучили и пытали, требовали денег, на глазах у всех изнасиловали детей и матушку. Бабушка умерла тут же от разрыва сердца. Детей и матушку пристрелили, а о. Андрея, поваливши на пол связанного, били и истязали, а потом положили дверь на живот и грудь и раздавили своей тяжестью. Похоронены все в общей могиле у церкви, где батюшка прослужил более 20 лет. Подробности этого зверства были даны потом одним из присутствовавших и участвовавших в нем. О. Андрей задолго до смерти прислал своему родственнику и большому другу профессору богословия в университете г. Владивостока прот. Иоанну Коноплеву письмо, с просьбой вскрыть его только в случае его смерти. В письме о. Андрей описал свой сон, подробно и точно изобразивший его будущую мученическую кончину».
Здесь снова хочется напомнить о том, что по свидетельству о. Александра Торопова, настоятеля храма в с. Дмитриевка, также зверски убитого по схожему сценарию, но позднее, в 1921 г., в Приморье в 1919-1920 гг. из таежной местности в рядом находившиеся в ней селения Черниговка, Дмитриевка, Алтыновка, Дубовское и др. периодически выходили члены группировки так называемого «Максима Горького» . Одной из своих задач они ставили угрозы и уничтожение православного духовенства. Эту же информацию подтверждают воспоминания Клавдии Лазаревой, супруги убитого в с. Никитовка в июне 1919 г. священника Павла Лазарева.
Поэтому говорить о просто разбойном нападении с целью грабежа на дом священника вряд ли оправданно. Почему в дом к священнику пришли именно в канун одного из больших церковных праздников – Крещения Господня, после Всенощной? Зачем убивать священника и его семью ради банального грабежа? Грабители бы просто забрали имущество, деньги и спокойно ушли, как это ранее делали с крестьянами, ведь их же не убивали после ограбления. Все совершенные злые деяния на квартире настоятеля говорят о сознательном стремлении «расправиться» с демонической злобой над людьми, верующими в Бога.
За период с 1918 по 1921 гг. во Владивостокской епархии были отмечены несколько случаев расправ над священниками, о чем в Епархиальном совете на тот период собиралось дело и составлялся список убиенных для поминовения . В этих убийствах были не просто преступления против обывателей, а запланированные акции против духовенства, как носителей веры, как представителей православной церкви, которую новая власть объявила вне закона и поставила задачу физического истребления. На этом основании можно говорить, что о.Андрей Зимин, как и другие священники названных сел, убитые в период до окончания гражданской войны в 1922 г., стали мучениками за веру во Христа, не отреклись от своего пастырского призвания.
Никто сейчас не может рассказать, как вел себя перед смертью о. Андрей Зимин. По описанию о. Михаила Польского, страдальцев перевязали и истязали. Можно отметить следующее: о. Андрей Зимин знал о грозящей ему опасности, но не оставил своего пастырского служения в Черниговке, не скрылся в другом месте; не уехал, например, во Владивосток, куда некоторые сельские священники на время перебирались. Предупрежденный о своем страдании во сне и записав его, передав родственнику о. Иоанну Коноплеву, о. Андрей показал тем самым, что готовился к перенесению страстей и мог встретить свою смерть со смирением, терпением и с исповеданием веры.
Молитвенное почитание настоятеля началось сразу же после его смерти. По воспоминаниям жителей села, дьякон Черниговской церкви Максим Никонишин, проживавший по соседству с о. Андреем, не побоялся в 1920 г. организовать похороны убиенного настоятеля и его престарелой матери, жены, матушки и троих дочерей. Отпевание и погребение в церковной ограде совершили священник Дмитриевской церкви о. Александр Торопов (прим.: убит партизанами в с. Дмитриевка 18 июня 1921 г.) и священник Алтыновской церкви о. Архип Мушта. Вскоре и в Успенском кафедральном соборе Владивостока состоялась соборная панихида.
Точное нахождение места погребения о. Андрея Зимина неизвестно, потому территория вокруг чудом уцелевшего здания храма и дома настоятеля достаточно большая.
Вероятно, в конце 1940-х – 1950-е годы у стен храма прихожане создали своеобразный мемориал: три надгробия, на которых высечен текст: «Убиенному протоиерею о. Андрею Зимину с домом от благодарных прихожан», «Упокой, Господи, души раб твоих».
Пресвитер Андрей Зимин прославлен Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г. в списке Новомучеников и Исповедников Российских.
* * *
Послесловие: Находка фотографии о. Андрея Зимина
Осенью 2018 года, работая в читальном зале Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, я встретился с заместителем директора архива Троицкой Н. А., которая показала мне интересную фотографию. Она оказалась общим снимком депутатов VIII съезда духовенства Владивостокской епархии, прошедшего в 1913 г. В центре сидит – епископ Павел (Ивановский), с ним по обе стороны сидят и стоят священники. На полях этой фотографии, с левой стороны чьей-то рукой, карандашом были сделаны надписи. По рядам и под цифрами указаны фамилии священников, правда, не всех. Надпись была сделана, видно сразу, давно. В первом ряду на фото вторым с правого края сидит о. Андрей Зимин. На фото напротив его фамилии записано также – убит.
Так мы нашли уникальный документ и теперь имеем возможность увидеть портрет пострадавшего священника. Публикация этого фото осуществляется впервые.
Епископ Иннокентий (Ерохин В. В.), викарий Владивостокской епархии, кандидат исторических наук
Фотогалерея
Читать все