Публикации
Стояние Марии Египетской
21 марта 2018 года, в среду вечером в православных храмах будет совершаться служба, на которую можно попасть только один раз в году. Это продолжительное и необычное церковное чинопоследование не похоже на все богослужения и называется особенно: стояние Марии Египетской.
Великим постом в середине пятой седмицы Церковь неслучайно напоминает нам о подвиге этой поистине удивительной святой. Чем она так отличается от остальных христиан, угодивших Богу?
После притчи о сыновьях, один из которых пообещал отцу исполнить его просьбу, но остался при своем, а второй сначала отказался, а потом раскаялся и выполнил отцовский наказ, Христос говорит, «что мытари и блудницы вперед» других «идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Эти Его слова исполнились на преподобной Марии, которая явила христианскому миру пример глубочайшего и самоотверженного покаяния.
По образу жизни она была совершенным киником, но не из стремления к мудрости человеческой, а из всецелого устремления к Христу, крестными страданиями и смертью Которого искуплены из тенёт греха все без исключения люди. Подвиг преподобной Марии мог остаться неизвестным миру, но Промыслом Божиим священноинок Зосима узрел в пустыне человека, который по силе духа и молитвы превосходил всех известных ему отшельников. Всего три встречи с подвижницей глубоко потрясли многоопытного старца.
И действительно в ее жизни есть чему удивляться! Не обладая не только богословским образованием, но даже элементарной грамотностью, она в познании Священного Писания достигла учености апостола Павла. Не получив и намека на праведное воспитание, она обрела равноангельное житие подобно Крестителю Господню Иоанну. На деле исполнив заповедь Христову о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), она стала жилищем Святого Духа и, еще находясь в теле, преодолела ограниченность пространственно-временных законов. Ей было одинаково ведомо прошлое, настоящее и будущее. Воды Иордана позволяли святой переходить реку, как по суше, а гравитация не удерживала ее на земле во время молитвы.
На примере этой безмерно стойкой в своем покаянии женщины Церковь напоминает, как на истинных последователях Христовых исполнились древние пророческие обетования о том, что «будут все научены Богом» (Ин. 6, 45), и что «не мерою дает Господь Духа» (Ин. 3, 34) искренне верующим в Него. Какими бы окаменелыми ни были сердца грешников, они, как лед на весеннем солнце, тают от благодати, пребывающей в Церкви Христовой. Надо только всем сердцем принести покаяние и усиленно искать, жаждать Царства Божия, как искала и жаждала его в иорданской пустыне преподобная Мария.
Вспоминая эту подвижницу, понудим себя восстать от духовной спячки и физической лени, от расслабленной и рассеянной жизни по духу времени, чтобы не уподобиться нерадивому сыну из притчи Господней и не лишиться в итоге обетованного Царства, и чтобы дни Великого поста приблизили нас к Богу.
Климент митрополит Калужский и Боровский
* * *
Мариино стояние – так называется служба в преддверии Страстей Христовых. Жизнь, в которой мы живем, пресная, в ней нет соли. Нам все заранее известно, мы все планируем, просчитываем. В такой жизни нет чуда встречи с Богом, нет покаяния, о котором мы слышали сегодня в житии преподобной Марии Египетской. Кажется, что это было когда-то очень давно… Но как такое может произойти сегодня, в современном мире? Как это может произойти лично со мной, когда я уже все знаю, все понимаю и кажется, что Бог где-то совсем далеко? В том-то и дело, что Бог близко, а мы далеко! И поэтому так важны для нас капли росы духовной, которые сегодня предлагает нам Церковь – полностью прочитанный покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Это дивная служба, она должна укрепить нас. Мы привыкли жить соизмеряясь только со своим опытом, и мы не дерзаем говорить о той борьбе и победе над грехом, которые выше человеческих сил, но мы видим, что есть Бог и есть благодать Святого Духа, укрепляющая и восстанавливающая кающегося человека. Мы слышим слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что истинное покаяние восстанавливает в человеке девство. Действительно, чудо, когда человек отказывается от греха и полностью принадлежит Богу. И это чудо может совершиться в жизни каждого человека. Но сегодня мы видим другую картину: выяснение каких-то отношений, грубые слова, обиды, упреки, саможаление – нет осознания своей вины пред Богом. В нашем покаянии мы видим не Христа, а просто человека-священника, и начинаются человеческие разговоры, звучат слова, в которых нет красоты покаяния. Ведь покаяние – это изменение, преображение нас Господом.
Очень хочется, чтобы мы учились стоять в храме, учились участвовать в богослужении, в Таинствах Христовых, в которых душа обновляется. Душа должна постоянно получать благодатную помощь, чтобы вести войну с миром греха и соблазна. Дай Бог, чтобы в оставшееся время до Пасхи мы не потеряли духа, капелька которого все-таки есть в нас. Дух очень легко потерять: за одно слово, за одну мысль, за одну обиду, за одно осуждение человек теряет связь с Богом. Это страшное состояние. Нам нужно бодрствовать, нужно быть внимательными – как мы смотрим, как говорим, как ходим – все должно быть в человеке красиво, одухотворенно. Мы пришли в храм не только для того, чтобы смотреть на лики святых и созерцать красоту их отношений. Во всех святых сияет свет Христов. Но нам нужно и самим становиться ликами, чтобы прикоснувшись к святыни, быть способными эту святыню сохранить в своем сердце и делиться ею со своими ближними.
Столько любви, столько заботы, столько милосердия Божьего изливается на каждого из нас! Сколько раз мы уже прикоснулись к бессмертному Источнику Жизни, к Чаше Христовой! И почему мы так часто являемся тем дырявым сосудом, который теряет эту благодать? К нам приходят страсти, уныние, отчаяние, ропот – все это становится стеной, за которой мы не видим ближнего, не видим Бога. Эту стену необходимо рушить все время. Преподобный Серафим Саровский носил на спине камешки и говорил: «Томлю томящего меня». Нам нужно постоянно помнить, что враг рядом. Мы должны не доверять себе, а искать Божьей помощи, Божия благословения на каждый шаг нашей жизни.
* * *
До светлой Пасхи нас ждет еще несколько важных, особых дней. Это Лазарева суббота – 31 марта, Вербное воскресенье – 1 апреля, и Благовещенье Пресвятой Богородицы - 7 апреля. Но эти даты все, как правило, знают. А вот о том, что есть день, называемый Стоянием Марии Египетской, или Марииным стоянием, забывают или не знают вовсе. Между тем, это день не менее важный, а для кого-то он окажется спасительным. И в 2018 году Мариино стояние выпадает на 21 марта.
По уставу церкви, особая Великопостная служба «Стояние Марии Египетской» совершается на утрене четверга. Но по факту – на практике – она совершается накануне, в среду вечером. Служба эта – одна из самых длительных: на ней полностью читается Покаянный канон Андрея Критского, а затем еще и житие преподобной Марии Египетской, чья жизнь является каноническим примером того, как проходится человеком, при желании и старании его, путь от греха до святости. Мария изначально была большой грешницей, но потом, через покаяние и молитвы, она изменилась и сумела искупить свои грехи.
В чем смысл этой службы и почему ей уделяется столь пристальное внимание? Ответ прост и очевиден: пример Марии Египетской столь нагляден и ярок, что, напоминая о нем, церковь еще раз призывает верующих к переосмыслению своей жизни и к истинному, глубокому раскаянию и покаянию в совершенных грехах.
Кому, в чем и чем может помочь необычная служба, совершаемая лишь раз в год? КВпервую очередь эта служба – рука помощи для отчаявшихся.
Служба была составлена в 692 году из Великого Покаянного канона Андрея Критского и Жития Марии Египетской, и текст ее несет особую, с позволения сказать, миссию. Он не просто заставляет задуматься о совершенных поступках и оценить свою жизнь по-новому, но и дает веру тем, кому тяжело и трудно, кто не верует, но чувствует, что готов уверовать, а также тем, кто не верует вовсе. Мариино стояние – это служба-утешение, дающая надежду всем, кто в нем нуждается. Будь то отчаяние житейское, разочарование в ком-то или в себе самом, уныние и безверие – эта служба для таких людей! Ну а верующих служба укрепляет в их вере и поддерживает в решении продолжать подвиг поста и покаяния. Очень важно Мариино стояние для тех, кто чувствует, что силы его оставляют, кто хотел бы продолжать пост, но не уверен в своих силах и нуждается в твердой опоре. Ей и становится уникальная служба. Глядя на Марию, ни один человек не может сомневаться в возможности своего спасения.
ЧЕМ ПАМЯТНА МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ
История Марии действительно уникальна. Она в 12 лет стала блудницей и 17 лет продавала свое тело, не думая ни о чем. Денег этим она, правда, не заработала – что говорит о том, что грешила Мария под властью порока, но не ради богатств. Ей было уже почти тридцать, когда она решила отправиться в Иерусалим на корабле с паломниками – среди них было много симпатичных молодых людей, и Мария живо представила, как можно весело провести с ними время. Однако когда она присоединилась к паломникам и хотела вместе с ними войти в Храм, сила Божия ее остановила на пороге и не пустила внутрь.
Испуганная Мария попыталась войти в храм еще раз и еще раз, но не могла переступить порога. И тут она посмотрела на свою жизнь иначе. Осознав, что жила неправильно, она пала на колени перед висевшей в притворе на стене иконой Богородицы и принялась молиться. Моления были усердными – Мария вышла из храма другим человеком, да еще и услышав голос, который велел ей идти в пустыню за Иордан - только там сможет она обрести покой. Сорок семь лет провела Мария в пустыне. Первые семнадцать - усмиряла плоть и боролась с воспоминаниями о прошлой жизни, а последующие тридцать росла духовно, достигнув святости. Старец Зосима, навестивший Марию, потерял дар речи, увидев, что она во время моления поднимается над землей… Да и Иордан Мария перешла, аки посуху… Вот таких вершин она достигла, начав путь к очищению из греховности.
Что интересно: на Руси преподобная Мария всегда очень почиталась, а на Западе ее практически не знают и сравнивают с Марией Магдалиной.
Умерла Мария в 522 году. Похоронил ее вновь пришедший к ней Зосима.
Житие святой Марии Египетской написал патриарх Иерусалима Софроний. Что интересно - образы Марии Египетской и Марии Магдалины с годами смешались. Определенную роль в этом сыграла знаменитая «Золотая легенда» Иакова Ворагинского, в которой содержалось двести житий, одной из которых было как раз посвящено Магдалине. Магдалина жила на пять веков раньше, но некоторые ее черты благодаря автору будто бы "перешли по наследству" к Марии Египетской. В Евангелии ничего не было сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу. Это получило отражение и в культуре и искусстве: например, знаменитая скульптура Донателло "Мария Магдалина" имеет черты Марии Египетской - она истощена и будто обожжена солнцем. Мотивы жития Марии Египетской мы встречаем и у Брехта, и у Гете, и у Достоевского.
Православная церковь чтит память преподобной Марии Египетской 14 апреля, а также в воскресенье пятой недели Великого поста.
Читать все