Обсуждение в епархии

О проекте документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви»

Дата публикации 06.11.2012   Количество просмотров 4336

Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

В проекте говорится:

«Все человечество несет ответственность за состояние природы - творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении катаклизмов, спровоцированных человеческой деятельностью… Главные положения позиции Русской Православной Церкви по экологии содержатся в Основах социальной концепции в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека в разделе III.5. Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2, 15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды».

Далее в проекте рассматривается богословское осмысление вопросов экологии; связь Литургической жизнь Церкви с экологией; вопросы экологического воспитания; перспективы церковного участия в экологической деятельности и соработничества Церкви с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии.

С целью обсуждения данного проекта во Владивостокской епархии, редакция «Приморского благовеста» публикует отзыв о документе, рассматривающий его актуальность для церковной жизни, преподавателя кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета Дениса Владимировича Гордеева:

- Во время занятий в аудитории и беседах с православными христианами приходится слышать стандартный набор высказываний о задачах современного прихожанина. Первое – это стяжание Святого Духа через участие в Таинствах Церкви, прежде всего, в Святой Евхаристии. Второе – аскеза, пост в меру физических возможностей. Третье – молитва, вычитывание утренних и вечерних молитв, канонов, акафистов и чтения Священного Писания. Четвертое – дела милосердия, если на них найдется время в житейской суете.

Но мало кто задумывается, что человек, по поручению Божию, обязан, заботится о хранении сотворенного Богом мира (Быт. 2, 15). Некоторые могут возразить, что эта ссылка была сказана человеку в раю, а после грехопадения первые люди покинули его и этот Сад стал недоступен Адаму и Еве, как и их потомкам. Что можно возразить на этот тезис? В современных периодических изданиях («Фома», «Нескучный сад» и др.) издатели пытаются донести мнение Отцов Церкви, что Рай – это сад, который находился не на облаках или в другом измерении, а был местом на планете Земля, где человек мог общаться с Господом лицом к лицу, не боясь умереть. Можно сказать, что в Эдеме проходила самая возвышенная отеческая, дружеская беседа (общение) с Творцом, первое Богослужение. Согласно Библии, Эдем – Райский сад находился в районе современной Месопотамии. Когда рай был затворен от человека, он был затворен не только в физическом смысле, но и в духовном. Херувим с пламенным мечом, поставленный Господом, запечатал человеку вход в

Царство Небесное. Поэтому, то место нашего тварного мира, где до грехопадения располагался Эдем, потеряло свой смысл и вид. Грех проявился как препятствие, Господь перестал открывать себя людям; и Адам не мог больше общаться с Богом как раньше. Мы могли бы пройти по этому месту сейчас и ничего, например, кроме пустыни, не увидеть. Вход в рай, как сказано в Евангелии, открывается только через сердце человека. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). В этом контексте представляется уместным вспомнить молитву прп. Антония Великого: «Господи, я готов идти во Ад, но только с Тобой»; преподобный знал, что любое место, каким бы оно не было красивым или ужасным, без общения с Богом это Ад. Святитель Григорий Палама учит, что Господь присутствует в каждом участке мироздания всей Своей полнотой; всё видит и обо всём промышляет; а святая Ксения Петербургская считала, что для нее Господь более открывает Себя в поле. Вся планета Земля является полем или садом, где должна произрасти пшеница (праведники), а когда придет Господь Иисус Христос, то земля будет очищена огнем, как об этом говорит апостол Петр, и на ней будет новая жизнь. Таким образом, забота о земле и всей планете это продолжение выполнения заповеди Божией.

Так же грех внес тяготы по сохранению заповеданного Богом мира. Сейчас человек в процессе своей жизни осваивает природные достояния, но его вмешательство губительно сказывается на всем биологическом мире, в том числе и на человеке. Каждый христианин может прилагать усилия в деле сохранения и поддержания окружающего его пространства в чистоте и порядке. Перед большими праздниками верующие убирают свои дома, эти хлопоты ведь не столько ради встречи родственников или друзей, а, в первую очередь, для встречи праздника. Но в праздничных текстах звучит мысль, что событие Священной истории имеет спасительное значение для всей вселенной; что во Христе человек освящается сам и всё пространство вокруг него. Верующие, которые совершали паломничества к святым местам, часто высказывают мысль, что, приближаясь к ним, всё по-другому воспринимается и ощущается. В связи с этим можно сказать, что уборка прилегающей к дому территории или вокруг района, совершаемая для встречи праздника, ради Христа, будет восприниматься верующим сознанием уже по-другому. Для человека, имеющего должностную ответственность и работающего, допустим, с нефтью, химическими отходами и прочим, не должно быть халатного отношения в своей работе. Если мысль, порожденная грехом, предлагает после проведения работ всё бросить и оставить экологическую катастрофу в этом районе, то это так же является осквернением Дома Божия, т.к. земля есть подножие Бога, Господь и здесь присутствует. Неужели сможем сказать: «Вот здесь обитай Господи, где мерзость и запустение»?

Но тут можно задаться таким вопросом: кто и как будет организовывать уборку? В Приморском крае и в городе Владивостоке часто проходят акции по уборке пляжей и прилегающих к ним территорий – ради обустройства мест будущего отдыха. В нашем же случае сообщество верующих может заявить всему окружающему сообществу, что мы намерены сделать уборку ради Господа и приближающихся праздников. Подобные инициативные группы могут формироваться на приходах при кураторстве или участии одного из клириков.

Перед началом уборки можно совершить «Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякаго добраго дела» в храме; а после совершить благодарственный молебен на убранной территории. Такие же молебны можно совершаться перед посадкой деревьев в парке или в особых местах. Эти действия: 1) будут являть «миру», что Церкви не чужды экологические проблемы, т.к. она состоит из живых людей; 2) будут способствовать росту уважения граждан, т.к. священнослужители принимают в таких акциях участие; можно сказать, будет происходить постепенный рост «рейтинга» Церкви в обществе; 3) будут обсуждаться на занятиях со студентами духовных школ; ведь участие в таких мероприятиях священнослужителей это форма проповеди и миссии.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Епархиальный «Круглый стол» обсудил предложения Межсоборного присутствия
18.02.2019
Владивосток. 18 февраля 2019 года в Центре подготовки церковных специалистов по благословению митрополита Владивостокского  и Приморского Владимира   состоялся епархиальный «Круглый стол» в рамках работы Межсоборного
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»
20.04.2018
Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного

Популярное

Делегация Приморского края приняла участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
20.11.2025
Митрополит Владивостокский и Приморский Павел, епископ Уссурийский Иннокентий, епископ Находскинский и Преображенский Николай, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, приняли участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
Ориентация на семью. На II региональном Форуме ВРНС состоялся круглый стол по корпоративной семейной политике
06.11.2025
Во Владивостоке начал свою работу II Форум регионального отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС) «Народосбережение как основной вектор развития Приморского края»

Наверх