“Правило веры”
Советы преподобного Серафима Саровского о посте и пище
01.03.2003
«Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.
В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке не достойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа.
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: «Блаженны алчущие, яко тип насытятся (Мф. 5, 6)».
Говоря вообще о будущем и о всеобщей слабости к концу рода человеческого, особенно же о женской немощи, батюшка не приказывал изнурять себя непосильными ныне подвигами поста по древнему обычаю.
Более всего батюшка велел бояться, бегать, как от огня; храниться от главнейшего — уныния: «Нет хуже греха матушка, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», - говорил батюшка Серафим, почему и приказывал всегда быть не только сытой и кушать вволю, но и на труды брать с собою хлеба.
«В кармашек-то свой и положи кусочек, — говорил он, — устанешь, умаешься, не унывай, а хлебца-то и покушай, да опять за труды!»
Даже на ночь под подушку приказывал он класть хлеба.
«Найдет на тебя уныние да раздумье, матушка, — говорил отец Серафим, — а вы хлебушка-то выньте, да и покушайте, уныние-то и пройдет, хлебушек-то и погонит его, и сон после труда вам хороший даст он, матушка!»
«Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного. Прогневляем Господа и не хранением святых постов — ныне христиане разрешают на мясо (едят мясо — прим. ред.) и во святую четыредесятницу, и во всякий пост, среды и пятницы не сохраняют.
А Церковь имеет правило: не хранящие святых постов, среды и пятницы много грешат.
Бог и наказания-то все посылает именно за то, что люди ныне, презирая уставы Святой Церкви и святых отцов, и посты и праздники нарушают».
На вопрос, можно ли есть скоромное по постам, если кому вредна постная пища и врачи приказывают есть скоромное, батюшка отвечал: «Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. А что Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит».
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Когда ты любишь Христа, ты любишь всех
- Великий пост
- О Кресте и крестном знамении
- Архимандрит Андрей (Конанос): не бойся радоваться
- Пост — средство очеловечения
- Конкурс
- Житие святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы
- Поклонный крест
- Праздничное облачение духовенства и символика цветов облачения
- Чин исповеди
- Из последования в Неделю Торжества Православия
- Христианская молитва