“Правило веры”
Христианская молитва
01.01.2003
Таинственность христианской молитвы.
Молитва есть одно из таинственных явлений христианской жизни. «Имя молитвы есть чудно, - говорит архимандрит Иринарх , - непостижимо человеческим разумом, недоведомо ангельским умом, объясняемое только во глубине неисследимой бездны любви Божией к человеческому роду». Поэтому-то дать полное, исчерпывающее определение молитвы невозможно.
Святые отцы и подвижники христианские, всю свою жизнь посвятившие молитвенному подвигу, достигши самых высоких ступеней в нравственном совершенствовании, не могли с точностью указать, что нужно понимать под христианской молитвой. Одни из них придают ей преимущественно интеллектуальные свойства: называют ее «беседой» ума, его восхождением к Богу. Другие определяют молитву со стороны волевых функций: называют ее «деланием», «путем к Богу», «служением выше других» и т.д. Третьи говорят о молитве как сердечной деятельности. «Молитвою, - пишет святитель Феофан, - преимущественно оживляется сердце в чувствах своих». Называют «страх Божий» началом всякой добродетели, в частности и молитвы. А святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский определяют молитву как «прошение у Бога».
Такое различие в определении молитвы, по суждению Исаака Сирина, объясняется тем, что для предметов будущего века, каковым и является молитва, мы не имеем подлинного и истинного названия.
Вникая в психологию молитвы, можно установить только отдельные ее существенные признаки, по которым и составить хотя частичное ее определение.
ПОНЯТИЕ О МОЛИТВЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ.
Молитва может быть понимаема в двояком смысле: узком и широком.
Существенным признаком молитвы, понимаемой в узком значении, служит устремление души человека к Богу. «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» (Пс. 24, 1), «Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 85,4; 142,8), - восклицает Псалмопевец
Возношение души к Богу есть ничто иное, как устремление всех ее сил.
Некоторые из святых отцов и подвижников благочестия все душевные движения возводят к уму и сердцу как главным силам души, и потому определяют молитву как «восхождение ума и сердца к Богу».
В обыденной жизни мы открываем свой внутренний мир пред окружающими нас людьми посредством слова. Этим путем мы сообщаем близким свои нужды, просим у них помощи, благодарим их и т.п. Слово – это необходимое условие для наших сношений с людьми. Иногда оно заменяется или сопровождается жестами, мимикой, внешними знаками. Также и при молитве, понимаемой в узком смысле, человек, возносясь своей душою к Богу, выражает свои мысли и чувства внешне – словом и движениями. И как в сношениях с другими людьми, особенно с теми, от которых мы хотим получить совет или помощь, мы стараемся держать себя пристойно, так несравненно большее благоговение требуется от нас в словах и внешних знаках при молитвенной беседе с Существом Высочайшим и Всесвятым, в руках Которого вся наша жизнь, все наше благополучие. Вот такого-то рода беседа человека с Богом – как определенный религиозно-нравственный акт выражения вовне известного духовного состояния – и есть молитва, понимаемая в узком смысле слова.
Так именно молитва и определяется в Пространном православном христианском катехизисе. «Молитва, - читаем в нем, - есть возношение ума и сердца к Богу …. и сопровождаемая другими знаками благоговения».
ПОНЯТИЕ О МОЛИТВЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ.
Но кроме указанного узкого смысла молитвы как в Священном Писании, так и у святых отцов молитва понимается еще и в широком смысле – как религиозно-нравственное душевное состояние, в смысле постоянного сердечного и благоговейного памятования о Боге, упования или надежды на Него во всех случаях жизни.
В таком именно смысле может быть и понята заповедь святого апостола Павла о непрестанной молитве. Об этом говорит и собственный пример самого апостола, который, работая днем и ночью в деле благовестия Христова, добывая себе пропитание собственными руками, в то же время «нощь и день преизлиха молящеся» Богу.
О молитве в широком смысле говорят и святые отцы. Так, святитель Василий Великий учит, что молитву «следует не в словах заключать, но поставлять ее силу более в душевном расположении и в добродетельных делах, непрерывно проходящих чрез всю жизнь. Таким образом человек может достигнуть того, что вся жизнь его окажется непрерывною и непрестанною молитвою».
Точно так же имеет в виду молитву в широком смысле и святитель Иоанн Златоуст, когда говорит, что «можно идучи на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему в рабочей храмине и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой, и входящему и выходящему, можно, говорю, творить продолжительную и усердную молитву». «Непрестанно прибегай к Богу: стоишь ли ты или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении», - призывают к постоянному сердечному памятованию Бога святые старцы Варсонофий Великий и Иоанн.
Таким образом, молитва, понимаемая в широком смысле, может совершаться в любое время и во всяком месте. Святые отцы убедительно доказывают, что молитва, понимаемая в смысле религиозно-нравственного настроения, сердечного и благоговейного памятования о Боге, надежды на Него во всех обстоятельствах жизни, может быть совершаема всегда и везде, что такого рода молитва вполне совместима с обычными делами и обязанностями, которые налагаются на человека его общественным положением. Поэтому те люди, которые под предлогом молитв и псалмопения уклоняются от труда, не имеют оправдания.
Так понимает христианство молитву в узком и широком смысле. Нужно сказать (как было упомянуть в начале), что христианская молитва есть тайна, и потому данные определения не вполне отражают всей ее сущности. «Каким образом человек, терние, прикасается во время молитвы к Богу, огню поедающему и не опаляется?», - спрашивает архимандрит Иринарх. «О! это тайна, - отвечает он же, - непостижимая и для умов ангельских, которые изумевают пред человеколюбием Божиим, зряще как человек, облеченный плотию, дерзает мыслию своею возлететь на небо – к Престолу Божию и там открывать во уши Самого Господа чувствование своей души и делается вместе с ними участником славословия Господа».
Исходя из такой таинственности молитвы, ученики Христовы и обратились к своему Учителю в дни его служения на Земле с просьбой научить их правильно молиться. И Господь исполнил их просьбу – дал им, а в лице их и всем нам, образец молитвы – «Отче наш».
Поскольку эта молитва преподана Самим Господом, то и называется молитвой Господней.