“Правило веры”
Как правильно поститься?
28.02.2008Великий пост: 10 марта – 26 апреля
К сожалению, немало есть людей, не знающих истинного поста, которые думают, что пост заключается в том, чтобы есть только постную пищу, причем едят ее вволю и в остальном не изменяют образа своей прежней жизни. Это самообман; истинный пост прежде всего в воздержании. Действительно, нужна постная пища, но не сладкая, не жирная и при том в очень умеренных количествах; затем к воздержанию в пище необходимо приложить частую молитву, с усиленными земными поклонами, малоспание и хождение в храм к богослужению.
Во всем этом заключается пост собственно телесный, но нужен при нем и духовный, иначе не будет никакой от поста пользы: «Братие! — восклицает св. Церковь. — Постясь телом, будем поститься и душою». В чем же состоит второй пост духовный?... Послушайте: «истинный пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать свой язык, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы...»
Следовательно, нужно соединять два поста: телесный и духовный. Потому и св. Иоанн Златоуст говорит: «что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?..» И св. Иннокентий Иркутский замечает: «Если кто на голой земле спит, а злое мыслит на ближнего своего, и того не хвалю; всякий скот постели не имеет и спит на голой земле...» Лукаво, беззаконно поступают и те, которые говорят: «Главное в посте — воздержание, нет пользы тому, кто ест много постной пищи. А вот мы едим хоть скоромную пищу, да умеренно, в такой умеренности есть пост, воздержание». Это лукавство и самообман. Худо делают и те, которые много едят постной пищи, но хуже делают те, которые умеренно употребляют постом скоромную пищу. Ведь воздержание наше не только в количестве, но и в роде, в качестве пищи по заповеди Церкви.
Воздерживаться нужно круглый год, а постом требуется особое воздержание и по роду пищи: скоромная пища и в малом количестве ласкает вкус, поддерживает чувственность и потому сама по себе в пост она есть невоздержание. Таких «скоромных постников» преп. Иоанн Лествичник уподобляет людям, заливающим огонь маслом... Напрасно и водку называют «постной»: она разжигает огонь страстей сильнее иной скоромной пищи...
Бывает, что даже люди благочестивые, ссылаясь на болезнь, просят разрешения у духовных отцов на принятие скоромной пищи в дни поста. Таковым прежде всего необходимо знать, что священникам дана власть только разрешать кающихся во грехах, но не дано власти разрешать на нарушение правил церковных. А в правилах нет другого разрешения для больных, как только на постное масло и виноградное вино во дни строгого поста, когда это здоровым воспрещается, например на первой и страстной седмице, и в другие указанные уставом дни. В крайнем же случае дается разрешение на рыбу, но не на мясо; об этом говорит древний патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, называемый современниками светилом правоведения.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Когда ты любишь Христа, ты любишь всех
- Великий пост
- О Кресте и крестном знамении
- Архимандрит Андрей (Конанос): не бойся радоваться
- Пост — средство очеловечения
- Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)
- Гордый ветер
- Старцы о Пасхе
- Молитва преподобному Моисею Мурину
- Пастырское совещание по вопросам подготовки к таинству Причащения
- Утверждена церемония восстановления единства Русской Церкви
- "Остров" живой души