“Правило веры”

Как проходили праздничные торжества у московских царей?

17.04.2009

Русская цивилизация

В первом, а иногда во втором часу ночи с колокольни Ивана Великого раздавался торжественный благовест к Светлой заутрене. Во время благовеста в Кремлевский собор приходил Патриарх с сослужившими ему архиереями, архимандритами, игуменами и священниками. Пройдя в алтарь, Патриарх и все духовенство облачались там «во весь светлейший сан». Когда все уже было готово к началу заутрени, Патриарх посылал крестового дьяка во дворец оповестить государя.

Начиналось величественное шествие царя к заутрене в сопровождении огромной свиты в драгоценных блестящих одеждах. Государя окружали бояре и окольничие в золотах. Впереди шли стольники, стряпчие, дворяне, дьяки. В это время Патриарх в облачении выходил из алтаря и благословлял государя. После начинался крестный ход.

Дальше все как обычно — истаивающие от жара свечи, звон колоколов, ликующее «Христос воскресе!» и громогласное «Воистину воскресе!», христосование с троекратным лобызанием и обменом крашеными пасхальными яйцами, риторические, не требующие ответа возгласы «Огласительного слова» Иоанна Златоуста: «Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа?». Но службой праздник только начинался.

В первый день Пасхи, а иногда в промежуток между утреней и обедней, государь ходил в тюрьмы и, сказав преступникам: «Христос воскрес и для вас», дарил им одежду, еду и деньги на разговенье. В тот же день царь угощал у себя нищую братию.

Начинались торжественные приемы духовных и светских лиц и праздничные посещения московских монастырей, больниц и богаделен, и праздник проходил среди общего ликования и торжества. Сословные границы словно стирались перед пасхальной радостью. Трудно представить, что творилось в Москве в то время, но можно быть уверенным, что Небо делалось в те дни немного ближе к земле, а земля к Небу.

Впрочем, последнее верно и сейчас. Столетия и тысячелетия летят, как осенние листья, но у Бога нет времени: любой праздник претворяет прошлое и будущее в одно бескрайнее настоящее, стирает границы бытового и сакрального, делает нас ближе к Небу.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх