Новости епархии 2014

Не право, но выбор. Несколько слов о Крещении и просвещении

Дата публикации 18.01.2014   Количество просмотров 4913
Не право, но выбор. Несколько слов о Крещении и просвещении

О Крещении и просвещении рассуждает председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.

В связи с принятием Синодом Русской Православной Церкви документа “О крещении младенцев” появился целый ряд вопросов, недоумений и даже претензий. Попробую ответить на некоторые, наиболее часто встречающиеся. Тему собственно суррогатного материнства оставлю в стороне: она подробно рассмотрена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Сейчас речь пойдет именно о крещении младенцев, рождённых “суррогатной матерью”.
 
Итак, вопрос первый: “Правда ли, что Церковь запрещает креститься людям, родившимся от суррогатной матери?”.

Нет, не запрещает. В документе чётко сказано, что “факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несёт ответственность за поведение своих родителей”. Но — при определённых обстоятельствах крещение может быть отложено. В каком случае и почему? А вот здесь важно спокойно, но серьёзно разобраться. Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, по уверенности, что для них возможно и важно вхождение в благодатную церковную жизнь. Во-вторых, младенцев крестят по вере тех, кто приносит их в храм, кто не просто берет на себя ответственность за ребёнка, но служит гарантом его христианского воспитания. Так было всегда. В чине Крещения восприемники (крестные) произносят за ребёнка “Символ веры” (текст с основными христианскими истинами — ред.), свидетельствуя тем самым как о готовности воспитывать ребёнка по-христиански, так и о собственном христианском мировоззрении. Они также отрекаются от сатаны, утверждая этим своё намерение принимать участие в христианском воспитании маленького человека.
 
Все это очень важно осознавать хотя бы в самых общих чертах. Крещение — сознательный выбор жизни со Христом, жизни по-христиански – в противовес безрелигиозному образу жизни. А если ребёнок пока сам это выбор сделать не может, то это могут и должны сделать взрослые. Никого не обманывая. Самих себя в первую очередь. Суррогатное материнство – репродуктивная технология, которую Церковь считает нравственно недопустимой. Это должны осознавать люди, когда приносят ребёнка в храм для того, чтобы он начал свою жизнь в Церкви. Осознание должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние. А как же иначе?
 
И здесь возникает вопрос второй: “Почему Церковь требует от родителей покаяния?”

Церковь ничего ни от кого не требует. Она главным образом отдаёт. Просто не все берут. Начальное условие церковной жизни — покаяние. (Кстати, греческое слово “метанойя”, которое переводится на русский, как “покаяние”, буквально означает “перемена ума”.)  Если это и можно назвать требованием, то с одной важной оговоркой: его практически бессмысленно исполнять против воли. Точнее, покаяния против воли… просто не может быть! Раскаяние может быть глубоким и не очень, эмоциональным или бесстрастным, скорым или сделанным после долгих размышлений и мучений… Но оно всегда — добровольно. Так сказать, по определению: “Невольник — не богомольник”. Иоанн Креститель, которого церковная традиция именует Предтечей Христа, так начал свою проповедь перед тем, как крестил людей: “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!”. Кстати, в Древней Церкви практика Крещения младенцев возникла не сразу (не отдельные случаи, всегда имевшие место, но именно традиция). Зато изначально и безусловно связывалась с верой родителей, с обязательностью христианского воспитания. Приступая к таинству Евхаристии (причастия), главному таинству Православной Церкви, люди испытывают себя в таинстве Покаяния, которое чаще называют Исповедью. И никто вроде бы пока, слава Богу, не возмущается этим “требованием”, не называет его “негуманным” и нарушающим чьи-либо права. Иными словами, покаяние — это уж никак не нововведение, но основа духовной жизни. Нововведением был бы, напротив, отказ от покаяния, от осознания своих поступков и ответственности за них.
 
Вопрос третий: “Почему такие правила применяются только к “суррогатным детям”?

Не только. Крещение — это сознательный выбор. Для взрослого — изменить свою жизнь, стремиться думать и поступать по-евангельски. Для ребёнка — таким же образом быть воспитанным. То есть, это сознательный выбор родителей, бабушек-дедушек, крестных. Выше уже об этом говорилось. В последнее время в Русской Православной Церкви особенно много делается для того, чтобы катехизация (научение основам веры и нравственности) была не формальным процессом, но действительно помогала вхождению в христианскую жизнь. В 2011 году Архиерейский собор Русской Церкви принял важный документ “О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви”. В нем много говорится о подготовке к крещению. В случае крещения взрослых и детей старше 7 лет подчёркивается:

“Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.

Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.
В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства”.
 
В случае крещения младенцев (до 7 лет), согласно вышеуказанному документу, важно учесть следующее:
 
“…крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии”.
 
Разве что-то в недавнем решении Синода не совпадает с этим документом? Если веры нет, если очевидно, что люди не собираются жить по-христиански, что крещение для них — не более, чем магический ритуал (“чтобы не болел, чтобы по ночам не плакал, чтобы собраться за столом, чтобы породниться с нужным человеком”… продолжите сами), то возникает резонный вопрос: а зачем? Зачем вводить ребёнка в жизнь, которая вам не важна, не интересна, с которой вы на самом деле не согласны  и о которой даже ничего не хотите знать? Христианство — не мир духовного уюта, а Крещение —  не духовный страховой полис, на который каждый имеет право. Это жизнь, которая в идеале (sic!) заканчивается терновым венцом, а не бонусами и лаврами. Крещёный ребёнок должен жить жизнью христианина, жить с Христом. В этом, именно в этом главный, если не единственный смысл крещения. А иначе зачем?
 
Четвёртый вопрос: “Что сейчас делать, если крещение уже совершено?”

Совершённое таинство Крещения, конечно же, является действительным. А вот родителям в любом случае важно переосмыслить то, что было сделано. И понять логику церковных установлений. Поговорить со священником, прийти на исповедь.
 
И, наконец: «Почему дети должны отвечать за поступки родителей? Да, суррогатное материнство — это плохо, но почему не крестить детей?»

Не должны и не отвечают. Об этом прямо говорится в рассматриваемом документе. И здесь нужно иметь в виду как минимум два момента. Первый. Многие критики решения Синода смотрят на Крещение почти как на конституционное право, в ряду избирательных прав, права на медицинское обслуживание и проч. Обсуждают решение Церкви с позиций либеральной концепции прав человека. Но Крещение — это не право. Это, как уже многократно говорилось выше, сознательное вступление в иную жизнь. Свидетельство серьёзного и осознанного решения стать христианином и/или решения о христианском воспитании для своих детей. И в этой связи второй момент: допустим, крестили ребёнка, родители которого не осознают последствий своего поступка и вообще не собираются вводить его в жизнь Церкви. Несложно представить себе такую ситуацию, правда? Так вот: чем это лучше отложенного решения по такому крещению? Чем лучше, что крещённый ребёнок не будет бывать в храме, не будет приобщаться Святых Христовых Таин (причащаться) и научаться основам веры, не будет расти христианином? Что это, если не сознательная профанация Таинства? Крещение — не магический ритуал, избавляющий от болезней или сглаза с порчей. Это жизнь со Христом. Другая жизнь. Об этом и речь.

председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, профессор МГИМО

Сайт "Патриархия.ру"

Теги:
Миссионерское служение


Читать все


Новости по теме

Духовник благословил спецназ на ратный труд
13.09.2024
Владивосток . 10 сентября у Мемориала погибшим воинам правопорядка состоялись торжественные проводы сводного отряда УМВД России по Приморскому краю, убывающего в служебную командировку. По традиции на мероприятии членом Общественного совета при
Епископ Иннокентий принял участие в телепередаче посвященной прибытию Казанской иконы
12.09.2024
Владивосток . 12 сентября 2024 г. на региональном канале ОТВ-Прим состоялся прямой эфир передачи "В центре внимания", главным гостем которой стал викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий. Темой беседы стало
Чудотворный образ Божией Матери принесен во Владивосток
11.09.2024
11 сентября 2024 года в Международном аэропорту «Владивосток» состоялась торжественная встреча недавно обретенного московского списка Казанской иконы Божией Матери.
Курсантов-первокурсников филиала академии МЧС священник напутствовал на новый учебный год
08.09.2024
Владивосток . 6 сентября 2024 г. в Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России курсанты первого курса приняли присягу. В этом году состоялся двенадцатый набор в данное учебное заведение. Новый набор составляет 52 человека – 44
Команда России по пожарно-прикладному спорту перед соревнованиями получила благословение священника
05.09.2024
Владивосток. 3 сентября 2024 г. состоялась встреча руководителя епархиального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и МЧС, членом Общественного совета Главного управления МЧС по Приморскому краю, клириком храма св. ап. Андрея

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Книга «Святыни Никольского кафедрального собора» - в помощь приморским миссионерам
30.12.2014
Двухсотстраничное иллюстрированное подарочное издание посвящено тем иконам и частицам мощей, которые находятся в кафедральном соборе Владивостока. Издание поможет в миссионерской деятельности.
Подарки от IV благочиния получат к Рождеству заключенные женской колонии под Уссурийском
30.12.2014
Уссурийск . В преддверие светлого праздника Рождества Христова сестры милосердия IV благочиния Владивостокской епархии собрали посылки для осужденных, отбывающих наказание в женской исправительной колонии №10, расположенной в приморском селе

Популярное

В праздник Преображения Господня митрополит Владимир возглавил Божественную литургию в главном храме Приморья
19.08.2024
19 августа 2024 года, в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе.
Под председательством митрополита Владимира состоялось совещание, посвященное строительству Спасо-Преображенского собора
21.08.2024
21 августа 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир возглавил совещание, посвященное строительству Спасо-Преображенского собора.

Наверх