“Правило веры”

Советы афонских старцев

29.11.2013

выдержки из книги

Я и моя жена закончили Богословский институт. У нас замечательная семья, пятеро детей. Внешне все хорошо. Но мы практически потеряли веру, не можем даже молиться – полное равнодушие.

У нас многие закончили Семинарию, Богословские курсы, и богословские знания у них повредили вере — они даже не могут читать Евангелие. Как воцерковленным людям избавиться от церковного нерадения? Как победить паралич воли?

Очень сложный вопрос. Старец Софроний рассказывал, как он стал монахом. Он имел хорошее образование, путешествовал по разным странам, был талантливым художником, однако чувствовал какую-то пустоту в себе. В то время, как у него были все блага этого мира, он не имел мира в своем сердце. В атмосфере такого отчаяния он принял решение посвятить свою жизнь Богу. «Я не мог аргументировать свое внутреннее убеждение, но я решил пойти учиться богословию в Богословский институт преподобного Сергия в Париже. Все там говорили о Боге, но Бога я там не нашел. На Святой Горе, куда я приехал, никто не говорил о Боге, но вся жизнь была посвящена Ему. Поступив в русский монастырь, я только через шесть лет узнал святого Силуана Афонского. Эта встреча стала важнейшим событием в моей жизни».

Так неграмотный крестьянин из России дал ему знание о Боге — сам он узнал о Боге не из книг, а потому, что Сам Господь трижды явился ему.

Отчаяние и разочарование в делах этого мира, даже в духовном чтении, могут стать предпосылками для обретения Бога. Когда человек познает суету этого мира, он приближается к Богу — не столько через книги и боязнь Страшного Суда, сколько через духовные потребности своего сердца.

Пусть этот человек отстранится от своих навязчивых вопросов, постарается немного отойти от гнетущих его проблем. Пусть молится Богу без надрыва и перенапряжений, пусть просто благодарит бога за то, что было, и за то, что есть, и просит открыть ему путь.

В монашеской жизни иногда может случиться помрачение, наступить уныние. Но мы всегда помним, что это временно. Мы должны смиряться, так как наша тайная гордость и самолюбование иногда проявляют себя.

Господь не утаивает от нас Свои дары, но посылает их тем, кто призывает Его со смирением и расположением души. Я молюсь и желаю, чтобы Бог всех нас посещал и просвещал.

На Святую Гору приходят люди из разных мест. Преподобный Афанасий Афонский имел учеников из Сицилии, Армении и других стран. Святая Гора распространяется на весь мир — всякий человек, живущий подобным образом, является святогорцем.

Еще одно длинное письмо. Здесь юноша описывает свои взаимоотношения с невестой, с родителями и в конце спрашивает: «Я постоянно нахожусь в унынии, с помощью Господа Бога пытаюсь что-то сделать. Но мой основной вопрос такой: почему все, что я сделал в жизни, мне кажется таким ветхим, пустым и бесполезным? Мне постоянно чего-то не хватает, мир меня не принимает, и в духовном мире я тоже не могу найти своего места».

Мы на собственном примере знаем, как трудно освободиться от слабостей человеческих, когда мы оставляем внешний мир, приходя в монастырь и живя в монастыре. Поэтому неудивительно, что этот человек, пребывая в миру, живя среди искушений, не может избавиться от них.

Нужно, чтобы пришло время для покаяния, для очищения от ветхого. Один из древних церковных писателей говорил, что душа по природе – христианка, имея в виду, что удовлетворяет душу человека только Господь. Блаженный Августин говорил, что душа человека беспокоится, пока не соединится с Господом, и, пока человек не соединится с Господом, он чувствует пустоту, неудовлетворенность. Добродетели, правильная церковная жизнь врачуют недуги души. Особенно важны евангельские добродетели и Таинства Церкви.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх