Публикации
Сырная седмица
Великий пост в 2016 году начнется 14 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?
6 марта – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.
Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.
Богослужебные особенности
На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.
7 – 13 марта – Сырная седмица, Православная Масленица
Постовые предписания
Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, рыбы, а также молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда и название.
Богослужебные особенности
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.
Протоиерей Андрей Ефанов: Масленица – самый воцерковленный из языческих праздников, известных на Руси. Удивительная неделя! Сочетание поста и праздника просто поразительны. Всю неделю верующие постятся (в сырную седмицу, как называются эти дни в православном календаре, христиане воздерживаются от мясной пищи), но праздничные гулянья день ото дня становятся все более и более обширными.
Первые три дня масленицы обычно называют узкой масленицей, последующие дни – широкой масленицей. Кроме обычных гуляний, в эти дни было принято родственникам, особенно родственникам мужа и жены приглашать друг друга на блины – традиционное блюдо этих праздничных дней. Тёщины вечёрки, золовкины посиделки – так именовались эти дни. В воскресенье, которое называется прощенным воскресеньем, принято было просить друг у друга прощения.
Сейчас масленица отмечается, увы, совсем иначе. Верующие редко собираются вместе, прощения просят в основном в храме, зачастую у людей, перед которыми у нас нет никакой вины. Невоцерковленные сжигают чучело, возрождают гадания и прочие языческие обряды. Как было бы хорошо, если бы мы вернулись к нашим исконным обычаям, когда на масленичной неделе совершалось примирение с теми, кто действительно мог причинить нам досаду и уж особенно – кого обидели мы сами. Проведя неделю в веселье, легче посвятить себя времени воздержания, которым для каждого верующего является Великий пост.
Протоиерей Михаил Воробьев: Советские партработники худо-бедно все же как-то связывали Масленицу с православной традицией. Но некоторые из нынешних ревнителей благочестия напрочь отрицают эту связь, усматривая в масленичных гуляньях исключительно рецидивы язычества. По мнению борцов с пресловутым русским двоеверием, и блины-то есть едва ли не грешно, поскольку, как считают какие-то неведомые культурологи, символизируют они древнеславянское солнечное божество Ярилу. Ну, а уж катание на тройках с бубенцами да сожжение соломенного чучела — сущее идолопоклонство!
Несколько надуманно
Может быть, и правда не есть блинов? Ну как согрешишь?.. Но что же это за вера такая, если она может серьезно поколебаться от блинов и соломенных чучел? Кажется, первые христиане, вышедшие из самой гущи язычества со всеми его мистериями (то есть безобразиями!), были куда смелее. Привыкли римские граждане в конце декабря праздновать сатурналии — и назначили праздник Рождества Христова на это самое время. Чего бояться? Ведь мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8, 4).
Попробуем разобраться… Русское двоеверие — несомненный факт. Только относится он больше к первым векам христианской истории Руси. Тогда действительно нательные крестики соединялись с солярными символами или присоединялись к вполне языческим лунницам. Однако, уже начиная со времен монгольского нашествия, они исчезают из обихода. Христианская вера, по крайней мере у великороссов, становится единственным содержанием религиозной жизни. И святочные гадания, равно как и басни о домовых и леших, перестают ставиться вровень с церковными таинствами и обрядами. Более того, все эти существа воспринимаются как разновидности нечистой силы.
О том, что так называемое русское двоеверие является во многом надуманным понятием, свидетельствует невнятность восточнославянской мифологии. В народной памяти не сохранилась ни генеалогия языческих божеств, ни сфера деятельности каждого из них, ни их имена. Единственное достоверное имя Перун известно нам из христианского источника — «Повести временных лет». Ярила же — чистая выдумка сказочника Афанасьева, ставшая широко известной благодаря сказке Островского и, в большей степени, опере Римского-Корсакова.
Отдых перед трудом
Наши далекие и не очень далекие предки, в отличие от нас, недавно воцерковленных, с детства укорененные в церковной традиции, из пушки по воробьям не стреляли, к Масленице относились спокойно. Если уж вошли в генетическую память русского народа, которому всегда жилось не слишком сытно и привольно, отголоски древних празднеств, связанных с приходом весны, так стоит ли ломать национальный характер? Вспомним, что и в семействе Лариных «на Масленице жирной водились русские блины». А с каким ностальгическим чувством вспоминает Иван Сергеевич Шмелев масленичные гулянья в старой Москве! А картина «Масленица» Кустодиева, «Взятие снежного городка» Сурикова?! А пьеса «Февраль. Масленица» из альбома «Времена года» Чайковского? Что же, взять и все это отменить, как большевики отменили рождественскую елку?
Между тем церковный Устав и церковный календарь организуют жизнь православного человека самым правильным образом, так что в ней есть место и духовному размышлению, и глубокой молитве, и безгрешному веселью. Ведь и святые отцы говорили, что, неосторожно сгибая дугу, можно ее сломать. Потому Рождественский пост сменяется святками, а самый долгий и самый строгий Великий пост предваряется Сыропустной седмицей, по-русски Масленицей.
Любой пост, и тем более Великий,— это труд, труд телесный и духовный. А к любой работе лучше всего приступать, хорошо отдохнув. Поэтому перед Великим постом мы и стремимся — нет, не «надышаться» перед облачением в вериги! — вкусить от некоторых безобидных радостей, чтобы постом они не напоминали о себе слишком уж настойчиво. В православной традиции есть даже специальное понятие — заговенье. Заговеться — значит в последний раз, с удовольствием вкусить, почувствовать, что да, пожалуй, что уже и хватит…
Следует заметить, что традиция заговенья — самая настоящая церковная. Перед Великим постом Церковь благословляет заговляться в течение целой седмицы, когда, с одной стороны, напоминанием близкого поста появляются земные поклоны с молитвой «Господи и Владыко живота моего…», полная Литургия совершается не ежедневно, а с другой — самое время для гостей, троек с бубенцами, разнообразных блинов с еще более разнообразными начинками. Сыропустная седмица по уставу — сплошная, пост в среду и пятницу отменяется. Здесь, как, впрочем, и во всем, необходимо соблюдать меру, не упускать из виду конечную цель, чтобы не заканчивалась Масленица так «живописно», как об этом поет Федор Шаляпин в опере Александра Серова «Вражья сила»…
Не следует забывать и о том, что традиция масленичных гуляний имеет общехристианское происхождение. То, что у русских называется Масленицей, в Европе — карнавал. И вспомнив, что писал Михаил Бахтин о карнавальной культуре средневековой Европы, отметим, что русские увеселения по сравнению с западноевропейскими весьма целомудренны и безгрешны. И к тому же, у нас помнят о связи Масленицы с Великим постом, а вот на Западе — уже нет. И саратовские чиновники, спешно переименовавшие «Масленицу» в «Русские блины», интуитивно чувствовали эту связь. Эта точка соприкосновения народной и полуязыческой Масленицы с церковной традицией — Прощеное воскресенье. Собственно, вот этим наличием прощеного дня русская Масленица принципиально отличается от европейского карнавала.
Последний день Масленицы
Чин прощения появился в жизни первых монашеских общин. О нем упоминается, например, в хорошо известном житии преподобной Марии Египетской. Перед наступлением Великого поста монахи расходились по одному по пустыне до начала Страстной седмицы. Некоторые из них уже не возвращались обратно, погибая от рук разбойников или в лапах диких зверей. Поэтому, расходясь, чтобы встретиться только перед Пасхой, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды — как перед смертью. При этом для тех, кто уходил, пелись пасхальные стихиры — ведь удалившиеся в пустыню могли не дожить до великого праздника… С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. Однако сохранился чин прощения только в православной традиции — у католиков и протестантов его нет. И не только сохранился, но и распространился далеко за стены храмов. Ведь даже в самое безбожное время большинство не забывших родных корней советских граждан твердо знали: последний день Масленицы — Прощеное воскресенье!
В отличие от нынешнего времени, в прошлом вся жизнь русского человека проходила в русле церковного календаря. И Масленица со всей свойственной ей удалью вписывалась в церковный уклад особым днем, когда было необходимо примириться со всеми ближними. Хозяева просили прощения у слуг, начальники — у подчиненных. Правило хорошего тона заключалось в том, что первыми просили прощения старшие и больше никогда не вменяли в вину младшим совершенные теми до Прощеного дня прегрешения.
Именно поэтому Масленица, несмотря на свою не всегда безгрешную праздничность, является православным праздником. И не стоит с неподходящей ревностью обрушиваться на всевозможные народные гулянья, вспомнив, что, например, апостол Павел со спокойной совестью разрешал есть идоложертвенное, а в нравственном богословии есть понятие адиафоры — поступка, несущественного по отношении к вере и спасению, однако вполне допустимого для христианина.
Впрочем, не следует забывать и оперу «Вражья сила»…
* * *
ПЯТЬ СОВЕТОВ НА МАСЛЕНИЦУ.
Следующая седмица с 7 по 12 марта - СЫРНАЯ (масленица), последняя перед Великим постом. В православном календаре она называется сырной седмицей потому, что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу яйца и рыбу. В просторечии эта седмица называется МАСЛЕНИЦЕЙ и с ней связаны многочисленные народные традиции. Как православному провести масленицу и подготовиться к Великому посту? Об этом советы православных батюшек.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ:НЕ СЖИГАТЬ ЧУЧЕЛО(протоиерей Максим Первозванский)
Масленичная неделя напоминает нам о близости поста, о необходимости встретить его достойно. Потому понятно, что не надо неистовствовать, напиваться, не надо сжигать чучело. Последнее – всё-таки ритуальное действие. Хотя ему не придают вроде бы особого значения, но на самом деле значение это никуда не уходит. И я бы не советовал православным участвовать в подобном обряде.
А что нужно делать? Ходить друг к другу в гости: «тёщины вечера», «золовкины посиделки» и так далее – хорошая традиция, помогающая установить со всеми добрые отношения. Этому блины тоже могут способствовать, но не как языческий символ солнца, а как некая традиция. Блины– это здорово. Особенно для детей: они с нетерпением ждут Масленицы, знают, что будет много разных блинов.
СОВЕТ ВТОРОЙ: ПОВЕСЕЛИТЬСЯ ВПРОК (протоирей Алексий Уминский)
Последняя неделя перед Великим постом — время, когда мы прощаемся не только с определённой пищей, но и с разными развлечениями. Развлечения — это же не обязательно что-то греховное, неправильное, нехорошее. У нас в Свято-Владимирской гимназии в этот период обычно проходят праздничные концерты. Мы словно стараемся с детьми по-хорошему порадоваться и повеселиться впрок. Когда мы вместе сидим за столом, поём песни, во что-то играем, слушаем друг друга – это же работает на созидание, учит нас, в том числе, и любить друг друга. Во время Масленицы всё это переживается, мне кажется, особенно остро. Потому что с этим мы тоже расстаёмся, от этого тоже в какой-то мере отказываемся. Чтобы сосредоточиться на Боге, научиться любить Его.
СОВЕТ ТРЕТИЙ: СТАТЬ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ (свящ. Виталий Ульянов)
Масленица, которая в церковном календаре называется Сырной седмицей, говорит нам, что Великий пост совсем близко, вводит нас в него. Уже – запрет на мясную пищу, уже не совершается таинство Венчания. В храмах читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина с коленопреклонением.
В воскресенье вечером совершается в храмах чин прощения, чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К Прощеному воскресению стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) – это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год.
На праздник Масленицы, который организуется нашим приходом, приезжают не только жители Усад, но и гости из других городов и даже регионов. Думаю, что людей привлекает не только весёлый концерт, угощение с блинами, сладостями, с кашей на полевой кухне, но и нечто другое: возможность стать ближе друг к другу…
СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: ЗАПАСТИСЬ КАЛЬЦИЕМ И ПРИМИРИТЬСЯ (протоиерей Федор Кречетов) : Масленица для православного христианина – премудрое установление святых отцов, подготовка к посту, в том числе и в телесном плане. Например, тот момент, что последнюю неделю перед постом человек употребляет много молочной и рыбной пищи, даёт возможность его организму «запастись» необходимыми ему кальцием и фосфором, чтобы без вреда для здоровья перенести предстоящий подвиг.
А если говорить в духовном контексте: в семье моих родителей была традиция в завершении Масленицы встречаться с родственниками и просить друг у друга прощения, кланяясь до земли. Сейчас это не всегда удаётся: служим в разных храмах… Но если не получается сделать это в само Прощеное воскресение (хотя это очень желательно), то можно встретиться чуть пораньше – помириться перед постом. Т.е. смысл Масленицы в примирении с людьми, для чего и существовал обычай навещать друг друга в этот период, чтобы потом в течение поста принести покаяние и примириться с Богом.
СОВЕТ ПЯТЫЙ:НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ (священник Сергий Звонарев):
Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.
Во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.Никто не говорит, что надо вообще не посещать гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Важно, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека.
(по материалам сайта Правмир)
* * *
СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) СЫРОПУСТНЫЕ
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной (сыропустной), а в просторечии — масляной (масленицей), от употребления в течение этой недели сырной пищи (сыра, масла и яиц и т. п.) и потому что на этой неделе (в сырное воскресенье), перед началом Великого Поста завершается вкушение сырной пищи.
Начиная с понедельника сырной седмицы (он следует за мясопустной Неделей), в Триоди уже помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.
Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение»367. Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная»368.
Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей (сырную седмицу) употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т.е. подвиг) поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (строгий пост до позднего вечера). Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, «воздержания (от) страстей» и истинного покаяния.
«Днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися»369. «Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим»370. «Любезно людие пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало»371. «Возсия (нам) весна постная, цвет покаяния»372. «Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани (ссоре), не в зависти и рвении (распре), не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии»373.
Подготавливая верующих к Святой Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь в сырную седмицу не совершает таинства брака. Таинство брака не совершается в течение всего Великого Поста и Светлой седмицы (до Фомина воскресенья).
БОГОСЛУЖЕНИЕ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ
В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произшедшем от невоздержания.
Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения из Постной Триоди.
В сырную Неделю, приблизившись уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово»379 — изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, снедию прельстився»380.
Достойными слез и покаяния изображается в песнопениях утрата первыми людьми, а вместе с праотцами Адамом и Евой и нами, невинного и блаженного состояния Богообщения и пребывания в любви Божией. «Позавидев древле мне враг, в рай благополучна жития человеконенавистник, в видении змия мне запят (обольстил), и славы присносущныя странна (лишенна) мя показа»381. «Увы мне страстная моя душе, како не познала еси прелести? Како не ощутила еси лыцения и зависти вражия? Но помрачилася еси умом, и преступила еси заповедь Создателя твоего», «удалилася еси от Бога, <...> райскаго лишилася еси наслаждения, от ангел разлучилася еси, во тлю (в тление) ввелася еси: о падения!»382
Святая Церковь напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия383.
«Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник», мы же, «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим (исцелим) душевныя страсти, отженем плотския сласти (сластолюбие), легцы к горнему шествию прейдем»384.
В сырную субботу творится воспоминание всех преподобных отцов, в подвиге поста просиявших.
В воскресенье сырное, как и в предыдущие два воскресенья, поются псалом136 «На реках вавилонских» (сырным воскресеньем заканчивается его пение) и покаянные песни — «Покаяния отверзи ми двери» (поемые до 5 Недели Великого Поста включительно).
В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений.
На Литургии в воскресенье читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься (Мф. 6:14-20). Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов.
Апостол (Рим. 13:12 - 14, 3) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.
Фотогалерея
Читать все