“Правило веры”

Из последования в Неделю Торжества Православия

01.02.2003

Церковь начала праздновать Торжество Православия в связи со своей победой именно над иконоборчеством. Почему? Ответ, на наш взгляд, несложен. Дело в том, что иконопочитание и Православие не могут мыслиться друг без друга. Иконопочитание является универсальным критерием Православия, выражающим его суть. Поэтому всякое наступление на икону является наступлением и на Православие, а любое отклонение от Православия немедленно находит свое отражение на отношении к иконе. Икона свидетельствует о факте Боговоплощения. Бог стал человеком, чтобы человек смог стать Богом. Вот та истина, которую, так или иначе, оспаривали почти все ереси, и за которую лилась кровь мучеников древней Церкви.

Поэтому с тех пор, как 11 марта 843 года восстановление икон было провозглашено в Константинопольском храме Св. Софии, этот день навсегда остался в памяти Церкви как «Торжество Православия»; И каждый год, в первое воскресенье Великого поста, Церковь празднует победу над последней из больших ересей; торжественно провозглашая Истину, отлучает от себя всех тех, кто этой истины не признает:

«Пленяющих разум свой в послушание Божественному Откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем.

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божия, по случаю, — анафема.

Говорящим, что Бог — не дух, а вещество; также не признающим Его праведным, милосердным, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления — анафема.

Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святый; не исповедующим, что Отец, Сын и Дух Святый — един Бог, — анафема.

Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужны пришествие в мир Сына Божия по плоти, Его вольные страдания, смерть и воскресение, — анафема. Неприемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием как единственного средства к оправданию нашему пред Богом, — анафема.

Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою, — анафема.

Не верующим, что Святый Дух умудрил пророков и апостолов, чрез них возвестил нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовал его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину, – анафема.

Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение — анафема.

Отвергающим таинства Святой Христовой Церкви — анафема.

Отвергающим Соборы святых отцов и их предания, согласные Божественному Откровению, благочестно хранимые Православно-Кафолическою Церковью, — анафема».


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх