Соборование
Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения: «Умножая, умножу скорбь твою; в болезни будешь рождать детей (Быт. 3, 16)».
Однако следует отметить, что не все без исключения болезни – непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3)». И все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства елеосвящения.
В христианстве болезнь рассматривается как более «нормальное», более «естественное» состояние человека, чем здоровье, ибо в этом мире смертной и изменчивой материи страдания, скорбь и болезнь – обычные условия жизни. Здоровье и исцеление с религиозной точки зрения рассматриваются как милость Божия, а настоящее исцеление – следствие чуда, хотя бы и совершившееся посредством человеческого участия. Чудо это совершается Богом, причем не потому, что физическое здоровье – высшее благо, но потому, что это веление Божественной силы и всемогущества, которое возвращает человека обратно к Богу.
Таинство елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, это не «один из последних обрядов», открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное дополнение к медицине. Оба эти взгляда ошибочны, и, следовательно, абсолютно неправильно считать, что елеосвящение совершается только над умирающим как «последнее напутствие» и не может быть повторяемо.
Елеосвящение – таинство исцеления, потому что его цель и исполнение в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в «радость и мир» Святого Духа. В таинстве елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскрешенную жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом.
Установление таинства. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13)».
Наиболее ясно свидетельство о таинстве Елеосвящения находим у апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15)». Апостол говорит здесь не об особом «даре» исцелений; он предписывает священнодействие в определенной форме, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание апостола Иакова на помазание елеем, как на обычное – хотя бы для того времени врачебное средство, так как елей, при всем его благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святой, и называли себя не «установителями» Тайн Божиих, а только «строителями» Тайн и «слугами Христовыми». Следовательно, и Елеосвящение, заповедуемое здесь святым апостолом Иаковом, имеет Божественное установление.
Совершение таинства. Таинство елеосвящения есть священнодействие, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно именуется также «соборованием», так как совершается собором пресвитеров (7 человек), но может совершаться и меньшим числом священников, а в некоторых случаях и одним иереем. Елеосвящение совершается над лицами православного вероисповедания старше 7 лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. По традиции общее соборование обычно совершают в период Великого поста. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием одним елеем.
Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней. Не доверять суеверным воззрениям на таинство елеосвящения. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься кроме среды и пятницы еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т.п. Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу, приносят большой вред духовной жизни. Кроме этого, следует знать, что елеосвящение, как духовное врачество, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных для врачевания наших болезней.
Приступающим к елеосвящению надо помнить слова Игнатия (Брянчанинова): «Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления».