Мониторинг СМИ
Владыка Вениамин благословляет паству на несение Успенского поста
14 августа 2018 года, в праздник Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста Господня, — начало Успенского поста. Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин совершает в этот день в Покровском кафедральном соборе — праздничную Литургию, за которой благословляет паству на несение Успенского поста.
Успенский пост — один из четырех многодневных постов церковного года, продолжается две недели, по 27 августа, и установлен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, отмечаемого 28 августа. К этому великому празднику, входящему в число 12-ти важнейших, верующие готовятся духовным и телесным воздержанием, ограничивают себя от развлечений, уделяя больше времени молитве и покаянию.
В 2018 году начало поста, 14 августа, выпадает на вторник, это день строго поста.
Праздник Преображения Господня, 19 августа, выпадает в 2018 году на воскресенье — можно употреблять рыбу и растительное масло.
В остальные дни Успенского поста строгость трапезы такая же, как и в Великий пост — исключаются мясные и молочные продукты, яйца и даже рыба (кроме праздника Преображения). Монастырский устав предписывает:
- в понедельник, среду и пятницу — сухоядение;
- по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;
- по субботам и воскресениям — растительное масло.
Успенский пост, продолжаясь с 14 по 27 августа, включает праздники Изнесения Креста Господня (Медовый Спас) и Преображения Господня (Яблочный Спас).
МЕДОВЫЙ и ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
В первый день Успенского поста отмечается праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. 14 августа по традиции совершается освящение мёда нового сбора – в честь этой традиции в России праздник получил народное название Медовый Спас.
В праздник Преображения Господня (19 августа) в храмах освящают яблоки и виноград, поэтому в России этот праздник называют ещё Яблочным Спасом.
Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает - церковный год (через месяц, 14-го сентября по новому стилю – церковное новолетие).
ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ
Успенский пост – единственный, посвященный Пресвятой Богородице.
Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.
По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.
Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она – Одна из живших людей и, вместе с тем, Она выше всех людей. Поэтому мы почитаем Ее особым образом. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных – херувимов и серафимов. Это очень важно – Она была избранная Божия, Та, Которая была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может не почитать Пресвятую Богородицу.
Как прекрасно говорил об этом свт. Филарет Московский: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, – слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное “буди”, – едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, – слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: «Зачнеши во чреве и родиши Сына… Сей будет велий… Воцарится в дому Иаковли во веки.» Но – что опять дивно и непостижимо – самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: Како будет сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное: да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему,» и производит столь необычайное действие? – Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием» (Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.).
«ПОСТ ИСТИННЫЙ ЕСТЬ, И БЛАГОПРИЯТНЫЙ»
Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?
Успенский пост мы держим в конце лета, когда много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.
Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.
Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.
Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
(По материалам православных интернет-ресурсов).
Читать все