Молодежное приложение

Возвращение

04.12.2003

Во время осенних каникул отряд следопытов в количестве 12-ти человек выехал в Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в Уссурийском районе.

Перед отрядом были поставлены задачи оказать помощь сестрам в подготовке монастыря к зиме и закончить раскопки фундамента храма, разрушенного большевиками в середине 20-х годов.

В июне 2003 года на территории Южно-Уссурийского женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы во время работы детского трудового лагеря ребятам из Приморской дружины Братства православных следопытов удалось найти место, где стоял монастырский храм. Были начаты его раскопки.

Одновременно с этим шли поиски часовни, выстроенной над склепом, где покоились мощи первой настоятельницы монастыря игуменьи Павлы. Благодаря архивной фотографии, на которой была видна часовенка, мыуже приблизительно знали место её расположения.

12 июня в 9.20 делая разведочный шурф, следопыт Никита Щербатюк наткнулся на хорошо сохранившуюся кирпичную кладку, которая оказалась краем склепа. Ещё раз сверились с планом, составленным накануне по уже найденным участкам фундамента. Сомнений не оставалось – середина восточной стенки склепа ложилась точно на осевую линию, проходящую по центру храма от притвора до алтаря. С этого момента раскопки склепа не прекращались ни на минуту.

В течение 11 часов, сменяя друг друга, разведчики копали всё глубже и глубже, приближаясь к ответу на вопрос, волновавший всех, кто был здесь: «Что сталось с мощами первой настоятельницы монастыря?».

В мгновение ока весть о находке облетела весь монастырь. Все, отложив свои дела, спешили к месту раскопок. Первыми прибежали вездесущие мальчишки – ученики Владивостокской Православной гимназии, работавшие здесь в летнем лагере. Подходили монахини и насельницы, священники и миряне, дети и взрослые.

Скоро вокруг склепа образовался людской круг и зазвучала молитва.

К восьми часам вечера склеп был полностью очищен от земли. С крайней осторожностью гроб укрыли защитным слоем до приезда владыки.

28 июня в присутствии и с благословения архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина состоялось открытие склепа игуменьи Павлы и панихида.

За время летнего лагеря удалось раскопать фундамент алтаря, южной стены и части притвора разрушенного храма. Он был такой мощный и так хорошо сохранившийся, что многие из тех, кто его видел, спрашивали: «Можно ли построить новый храм на этом фундаменте?». Наверное, поэтому всем нам хотелось поскорее вернуться и продолжить раскопки.

3 ноября следопыты выехали в монастырь и разбили палаточный лагерь. Шестеро разведчиков со своим руководителем начали раскопки храма, а девочки, тоже вшестером, отправились «на хозяйство». Рабочий день, если не было службы, начинался с 9 утра и заканчивался в шестом часу. Лопатами и ломами «вгрызались» в холодную землю и сантиметр за сантиметром расчищали ленты фундамента. К вечеру, казалось, уже не оставалось сил, но после ужина все вместе собирались в тёплой избушке, выделенной матушкой Варварой, настоятельницей монастыря, для наших девчонок. И снова начинались традиционные «вечерние беседы» обо всём на свете – о дружбе и предательстве, о честности и подлости, о Боге и Родине. Беседы без пафоса и без вранья, когда можешь сказать самое сокровенное, без боязни, что сейчас над тобой засмеются. А потом звучала гитара и пелись любимые песни.

Ближе к полуночи мальчишки уходили спать в свои палатки. Засыпали мгновенно, едва забравшись в состёгнутые в «базы» спальники. И только яркие холодные звёзды мерцали над палатками в черном морозном воздухе, словно охраняя недолгий сон разведчиков.

К вечеру 6 ноября раскопки фундамента были закончены и сделаны его обмеры. Первый шаг к возвращению храма был сделан.

Храм Рожества Пресвятой Богородицы был освящён и начал действовать с 1900 года. Выстроенный деревянным, на каменном фундаменте, он имел в длину от притвора до алтаря ровно 20 метров, а в ширину – 14 с половиной метров. Ширина ленты фундамента – от 80 до 90 сантиметров, а высота – более метра. Он действительно хорошо сохранился почти на всём своём протяжении. В следующем году мы планируем провести раскопки внутренней части храма.

7 ноября за нами пришёл автобус. Каникулы заканчивались. Мы возвращались во Владивосток. Проезжая Артём, слева за окном увидели большой купол реставрирующейся церкви. Ещё один храм возвращался к жизни. Сколько их по Руси, разрушенных и осквернённых за долгие годы безбожия? Может – тысячи, а может – сотни тысяч… Этого мы не знаем. Но одно мы знаем точно – каждый из них ждёт своего возвращения.

Прим.: Матушка Павла (Параскева Николаевна Трегубова) приехала сюда вместе с сестрами в 1900 году. Именно её трудами и заботами монастырь обрёл широкую известность в Приморье и как высокодуховная обитель, и как крепкое развитое хозяйство. После смерти игуменьи сестры монастыря похоронили её недалеко от главного монастырского храма. В нескольких метрах от алтаря. Позже над склепом была возведена красивая часовенка.

В 20-е годы и храм, и часовня были разрушены. По свидетельству местных жителей солдаты воинской части, расположенной в советское время на месте монастыря, проводя земляные работы, наткнулись на склеп. Открыв гроб, и, увидев нетленные мощи, солдаты, испугавшись, закрыли крышку, и закидали гроб землёй.

 

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх