Статьи

Бодрствовать над своей душой

30.12.2014

О важности общинной жизни, православном «дресс-коде», подготовке ко Святому Причастию и великому празднику Рождества. Епископ Уссурийский Иннокентий ответил на вопросы сайта Успенского храма г. Владивостока.

Что такое в понимании Церкви православная община?

— Община — это союз верующих христиан, которые объединяются верой в храме и делами за пределами храма. Вот это община. Мы как раз сейчас говорим о важности созидания в приходах именно общинного строя жизни. Когда просто мы приходим в храм помолиться и, помолившись, сразу разворачиваемся и уходим, может быть, лишь обмолвившись с кем-то двумя-тремя словами, — это ещё не община. Община начинается тогда, когда литургическое общение продолжается в наших добрых делах: служении милосердия, служении слова, если это катехизаторы, в какой-то просветительской деятельности и многом другом. Сегодня ведь у приходов очень широкие возможности совершать служение многообразное. Этому сопутствуют и внешние обстоятельства: есть желание общества, государства, чтобы церковь принимала участие в тех или иных духовно-нравственных процессах. Так что все дороги открыты. И важно понимать, что от каждого прихожанина зависит развитие общинного строя жизни. В том числе, кстати, и в том, чтобы человек чувствовал свою заботу о том, чтобы в храме было уютно, красиво, чисто, чтобы был порядок, чтобы человек мог себя там ощущать в духовном домашнем пространстве. А как человек может это почувствовать? Скажем, когда он как доброволец участвует в поддержании благоустройства храма, чистоты, порядка, в разном другом попечении о храме.

Теперь нет таких препятствий, как до 1917 года в России, когда считалось, что духовное сословие — это нечто особенное, а народ — это отдельно. Такое положение тогда, к сожалению, имело место. Мы сегодня стараемся от этого уходить. Потому очень хотелось бы, чтобы был отклик прихожан на наши инициативы. Например, мы на приходе сейчас говорим: братья и сестры, у нас есть служба милосердия, добровольцы нужны. Не может кто-то сам участвовать в том, чтобы выезжать на кормление бездомных, но он может 500 рублей, например, в месяц, положить в предназначенную для этого церковную кружку — вот уже его дело будет в этом. Может, другим людям рассказать, что есть такая возможность, помогать людям малоимущим.

 

На приходе, как и во внешнем мире, всё больше заметен дефицит любви. Хорошо ли, что члены церкви, встречаясь в храме каждое воскресенье, не здороваются и даже как-то подчеркнуто холодны?

— Всё очень тесно связано: с одной стороны, наше литургическое служение и внехрамовое служение. Почему связано? Потому что если человек не будет участвовать в форме молитвенного делания, то по большому счету достигнуть доброты в отношения друг с другом, а в идеале — любви будет очень сложно. Потому что этот дар, о котором мы говорим, — он Божий дар. И он постоянно должен поддерживаться Божьей милостью. Да, мы как люди всегда обременены какими-то заботами и невзгодами, которые налагают отпечаток на наше настроение, самочувствие. Очень легко потерять что-то такое, что позволяет нам быть во взаимных отношениях чуткими, это быстро теряется. А как это может быть восстановлено? Это может быть восстановлено двумя способами, о которых я говорил: участием в литургии и совместными делами.

Дефицит любви?.. Да, он наблюдается в наше время. К сожалению, мы должны понимать, что в Библии описаны такие времена, когда иссякнет любовь. Мы бы не хотели, чтобы мы дожили до этих времен, но процессы идут. К тому времени, когда Христос явится во второй раз, что он найдёт в человечестве — веру или, напротив, безверие? Так что это тоже нужно понимать каждому. Чтобы не оказаться захваченным врасплох, не оказаться в этой всеобщей струе эгоизма и потребительства, «ты — мне, я — тебе», вспомним призыв Христа о бодрствовании. Бодрствовать над самим собой, бодрствовать над своей душой. Господь ведь говорит: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть». В этой связи в церкви у человека есть много возможностей сохранять бодрствование. Вот, например, сейчас идёт Рождественский пост. Он в определенной степени обязывает христианина к стяжанию внимания к своей жизни, к своим поступкам, к своим делам, причём ежедневного внимания.

 

Нередко протестанты критикуют нашу Церковь за то, что она представляет собой не столько круг (circus), сколько иерархию, поскольку прихожане зачастую связаны между собой — кроме любви к Богу — только послушанием пастырям. Что бы вы могли им ответить?

— Мне кажется, это вопрос информирования о делах церкви. На мой взгляд, самой церкви надо перестроиться в том плане, чтобы подавать информацию о рядовых её членах, как они участвуют в жизни церкви. Хотя, что касается выступлений с какой-то официальной, церковной позицией, никто другой, кроме священников и архиереев, не может её заявлять. Но мне кажется, и об этом недавно говорил Святейший Патриарх на съезде православных журналистов «Вера и слово», что ценность православной журналистики должна состоять в том, чтобы не только о новостях рассказывать — они быстро устаревают, — сколько о людях и смыслах. Люди церкви — это не только архиереи и священники, это все мы, кто в церкви себя чувствует дома. Мы сегодня живём в таком пространстве, когда информация и коммуникация имеют очень большое значение. Кстати говоря, вот мы сейчас беседуем и предполагаем, что наша беседа станет доступна посетителям социальной сети, — как бы мы ни ругали социальные сети, но они позволяют в какой-то степени в с е м членам общины заявить о себе, о своих делах, своём участии в жизни церкви. Мне кажется, это один из тех способов, которые нам позволяют судить о том, что такое церковь.

У нас возле иконной лавки стоит штендер, убеждающий входящих в храм соблюдать правила, в частности, форму одежды. Однако многие не считают нужным это исполнять — возможно, потому что не понимают этого требования. Почему вообще следует соблюдать «церковный дресс-код» и как правильно реагировать на его нарушения?

Забыла женщина надеть длинную юбку или ей неуютно в ней, а на голове вместо платка капюшон? Давайте помолимся о ней. Человек пришёл в храм, и мы не знаем до конца глубинных причин, что именно в это время его привело сюда. Мы своим неловким замечанием, может быть, даже из простодушия, можем поставить человека в такое состояние, что он больше в храм не придёт. Да, у нас возле входа в храм стоит штендер с правилами поведения. Думаю, что все же для впервые приходящих людей написанная там информация помогает сориентироваться…

Итак, одна опасность здесь — это формализм и фарисейство. А другая — для мирянина — полное пренебрежение к внешнему поведению. Мол, у меня вера в душе, зачем эти каноны, зачем церковь? Такое рассуждение и небрежение к опыту, к преданию Церкви легко приведет к разрушению вначале нравственных норм, а затем и самой веры в Бога.

 

Владыка, скоро нас ожидает великий праздник Рождества. Как готовится храм и приход к предстоящему празднику?

— По сложившейся традиции приход заботится о чистоте храма. Будем мыть, красить. Составляем проект цветочного украшения иконостаса. Конечно, приход готовится к празднику, осознавая, что мы хотим кому-то подарить радость на Рождество: пожилым людям, детям, больным. Есть такой проект в сестричестве милосердия. Приглашаем принять в этом участие. Дети из нашей воскресной группы готовят концерт. Миссионерский отдел приготовил на раздачу специальные буклеты к святкам. Приглашаем всех на рождественский концерт в Оперный театр 13 января, где будет выступать епархиальный хор вместе с оркестром. Ну и, конечно, центральное событие праздничное — это торжественное богослужение, ждем его особо. Ночная служба — особое молитвенное время.

Спаси Господи, владыка, за беседу!


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх