Православие на Дальнем Востоке: публикации
Житие священномученика Андрея Зимина, пресвитера († 5/ 18 января 1920)
Протоиерей Андрей Симеонович Зимин родился 14/ 27 августа 1872 г.[1] в семье забайкальского казака. Полный курс Благовещенской Духовной семинарии в звании студента Андрей Зимин закончил в 1894 году[2]. Женой о. Андрея стала дочь Благовещенского купца Александра Шмарова - Лидия Александровне, 1876 года рождения.
Свое служение Богу он начал на месте псаломщика, а затем в сентябре 1894 года епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским Макарием (Дарским) рукоположен в диакона и священника для служения в Благовещенском кафедральном соборе[3].
Практически сразу о. Андрей был назначен катехизатором, читал многочисленные проповеди и поучения прихожанам. Как оказалось, у батюшки раскрылся яркий педагогический талант. Так он стал законоучителем одноклассной церковно-приходской школы при кафедральном соборе. Свою просветительскую деятельность также вел в Первом народном училище г. Благовещенска и в трехклассном городском училище.
Впоследствии на него была возложена обязанность делопроизводителя и казначея Благовещенского Отделения Епархиального Училищного Совета, а с сентября 1896 года он назначен членом Правления Епархиального Училищного Совета, что говорит не только о его образованности, но и прилежании в трудах[4].
Состоял о. Андрей Зимин в «Благовещенском Пресвятой Богородицы Братстве». С 18 сентября 1899 г. состоял кандидатом распорядительного собрания Благовещенской Духовной семинарии.
Этот внушающий уважения список обязанностей о. Андрея Зимина, говорит о его высоком образовании и смиренном послушании в служении Богу.
Его духовные труды не могли остаться не замеченными, и уже 1895 г. он получает свою первую награду - архипастырскую благодарность за приведение в надлежащий порядок библиотеки Кафедрального собора г. Благовещенска.
20 декабря 1898 г. о. Андрей Зимин был награжден «за усердную и полезную службу» - фиолетовой скуфьей, а в 1900 г. Святейший Синод поощрил его памятной Библией.
Была у о. Андрея Зимина ещё одна награда - серебряная медаль на Александровской ленте «В память царствования императора Александра III», учрежденная в 1896 году. Так высоко было оценено служение о. Андрея Зимина в Благовещенской епархии.
Свою роль в перемене места церковного служения о. Андреем Зиминым сыграло образование в 1899 г. Владивостокской епархии, где широко развернулось храмовое строительство и открытие новых приходов. Отец Андрей согласился в 1900 г. на переезд в Южно-Уссурийский край настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Черниговка – одного из самых больших селений в крае, расположенного в местности, отличающейся теплым климатом и плодородием[5].
Прибыв в Черниговку, он сразу же приступает к благоукрашению нового храма, побуждая прихожан села к посильному соучастию в деле облагораживания церкви.
Как и в Благовещенске, о. Андрей Зимин усердно принялся за развитие народного просвещения. Уже через несколько месяцев после своего приезда в Черниговку осенью 1900 года он открывает церковно-приходскую школу в здании старого храма села и занимается строительством новой школы министерства народного просвещения. За время до 1917 г. сельским обществом под руководством о. Андрея в Черниговке были построены двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы. Владивостокский епархиальный наблюдатель неоднократно в своих отчетах отмечал образцовый характер постановки учебного процесса в Черниговской церковно-приходской школе[6].
Болел всей душой батюшка не только о своем приходе. Важной из забот отца настоятеля было строительство новых храмов и церковно-приходских школ в опекаемом им VI благочинии, руководителем которого его назначил епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский). В 1900 г., когда о. Андрей Зимин прибыл в Черниговскую волость, в ней насчитывалось 5 храмов в селах Вознесенка, Дмитриевка, Монастырище, Черниговка и Халкидон.
За первые десять лет служения в должности благочинного и при непосредственном участии о. Андрея Зимина в Черниговской волости количество церквей увеличилось вдвое. Было построено еще 5 новых храмов: с. Алтыновка - 1904 год, с. Вассиановка - 1909 год, с. Меркушевка - 1909 год, с. Сиваковка - 1909 год, с. Вадимовка - 1910 год[7].
При строительстве церкви в Алтыновке и Сиваковке о. А. Зимин состоял председателем строительного комитета вышеназванных храмов, а 19 декабря 1902 г. освятил церковно-приходскую школу в с. Павловка.
С целью укрепления христианского духа и благочестия в детях о. Андрей периодически организовал паломничества учащихся церковно-приходской школы с. Черниговка в Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь, что в 120 километрах от Черниговки. При этом сам с большим вдохновением и подробно рассказывал о приходских и школьных событиях во «Владивостокских епархиальных ведомостях», активным автором которой он являлся[8].
В епархиальном журнале о. Андрей систематически публиковал проповеди и поучения, в которых объяснял воскресные и праздничные евангельские чтения, комментировал жизнь почитаемых в русском народе святых, осмыслял современные явления в духовной жизни народа. Красной нитью его поучений стал призыв к благочестивой молитвенной жизни, по обычаям православной церкви. «Чтобы ни случилось: болезнь ли, несчастье ли, не станем падать духом и перенесем все терпеливо», - поучал о. Андрей[9]. Он, не стеснялся напоминать о негативных и уродливых явлениях в поведении народа таких, как пьянство, убийство матерями зачатых детей, забвение о духовной жизни и др.. С пастырской заботливостью призывал людей к покаянию и исправлению жизни, «дабы плодом наших дел была «святость, а концом - жизнь вечная», т. е. Царство Небесное»[10].
Отец Андрей не смотрел равнодушно на то, как среди части духовенства епархии обсуждались церковные реформы в духе «обновления» и новых традиций. Так будучи депутатом 8 епархиального съезда духовенства 1913 г. он выступил с предложением поднимать религиозную ревность прихожан крестными ходами в монастырь, проповедничеством и катехизацией, примером личной благочестивой жизни самих священников[11]. Он выступил против использования за богослужением текстов, переведенных на современный русский язык.
Ревность батюшки о церковном просвещении выразилась и в его деятельности в качестве члена Уссурийского Православного Братства Пресвятой Богородицы и Владивостокского отделения Православного Миссионерского Общества. Кроме того, в 1914 г. стараниями о. Андрея в Черниговке и в Алтыновке были открыты Братства трезвости.
Священноначалие церкви высоко ценило труды черниговского настоятеля. За время служения во Владивостокской епархии награждался в 1902 г. - камилавкой, в 1904 г. – благословенной грамотой Святейшего Синода, в 1907 г. – наперсным крестом[12]. За плодотворную педагогическую деятельность ему вручили серебряную медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ». В 1913 г. за 12-летние труды в должности благочинного VI округа Владивостокской епархии и по ходатайству Святейшего Синода - Император Николай II наградил о. Андрея Зимина орденом Святой Анны III степени[13].
23 мая 1913 г. священник Андрей Зимин возведён в сан протоиерея.
В 1916 г. Государь Николай II за отлично-усердную службу и особые труды, понесенные по обстоятельствам военного времени, наградил протоиерея Андрея Зимина орденом Святой Анны II степени.
В семье батюшки родилось 10 детей.
По воспоминаниям старожилов Черниговки, Андрей Зимин был человеком удивительной отзывчивости и щедрости, старался помогать не только жителям Черниговской волости, но и другим нуждающимся. Он также внес большой вклад в развитие хозяйственной деятельности края, будучи членом совета Черниговского сельскохозяйственного общества, объединявшего 70 крестьян. Общество имело свою библиотеку и проводило беседы по полеводству, огородничеству, садоводству, скотоводству и пчеловодству, внедряя новые самые культурные методы хозяйствования, устраивало сельскохозяйственные выставки, награждая лучших хозяев.
Всё вышеописанное свидетельствует, что жизнь и деятельность протоиерея Андрея Зимина была примером деятельного служения Богу и Церкви и обществу.
События после октябрьской революция 1917 г. и начавшейся затем гражданской войны круто изменили жизнь всей страны и православной церкви. Одним из первых декретов большевиков стал декрет СНК от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот документ послужил основанием для начавшегося притеснения верующих, перешедшего затем в открытое гонение и физическое уничтожение духовенства.
В Приморской области ситуация складывалась сложной и непростой. Так, во Владивостоке и ряде других крупных населенных пунктах, расположенных вдоль линии железной дороги, после того, как в 1918 г. при участии чехословацкого корпуса была свергнута власть красных советов, восстановилась работа епархиального совета, благочиний, приходов. Но так было не везде. В 1918 – 1922 гг. в Приморье в таежной местности действовали партизанские отряды большевиков, которые в числе прочего осуществляли некоторые меры по применению на территории Дальневосточной республики декрета СНК об отделении Церкви от государства, в частности, исключения из школьных программ «Закона Божия». Сельские священники получали угрозы за то, что продолжали служить в храмах и учить детей. Некоторых из них партизаны арестовывали, брали в заложники и запугивали, пытаясь их убедить отказаться от служения, требовали выкуп[14]. Подобная история случилась и с о. Андреем[15]. В июне 1919 г. партизаны ограбили жителей Черниговки, отобрав у них 2000 пудов муки, 16 лошадей и проч., уведя с собой в тайгу настоятеля храма, вероятно, как заложника[16]. Но, продержав его в плену примерно месяц, отпустили домой в июле того же года после унижений и оскорблений. Епархиальный совет проводил расследование дела об аресте о. Андрея большевиками и пребывания в плену[17]. Ничего порочащего протоиерея о. Андрея Зимина выявлено не было, и он по прежнему продолжал службу в Черниговском храме, проводил занятия с детьми в школе.
Однако в канун праздника Крещения Господня, ночь на 18 января 1920 г., в его дом, находившийся в церковной ограде, ворвались вооруженные люди, жестоко истязали членов семьи, застрелив всех их после. Избитого священника убийцы повалили на пол, положили на его грудь дверь, снятую с петель и, встав на нее, раздавили о. Андрея своей тяжестью.
Отец Андрей готовился к мученичеству. Он, по свидетельству его родственника - священника Иоанна Коноплева, незадолго до гибели видел сон, в котором ему была показана его будущая страдальческая кончина[18]. Описав увиденное, он передал его о. Иоанну с разрешением вскрыть после смерти.
Тела погибших настоятеля о. Андрея и членов его семьи: жены Лидии, тещи Домники, четверых дочерей погребли по церковному чину в общей могиле рядом с храмом в Черниговке.
Соборное поминание мученически пострадавших батюшки и его семьи состоялось на панихиде и в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока по окончании литургии 25/ 12 февраля 1920 г[19].
Точное место погребения убиенных настоятеля и его домочадцев остается в неизвестности, но прихожане установили рядом с церковью, мемориальный крест, к которому тянутся с молитвой паломники.
4 апреля 2019 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя протоиерея Андрея Зимина в Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской с благословением писать ему икону. Торжественное прославление свщмч. Андрея состоялось 14 сентября 2019 года за собораным служением Божественной литургии в храме Рождества Богородицы с. Черниговка.
[1] Прим.: Согласно записи в метрической книге Больше-Тонтойской Николаевской церкви от 16.08.1872 года № 64.
[2] Камчатские Епархиальные Ведомости. 1894. № 13. 15 июля.
[3] Камчатские Епархиальные Ведомости. 1894. № 19. 15 октября.
[4] Камчатские Епархиальные Ведомости. 1899. № 16. 31 августа.
[5] Благовещенские Епархиальные Ведомости. 1900. № 15. 15 августа.
[6] Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. № 18; Там же. 1904. № 3; Там же. 1910, № 11; Там же. 1912. № 10; Там же. 1914. № 4-5.
[7] Например: Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. № 5.
[8] Например: Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. № 17
[9] Владивостокские епархиальные ведомости. 1913. № 5. С. 66
[10] Владивостокские епархиальные ведомости. 1912. № 24. С. 39.
[11] Владивостокские епархиальные ведомости. 1913. № 10. С. 38-41
[12] Владивостокские епархиальные ведомости. 1904. № 6; Там же. 1907. № 12-13.
[13] Владивостокские епархиальные ведомости. 1913. № 22.
[14] РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 41. Л.36.
[15] Там же. Оп. 3. Д. 160. Л. 41.
[16] Приамурская жизнь. 1919. № 2902. 12 июня.
[17] РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 160. Л. 41-42
[18] Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1949. С. 203-217. Т. 1 [электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/novye-mucheniki-rossijskie/
[19] Дальневосточное обозрение. 1920.
Фотогалерея
Читать все