Интервью

Смирением достичь благодати

01.02.2003

С 10 марта по 26 апреля в Православной Церкви время Великого поста. Об этом наш корреспондент Наталья Афанасьева беседует с настоятелем больничного храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона протоиереем Александром Талько.

- Отец Александр, в связи с началом Великого поста что Вы хотели бы напомнить верующим об этом времени?

- Время Великого поста – это время трудного, но освобождающего подвига христианина. Мы можем принимать его как дни темной и всепоглощающей скорби, но можем принять как радостное освобождение и обновление. И если покаяние и воздержание приносят радость – это достойные плоды, которые ведут нас к главной цели православного поста - соединению с Богом. А соединение такое достигается в Таинстве Причастия. Если же пост совершается не ради Причастия Святых Таин Христовых – то такое воздержание, по сути, теряет христианский смысл. Ведь борьба со страстями совершается с Божией помощью. Иногда слышу признание в том, что верующие во время поста причащаются не часто. Очень многие крещеные люди не причащаются даже во время постов. Это свидетельство неправославного отношения. Достойное причащение, исповедание грехов – верный путь в борьбе со страстями. Принятие Таинства Крещения, хождение в храм, молитва, пост и другие правила – все для того, чтобы достойно соединиться с Богом в Причастии. Если воздержание и исповедание грехов не для соединения с Богом в Причастии - все теряет смысл. Потому каждый пост, по сути, есть то, что заставляет человека заботиться о главном – о душе. Бывает, это долгий тернистый путь к Богу. Мы часто забываем, что основа жизни - духовное начало. Сегодня человек забывает о том, что жизнь кратковременна, и в этом смысле смерть, подобно посту, напоминает нам о том, что есть другой, более важный смысл нашего существования – жизнь вечная.

- Батюшка, когда в семье православный один, а рядом живут близкие, которые еще мало задумываются о порядке духовной жизни, как в таком случае вести себя воцерковленному человеку?

- В таких случаях невозможно дать какой-то общий однозначный ответ. Это вопрос индивидуального решения. Пост должен совершаться тайно, не напоказ. С другой стороны мир, в котором мы сегодня живем, иногда диктует свои правила. Поэтому лучше будет, если православный примет на себя подвиг любви и терпения. Не нужно акцентировать внимание близких на себе и не делать из этого личный аргумент. Но, повторяю, все зависит от ситуации. Если глава семьи православный, он может настаивать на послушании всей семьи. Если православным является не глава семьи, он может взять на себя приготовление пищи. Я думаю, на начальном этапе допустимо, когда через искусство приготовления постной пищи и ее разнообразия православный член семьи сможет склонить на свою сторону тех, кто любит просто вкусно поесть. Хотя изысканность и многообразие может тоже таить в себе опасность для души. Но главный смысл поста, как всякого делания в православии, - достижение смирения. Если воздержание в пище станет основной проблемой в семье, есть ли смысл такого делания для христианина? Пост – это работа, прежде всего над самим собой. В этом смысле любовь – это то, что объединяет семью. Любовь решает все проблемы. Но если это любовь ради ближнего, а не ради самого себя. Формальное отношение к посту чаще всего и становится соблазном для ближнего, что само по себе и осложняет отношения в семье. В таком случае нужно задуматься о своем духовном здоровье. Главная цель поста – смирение. Если человек считает себя православным христианином - прежде всего он должен в каждой конфликтной ситуации обращаться к себе. И если в семье раздор, искать причины нужно в неправильном проведении поста. Можно исключить из рациона питания мясо, но при этом не исключить высокомерие, что может происходить невольно. Возможно ли тогда достичь главной цели воздержания?

- Отец Александр, бытует мнение, что понятие поста существует в других религиях. Среди новоначальных в вере зачастую вегетарианское питание относят к понятию поста. Поэтому напомните нам, в чем главное содержание поста в Православии?

- В православной традиции здоровье телесное никогда не являлось самоцелью. Пост – это прежде всего борьба со страстями, слабостями. Главное в посте – правильное понимание, отношение к деланию. Христианское понимание – это прежде всего здоровье души, как Евангелие учит нас: “…ищите Царствия Божия, и это все приложится вам”. Святоотеческое наследие гласит: в последние времена, когда чистоты веры не будет, будем спасаться скорбями, болезнями. В этом случае болезнь для человека приобретает смысл поста. Мне известны случаи, когда из больницы выписывали безнадежных больных, отправляя домой умирать. Но батюшка благословлял строгий пост и человек выздоравливал, что говорит о глубине веры страждущего. Часто бывает, что мать претерпевает соблазны и сомнения, когда пытается ввести своего ребенка в пост. Мне понятно, что трудно лишить свое чадо чего-нибудь вкусного или полезного. Знаю это из своего личного опыта. Эта проблема легко преодолевается по мере воцерковления семьи. Для воцерковленных людей важно понимать, что отказ от материальной пищи – это только видимая часть борьбы за свое спасение. И чем дальше человек продвигается в своем подвиге, тем более серьезное и глубокое духовное осмысление поста приходит. Обстоятельства жизнедеятельности или болезни человек часто использует для оправдания своего маловерия, нарушая или даже отменяя пост. В своем опыте я могу отметить, что результаты воздержания всегда приносили самые благоприятные плоды телесному и духовному здоровью верующего. Бывает, что проведение строгого поста в первый раз проходит очень сложно, но последующий пост переносится гораздо легче, потому что смирением своим человек достиг благодати. Во всех сложностях во время поста лучше избегать своеволия, которое рождает неправильное отношение к посту. В каждом отдельном случае крайне важно послушание, что достигается в испрашивании благословения у приходского священника. Но всегда стремиться необходимо к идеалу поста. Если обратиться к святоотеческому наследию, там также найдем примеры, когда взявший на себя подвиг поста не выдерживал, но впоследствии в молитве и покаянии приносил большие плоды, осознавая свою немощь. Это трудный, тернистый путь. Потому Церковь малыми постами в среду и пятницу напоминает нам о длительном посте. Напоминает о том, что мы должны всегда предстоять пред Богом, заботясь о своей душе. А смысл предстояния пред Богом и есть забота о своей душе.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх