Статьи

«Девятый день» пастора Анри Кремера

01.04.2014

кинолекторий

«Девятый день», 2004 год. Германия, Люксембург, Чехия. Режиссер Фолькер Шпенндорф.

Фильм на первый взгляд кажется неправдоподобным: 15 января 1942 года узник концлагеря Дахау пастор Анри Кремер получает отпуск на 9 дней, чтобы встретиться со своей семьей в Люксембурге. Однако в действительности фильм является глубоким по смыслу и драматичным по содержанию. В нем ставится проблема веры и неверия. Веры, которая без дел мертва, а также мужества и малодушия, упования на промысел Божий, самолюбия и жертвенности. Разве возможен отпуск из лагеря смерти? Но пастора освобождают не столько для того, чтобы он встретился с семьей и паствой в Люксембурге, — он должен убедить люксембургского епископа в необходимости сотрудничества с нацистами.

сли до грехопадения человека дьявол извне приступал к человеку, то после он и внутри воздействует на него. Цель существования бесов — самим быть злыми до одержимости и заражать людей злом, пока человечество не будет охвачено этим всеобщим беснованием. Для этого они придумывают различные преступления и внедряют своей дьявольской волей. Сам Христос утверждает, что из сердца человека исходят различные злые помыслы. Зло ищет себе оправдания, и поэтому возникают различные лжеучения, одно из которых — национализм. Национализм и нацизм, как крайняя форма национализма, утверждают о превосходстве одной человеческой расы над другими. Христианство категорически отвергает это горделивое учение, исповедуя равенство всех людей перед Создателем. Если и допускается различие людей, то только по их нравственному совершенству — святости.

Гитлеровские нацисты внешне афишировали свою принадлежность христианству, чего только стоит надпись на пряжках «Gott mit uns» – «Бог с нами», на деле же отрекшись от Христа подобно Иуде, за «сребреники» земного царствования. И в фильме эсэсовцы показаны как знакомые с христианским учением не понаслышке. Более того, один из высокопоставленных карателей, который и организовал авантюру с целью добиться благословения епископа, является бывшим дьяконом. Перед пастором же поставлена дилемма: если он решит спасти свою жизнь, пожалеть себя, что ему предлагают организовать родственники, то будут казнены его собратья священники — целый барак в Дахау занимают заключенные священники. Книга, по которой снят фильм, так и называется – «Пасторский барак». С другой стороны, словно демон- искуситель, уговаривает бывший дьякон в эсэсовской форме священника на сотрудничество. И если Анри Кремер физически находится в комфорте, не сравнимом с условиями жизни в концлагере, то в душе его идет борьба. Человеку не дано выбрать себе жизнь — ее дарует ему Бог, «времена не выбирают, в них живут и умирают», как верно подметил Булат Окуджава. Но иногда наступают такие времена, что у человека появляется выбор смерти.

Кульминацией фильма является встреча пастора с епископом, который добровольно обрек себя на домашний арест, отказавшись от служения. Только колокол ежедневно звонит, как «глас вопиющего в пустыне», напоминая о необходимости ходить прямыми путями. Сегодня фильм «Девятый день» приобретает особую актуальность, и он учит, какой правильный ответ нужно дать на вызов нацизма, вслед за Христом, Который отверг и третье дьявольское искушение о власти над миром. Ведь, по словам священномученика Игнатия Богоносца, «христианство не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир».

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх