Информация

Итоговый документ Всероссийского форума Восьмые Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти свв. Кирилла и Мефодия

03.06.2008

По благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, 12 - 16 мая 2008 г. во Владивостоке состоялся Всероссийский форум «Восьмые Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти свв. Кирилла и Мефодия».

В масштабе Всероссийского Форума и со статусом «Дальневосточные» Чтения проводились впервые, но при этом остаются в полной идейной и организационной преемственности с Приморскими образовательными чтениями прошлых лет. Расширение рамок Чтений – свидетельство укрепляющегося единства Дальневосточного региона, общности тех задач, которые стоят перед Тихоокеанской Россией. В этом новом качестве Чтения были организованы Представительством Президента в Дальневосточном федеральном округе, Администрацией Приморского края, Владивостокской епархией Русской Православной Церкви, Дальневосточным государственным университетом, Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования и Приморским государственным объединенным музеем им. Арсеньева.

В адрес Чтений поступили приветствия от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Председателя Федерального собрания РФ С.М. Миронова.

В работе Форума участвовало духовенство Дальневосточных епархий, представители администраций Дальневосточных субъектов федераций, члены законодательных собраний, работники учреждений образования, преподаватели и ученые, военные и врачи, предприниматели и представители общественных организаций, студенты и школьники. Всего, с учетом территориальных научно-практических конференций, участие в VIII Дальневосточных образовательных чтениях приняло около 4000 человек.

Как и в прошлые годы, Чтения были посвящены раскрытию значения духовно-нравственной составляющей образования и духовного опыта Православия в деле возрождения и преображения жизни российского общества, развития культуры, образования, воспитания подрастающего поколения, поиску новых путей плодотворного межкультурного взаимодействия.

В рамках Форума прошли конференции, круглые столы, семинары, были организованны мастер-классы ведущих специалистов и ученых России. В центре внимания участников были следующие проблемы:

• Содержание общего среднего и дополнительного образования в свете задачи духовно-нравственного возрождения России;

• Пути возрождения смысла и ценности семьи.

• Связь православного духовного опыта, религиозного самоопределения и патриотического воспитания молодежи.

• Изучение истории и культуры православия;

• Образ русской культуры перед иностранной аудиторией;

• Обобщение опыта социального служения Церкви;

• Формы и методы противодействия деструктивным влияниям на сознание молодежи;

• Место Тихоокеанской России в метакультурном диалоге стран АТР;

Участники Форума признают, что мировая тенденция формирования общества, основанного на знаниях, выдвигает образование в качестве ключевого процесса всей общественной жизни. Сегодня ни одно государство не может обеспечить консолидацию своих граждан и свою безопасность вне духовно-нравственной составляющей национальной системы образования и просвещения. В этом контексте естественный путь для России состоит в том, чтобы основывать духовно-нравственное образование своих граждан и, прежде всего молодежи, на жизнеутверждающих ценностях православной культуры. Духовный потенциал православия как обращенного к личностному плану бытия при умелом и умном подходе способен не только консолидировать общество, но обладает мощным ресурсом налаживания межкультурного (метакультурного) диалога, что особенно важно для многонациональной и многоконфессиональной России. Для Дальнего Востока России (Тихоокеанской России) опора на духовные ценности Православия имеет особую важность в условиях формирования новой зоны межцивилизационного взаимодействия, которой является АТР.

С учетом всего вышесказанного Участники Форума считают важным подчеркнуть:

Миссия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе может быть плодотворной только при условии воцерковления самого русского народа, приобщения верующих ко всей полноте православного Предания, вдумчивого отношения к святоотеческому наследию. В этом контексте особое значение приобретает всемерное развитие духовного образования и религиозного просвещения во всех его формах. Участники Чтений отмечают необходимость дальнейшего развития научно-богословских исследований в образовательном пространстве Дальнего Востока и максимально широкого распространения знаний о православном вероучении, истории и культуре Православия. Впервые в программе Чтений состоялась секция, участники которой работали над формами и методами использования православных ценностей в катехизаторской и педагогической практике приходских воскресных школ, катехизаторских курсов, православных учебных заведений. Были представлены к обсуждению реально работающие практические методы катехизации детей, молодежи и взрослого населения, намечены шаги по организации катехизаторской работы на уровне прихода, благочиния, епархии.

Государство, общественность, педагоги и родители должны уделять содержанию образования в школе и вузе первостепенное внимание и, прежде всего, с точки зрения его духовно-нравственного основания. В этой связи работа по созданию в базовом учебном плане новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» представляется приоритетной.

Образовательный стандарт общего образования не должен быть ориентирован только идеологией социального успеха и карьеры. Важно, чтобы он давал личности понимание своего ответственного призвания и ориентиры духовного совершенствования. Ценностями общества следует признавать не только благополучие, безопасность и социальную справедливость, но и историческую преемственность культуры, сохранение отечественной духовной традиции. Образовательный стандарт должен способствовать осознанию гражданами страны цивилизационной миссии России.

В русле задач образования и воспитания молодежи участники Чтений приняли следующие рекомендации:

• Провести в педагогических коллективах обсуждение концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего образования новой образовательной области «духовно-нравственная культура». Направить в Министерство образования предложения по формированию образовательного стандарта.

• Создать методические объединения учителей предмета «Основы православной культуры» (ОПК) в 12 районах Приморского края, где ведется этот предмет;

• Создать творческую группу учителей ОПК, истории, русского языка и литературы, рисования, МХК и др. для организации совместной работы по формированию единой системы воспитания на основе традиционных ценностей и православного мировоззрения.

• Включить в задания олимпиад по истории раздел по истории и культуре православия;

• Провести выездные городские и краевые мероприятия с выступлением детских коллективов, работающих в православной традиции, способствующие диссеминации опыта духовно-нравственного воспитания по принципу: равный учит равного;

• Обратить особое внимание на необходимость организации обучения родителей воспитанию детей в семье и их подготовке к семейной жизни. С этой целью просить ПИППКРО ввести в систему повышения квалификации педагогов курс семейного воспитания;

• Поставить вопрос перед администрацией города и края о недопустимости использования в публичных выступлениях и спектаклях краевого драматического театра им. Горького ненормативной лексики;

• Обратить внимание всех конструктивных сил культуры, образования и СМИ города и края на состояние русского языка, начать движение за сохранение чистоты русского языка среди молодежи;

• Обратиться к редакции газеты «Приморский благовест» с предложением регулярно размещать информацию о мероприятиях, планируемых отделом по работе с молодежью Владивостокской епархии Русской Православной Церкви.

• Просить Владивостокскую епархию создать молодежный клуб, который мог бы стать площадкой для обсуждения вопросов духовной жизни, участия молодежи в социальном служении Церкви.

• Обратиться к благочинным и настоятелям приходов Владивостокской епархии Русской Православной Церкви с предложением шире привлекать молодежь к социальному служению, в частности, к работе по профилактике и искоренению наркомании.

• Активнее привлекать студентов Владивостокского духовного училища и отделения теологии и религиоведения ДВГУ к просветительской работе среди молодежи Приморского края.

• Всемерно поддерживать и распространять практику проведения молодежных научно-практических конференций и круглых столов, которые могли бы способствовать проявлению возможностей участия православной молодежи в миссионерском, просветительском, социальном служении Церкви, воспитанию у нее чувства ответственности за судьбы страны.

• Учитывая факт значительной утраты современной медициной духовно-нравственных традиций, обратиться к ректору медицинского колледжа и университета о введении учебного курса духовных основ милосердия.

• Просить администрацию Приморского края организовать экспертизу предлагаемых социальных и просветительских программ общественных организаций на предмет прикрытия этими программами деятельности деструктивных религиозных организаций.

Отмечая неразрывную связь образования, воспитания и социального служения Церкви участники Чтений рекомендуют:

• На местах рекомендовать подписание соглашений приходов Владивостокской епархии РПЦ МП с местными органами управления о взаимодействии в социальных сферах. Содействовать популяризации и ознакомлению с социальной концепцией Русской Православной Церкви.

• В целях совершенствования и обобщения опыта провести круглый стол на предмет социальной работы в местах лишения свободы с участием духовенства, мирян и работников ГУФСИН.

• Обратиться с призывом от участников Чтений к клирикам и прихожанам епархии о важности активизации социального служения.

• Просить правящего архиерея обязать благочинных взять под особый контроль социальное служение на приходах и определить им в обязанность представлять опыт работы по социальному служению в своем благочинии на Чтениях.

Возрождение приоритета ценностей семейной жизни в жизненных ориентирах человека, формирование соответствующих культурных образцов должны составлять заботу школы, средств массовой информации, общественных организаций, социальной политики государства. В комплексе форм деятельности и мероприятий, которые нужны для решения поставленной задачи, следует особо подчеркнуть необходимость создания центров поддержки семьи, объединяющих усилия администраций, общественных организаций и образовательных учреждений.

В соответствии с этими задачами участники Чтений приняли следующие рекомендации:

• Содействовать созданию системы мониторинга в сфере процессов развития семьи на базе координации деятельности научных и государственных учреждений региона.

• Учитывая потребность семей в социально-педагогической поддержке, считать необходимым создание службы сопровождения семьи на территории г. Владивостока и Приморского края. Ходатайствовать перед общественным Советом по вопросам семьи Думы города Владивостока об организации деятельности Городской службы сопровождения семьи.

• Предложить Департаменту социального развития и СМИ осуществить публикации в газетах и журналах Приморского края, направленные на популяризацию деятельности общественных организаций, работающих с семьями, и их взаимодействие с органами власти.

• Считать необходимым создание единой базы профилактических и пропагандистских материалов на основе привлечения профессиональных сил при Антинаркотическом государственном комитете с участием специалистов рабочей группы Координационного Совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации РФ;

• Считать необходимым создание централизованной системы координации и распространения профилактических материалов в сфере СМИ и госучреждениях Приморского края при участии представителей общественных организаций в рамках группы №1 Краевой Антинаркотической комиссии;

• Предложить Министерству образования и науки РФ провести мониторинг существующих профилактических программ на предмет выявления их эффективности и пригодности для целей профилактики употребления наркотиков;

• Распространить программу профилактики нового поколения «Проект Барьер» по другим регионам России посредством включения в учебные программы Министерства образования и науки РФ.

• С целью сдерживания распространения изданий растлевающего характера, в том числе находящихся в свободной продаже в киосках Роспечати, создать «Родительский патруль». Руководству общественного движения «Дальневосточное межрегиональное родительское собрание» разработать Положение о «Родительском патруле» и обеспечить законодательную основу его функционирования; обратиться в Общественный совет при УВД Приморского края с просьбой поддержать данную инициативу.

• Обратить внимание общественности, администраций различных уровней, медицинских работников на факт осуществления политики демографического сдерживания, осуществляемой посредством рекламы контрацепции и внедрение программ планирования семьи, репродуктивного здоровья и пр.

Разработка оснований и концепции межцивилизационного взаимодействия России со странами АТР предполагает необходимость оценки метакультурного потенциала каждого участника этого взаимодействия. Потенциал русской православной культуры в этих условиях используется недостаточно. Препятствием для расширения ее влияния на другие народы и культуры является отсутствие единства государственной культурной политики, недостаточное развитие институциональных форм, идейная разобщенность самих участников культурного влияния. Недопустимым является такое положение дел, что управление миграционными процессами в регионе осуществляется преимущественно с позиции органов правопорядка. При этом вопросам культурной интеграции трудовых мигрантов не удаляется почти никакого внимания.

Особое значение имеет приобщение иностранцев, обучающихся в России, к традиционной и классической русской культуре, под которой следует понимать все духовное и интеллектуальное богатство, накопленное русским народом за тысячелетнюю историю. Приобщение иностранных учащихся к русской культуре является не менее важной задачей, чем собственно обучение русскому языку. Эта задача имеет стратегическое значение, поскольку речь идет о воспитании людей, заинтересованных в развитии и процветании нашего государства, о формировании позитивного отношения к России в мировом сообществе и в конечном счете о взаимопонимании и сотрудничестве разных народов.

В этой связи участники Чтений рекомендуют:

• Просить Представителя Президента в ДФО содействовать налаживанию обмена опытом между регионами, образовательными и культурными учреждениями по вопросам культурной адаптации мигрантов и проектов их интеграции в культурное и духовное пространство России;

• Предложить ректорам вузов в модельном режиме отработать механизмы культурной адаптации и интеграции в культурную среду на группе иностранных студентов;

• Для того чтобы приобщение иностранцев к традиционной русской культуре носило более осмысленный и глубокий характер, целесообразно вводить в планы обучения учащихся русскому языку специальные курсы «Основы православной культуры». Особое внимание данному аспекту следует уделять в процессе подготовки будущих преподавателей русского языка как иностранного и в системе повышения их квалификации. Целесообразно провести эксперимент по преподаванию «Основ православной культуры» для иностранцев вместо общего курса культурологи;

• Обратить внимание на важность для региона изучения восточных языков в средней школе.

Участники чтений поддерживают идею придать в последующие годы Дальневосточным образовательным чтениям международный статус.

Владивосток, 16 мая 2008 г.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх