Православие на Дальнем Востоке: публикации
Корейский архиерей (епископ Никольск-Уссурийский Павел) - Смагин А.Н.


«В кругу церковно школьных деятелей епархии его называли корейским архиереем за его особенную любовь к корейскому школьному делу»
священник Василий Огай (1917 г.)
Изучение истории миссионерской деятельности Русской православной церкви на юге Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века является актуальной научной задачей на пути решения комплексной проблемы интеграции региона в общероссийское культурно-историческое пространство. На сегодняшний день в историографии представлено немало работ, затрагивающих различные аспекты истории миссионерской деятельности православных священнослужителей среди корейцев. Вместе с тем научные публикации, в которых история корейской миссии или деятельность отдельных миссионеров выступают в качестве объекта изучения исследователей, носят единичный характер.
Данное сообщение посвящено деятельности уникального миссионера, который внес весомый вклад в организацию и развитие миссионерского дела среди корейцев Приморья в начале XX века.
Епископ Павел родился в 1874 г. в Тульской губернии в семье сельского священника. В 1888 г. окончил курс Тульского духовного училища. После выпуска поступил в Тульскую духовную семинарию. По окончанию семинарии в 1894 г. был определён на должность учителя земского училища. Проработав в школе два года, в сентябре 1896 г. принял монашеский постриг и по собственному желанию был переведён на службу в Забайкальскую Миссию. Прибыв в Забайкальскую епархию в феврале 1897 г., иеромонах Павел получил назначение в Иргенский миссионерский стан. Год спустя он был удостоен своей первой церковной награды - набедренника. Автору не удалось выявить сведений о прохождении службы иеромонаха Павла в Забайкальской Миссии. Однако, если судить по его дальнейшей карьере, можно предположить, что за четыре года службы в Забайкалье он зарекомендовал себя с положительной стороны, проникся миссионерским делом и стал испытывать острую, нескрываемую потребность в профессиональном росте.
Будучи способным к обучению, 1 сентября 1900 г. он был зачислен в число слушателей Восточного института (г. Владивосток) на корейско-китайское отделение и 25 октября того же года поступил на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Перевод в епархию и зачисление в институт были заранее согласованы с Преосвященным Владивостокско- Камчатской епархии епископом Евсевием.
Следует отметить схожие черты в биографии будущего епископа Павла и Владивостокского архиерея. Думается, что наряду с профессионализмом обоих деятелей общие моменты в биографии послужили дополнительным стимулом к тёплым и конструктивным отношениям между ними.
Оба священнослужителя являлись уроженцами Тульской губернии и выпускниками Тульской духовной семинарии, профессиональную карьеру начали в сфере образования. До перевода на Дальний Восток о. Евсевий четыре года прослужил в Иркутской епархии на руководящих должностях. Служба в Восточной Сибири для обоих стала важным подготовительным этапом для служения на далёкой окраине.
В 1899 г. в результате реорганизации Камчатской епархии была образована Владивостокско-Камчатская епархия. Причиной ее учреждения стало значительное увеличение численности переселенцев на территории современного Приморского края в конце XIX в. В состав епархии вошли Южно-УссурийскаяДГижигинская, Петропавловская, Анадырская и часть Удской округи Приморской области, о-в. Сахалин и Командорские острова. Кафедра епископа разместилась во Владивостоке. Согласно отчёту за 1899 г. в епархии насчитывалось 75 приходов, объединенных в 6 благочиний, 25 церковно-приходских школ и 30 школ грамоты, в которых обучалось не менее 1 600 учеников, один мужской монастырь. В штате состояло 70 священнослужителей и 64 псаломщика. Особенностью епархии стали большая территориальная протяженность, малая численность священнослужителей и низкий уровень образования большей части духовенства.
Процесс организации системы управления епархией начался в марте 1899 г. с открытием Владивостокской духовной консистории и растянулся на несколько лет. Для решения крупных задач, стоящих перед руководством молодой епархии, епископ Евсевий в октябре 1899 г. провёл съезд духовенства. На съезде рассмотрели ключевые задачи, стоящие перед руководством епархии. Среди них и вопросы организации миссионерской деятельности среди корейцев. Депутаты съезда отметили отсутствие в епархии квалифицированных миссионеров, знающих корейский язык. Они приняли решение через архиерея вменить в обязанность миссионерам изучать корейский язык и рекрутировать псаломщиков из среды корейцев.
Для русской администрации в Южно-Уссурийском крае корейцы являлись самым многочисленным инородческим элементом. Ранее миссионерская работа среди них проводилась крайне слабо по причине отдалённости кафедры правящего архиерея (г. Благовещенск). Учреждение епископской кафедры во Владивостоке позволило придать миссии целенаправ- ленную деятельность.
Обучение в Восточном институте иеромонах Павел совместил с практикой и массой других епархиальных обязанностей. Он был приписан к Архиерейскому дому, где стал исполнять обязанности эконома, назначен заведующим Посьетским миссионерским станом, трудился членом епархиального училищного совета, изучил историю развития миссионерского дела среди корейцев Южно-Уссурийского края, проанализировал современное положение христианской миссии в Корее и подготовил соответствующие публикации. За время учёбы в институте два раза посетил Корею.
После завершения обучения в Восточном институте в 1904 г. был назначен начальником Российской духовной миссии в Корее с возведением в сан архимандрита. В связи с обстоятельствами русско-японской войны в Корею он прибыл в 1906 г. До этого исполнял пастырские обязанности в русской армии на территории Маньчжурии.
В Корее архимандрит Павел провёл большую работу по переводу богослужебных текстов с русского языка на корейский, организовал богослужения на корейском языке, открыл новые школы при миссии, устроил занятия по церковному пению, создал церковный хор. Активность миссионерской деятельности во многом была обусловлена инициативой и личными стараниями архимандрита Павла.-
Бюджет миссии был достаточно скромным - 10 000 иен. Для примера, на содержание школ миссии выделялось 3 000 иен. Данный фактор не позволил реализовать архимандриту Павлу многие его проекты и начинания, в том числе и строительство православного храма в Сеуле. Для увеличения бюджета Корейской миссии во Владивостоке было учреждено миссионерское подворье. Однако эта попытка оказалась неудачной, доходы подворья были более чем скромные.
Для лучшего управления делами Корейской миссии в 1911 г. она была переведена из юрисдикции митрополита Санкт-Петербургского в ведение Владивостокского архиерея.
Основной задачей миссии на данном этапе Стало окормление существующей паствы и, no- возможности, сохранение созданного задела.
Увеличение численности корейских переселенцев в Южно-Уссурийском крае стимулировало епархиальное начальство активизировать и оптимизировать миссионерскую деятельность среди них. Кроме того, появление в крае протестантских миссионеров, работающих среди корейцев, вызвало особую обеспокоенность архиепископа Евсевия. В связи с этим, архимандрит Павел в 1912 г. был посвящён в епископский сан с назначением на должность викарного епископа Никольск-Уссурийского, с местопребыванием во Владивостоке.
Епископ Павел стал координатором миссионерской работы во всей Владивостокско- Камчатской епархии. В 1913 г. возглавил епархиальный Миссионерский совет. В период с 1913 по 1917 г. включительно он организовал и провёл во Владивостоке пять миссионерских съездов. На них решались организационные, материальные и методические вопросы.
В эти годы миссионерская деятельность среди корейцев существенно активизировалась. Средства миссии были достаточно разнообразны: совершение богослужений, чтении проповедей, в том числе на корейском языке, массовые крещения, переводческая деятельность, распространении богослужебной литературы, публицистика по вопросам миссионерской работы, внебогослужебные собеседования, организация кружков ревнителей православия, торжественное проведение крёстных ходов, создание миссионерских дружин, развитие школьного дела. Последнему епископ Павел уделял особое внимание.
Будучи викарием, вместе с архиепископом Владивостокским Евсевием принял участие в Поместном Соборе Русской православной церкви, проходившем в Москве в 1917-1918 гг. В условиях начавшейся гражданской войны не смог вернуться во Владивосток. 17 сентября 1918 г. был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. После эмиграции архиепископа Смоленского Феодосия в конце 1918 г. временно управлял Смоленской кафедрой. Скончался в 1919 г. по дороге в Новочеркасск от сыпного тифа. Был погребен в Новочеркасске.
Епископ Павел прошёл сложный и интересный путь миссионерского служения. Он внёс значительный вклад в становление и развитие миссионерского дела среди корейцев. Активно содействовал развитию просвещения. Будучи обеспокоенным судьбой Русской православной церкви принял участие в Поместном Соборе. До последних дней своей жизни епископ Павел служил Церкви и Отечеству, разделяя с ними все испытания, посылаемые гражданской войной.
к.и.н. Смагин А.Н. МГУ им. адм. Г.И. Невельского
Список литературы
Владивостокские епархиальные ведомости (журнал). - Владивосток, 1904-1917 гг.
Иннокентий (Ерохин), ей. Уссурийский. Русская Православная Церковь в Уссурийском крае: Очерки по.историй Владивостокской епархии (вторая половина XIX в, - 1917 г.).-М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.-326 с.Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (Владивосток) Ф. 244. On. 1. Д. 199; Оп. 2. Д. 307; Оп. 3. Д. 536; Ф. 226. On. 1. Д. 375
Сердюк, М.Б. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - 324 с.
Читать все