“Правило веры”

Воскресения день просветимся, людие!

17.04.2009

 

ФотоИз числа православных праздников Пасха Христова заметно выделяется своей особенной торжественностью. Когда в этот день попадаешь в храм, всего тебя охватывает необыкновенный порыв: Христос воистину воскрес, а значит, нам есть во что верить и на что надеяться.

— Почему «Пасха»?

— Слово «Пасха» произошло от древнееврейского passah, что означает «перехождение», «избавление». Христиане празднуют Пасху новозаветную, наполняющую новым смыслом ветхозаветное «избавление». Теперь это не воспоминание об окончании египетского рабства, но торжество спасения всего человечества от греха и смерти.

— В этом празднике есть какое-то противоречие: радость и страдание…

— Это так, радость в ней не отделяется от памяти о великой цене искупления — крестных страданиях и смерти Спасителя. Очень ярко это выражено в коротком, но богатом по смыслу тропаре Пасхи «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Здесь рядом стоят воскресение и смерть, гроб и жизнь, попрание вечного зла и дарование вожделенного добра.

Первоначально на Пасху христиане отмечали страдания и смерть Христа — Пасху крестную. При этом праздник сопровождался постом, лишь затем следовало празднование Воскресения Христова — Пасха воскресная. Со временем из первого празднования развилась Страстная седмица. Сегодня она предваряет Пасху и готовит к ней. Готовит воспоминанием Страстей Христовых: Гефсиманского борения, предательства Иуды, неправедного суда Пилата, бичевания и издевательств, рева толпы «распни, распни Его!», наконец, распятия, смерти и погребения.

После крестной Пасхи наступала Пасха воскресения. Ночь ее была светлой не только в духовном смысле. По свидетельству раннехристианского историка Евсевия, особенностью ночной пасхальной службы являлось возжжение множества светильников в храмах и на улицах городов, благодаря чему «эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня».

— Почему одним днем не заканчивается празднование?

— Потому что Пасха — это «Праздник праздников» и «Торжество торжеств», как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст. В современное время Пасха продолжается семь недель: «Христос воскресе» поют в церквах до кануна Вознесения. Этим же приветствием встречают друг друга все верующие вместо обычного «здравствуйте».

— В первые семь дней Пасхи службы в храмах очень необычные: вместо привычной размеренности — подчеркнутая перемена в эмоциональности. Это связано со смыслом праздника?

— Служба Пасхи разительно отличается от богослужений других великих праздников: в ней все поется, ничего не читается, и притом поется на особый, радостный мотив, не звучащий более никогда в году, она окрашена в ярко-красный цвет, светлая, поистине огненная. Недаром по сродству впечатления в современном массовом сознании символом Пасхи стал Благодатный огонь, чудо схождения которого вот уже несколько лет подряд транслируется в прямом телеэфире в Великую Субботу. Всю Светлую седмицу Царские врата всех храмов не закрываются. Это знак того, что и двери Царствия Небесного нам открыты. Семь дней крестные ходы ходят вокруг храмов с чтением Евангелий, повествующих о воскресении. Неделю окрестности оглашает колокольный звон. Времени больше нет, есть нескончаемый день вечной жизни, озаренной Солнцем — Христом. «Пасха нам воссия! Пасха!» Душой каждый человек знает: Пасха — это и есть настоящая жизнь, навечно уготованная Богом для праведников.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх