Православие на Дальнем Востоке: публикации

Редакторская и публицистическая деятельность секретаря Владивостокской духовной консистории А.Г. Разумовского

Дата публикации 09.11.2009   Количество просмотров 6523
Смагин А. Н., к. и. н. 
г. Владивосток

История Русской православной церкви на Дальнем Востоке России в дореволюционный период является весьма актуальной и перспективной темой современной историографии. Комплексное исследование данной темы требует изучения широкого спектра вопросов. В том числе и вопроса «о роли личности в истории». На сегодняшний день он практически не разработан. Имеется значительное количество публикаций, посвященных жизни и деятельности первого Камчатского епископа Иннокентия Вениаминова , и в то же время, деятельность других архиереев, чиновников духовных консисторий, клириков среднего звена, внесших существенны вклад в освоение Дальнего Востока России, практически не исследована. Причиной этому является недоступность по техническим причинам фондов Российского государственного исторического архива и Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, в которых сосредоточены личные дела священнослужителей и другие документы, отражающие их деятельность. Цель данного научного сообщения – анализ редакторской и публицистической деятельности секретаря Владивостокской духовной консистории А.Г. Разумовского и определение его роли в процессе становления Владивостокской епархии.

Алексей Григорьевич Разумовский родился в 1874 или в 1875 г. В феврале 1898 г., после окончания Петербургской духовной академии, поступил на службу в канцелярию обер-прокурора Синода. С 29 июля по 29 августа 1898 г. и с 7 июня по 7 августа 1900 г. исполнял обязанности секретаря Синода. В сентябре 1900 г. был назначен исполняющим должность секретаря Владивостокской духовной консистории. Прибыл во Владивосток и приступил к исполнению обязанностей 3 января 1901 г. В должности он был утвержден 1 ноября 1901 г. Во Владивостокской духовной консистории проработал немного более четырех лет . За этот непродолжительный период А.Г. Разумовский принял активное участие в решении вопросов управленческого и организационного характера в только что учрежденной Владивостокской епархии.

Владивостокско-Камчатская епархия была образована в 1899 г. в процессе реорганизации Камчатской епархии. Причиной ее учреждения стало значительное увеличение численности крестьян-переселенцев в Южно-Уссурийском крае в конце XIX в., большая часть которых являлась последователями Русской православной церкви. В состав епархии вошли все округи Приморской области, кроме Охотской, перечисленной в состав Якутской епархии, и о. Сахалин. Кафедра епископа разместилась в г. Владивостоке . В 1899 г. в епархии насчитывалось 75 приходов, объединенных в 6 благочинных округов, 25 церковноприходских школ и 30 школ грамоты, в которых в общей сложности обучалось около 1 600 учеников, и один мужской монастырь. В штате епархии состояло 70 священнослужителей и 64 псаломщика . Особенностью епархии были малая численность священнослужителей (меньше было только в Финляндской епархии) и большая территориальная протяженность. Процесс организации системы управления Владивостокской епархией растянулся на несколько лет. В отличие от Благовещенской епархии, в которой материальная база и организационная структура, необходимые для осуществления административных функций, достались «по наследству» от Камчатской духовной консистории, во Владивостокской епархии такую инфраструктуру предстояло создать практически с чистого листа. В епархиальном отчете за 1899 г. епископ Евсевий отметил необходимость осуществления целого ряда первоочередных мер: строительство новых храмов и учреждение новых приходов в Южно-Уссурийском крае, развитие сети образовательных учреждений, в том числе открытие духовной семинарии и духовного училища для подготовки клириков из местной среды . Для решения этих и других насущных потребностей молодой епархии епископу Евсевию требовались сподвижники, инициативные и предприимчивые священнослужители, профессиональные чиновники духовной консистории. Одним из таких сподвижников стал А.Г. Разумовский.

Должность секретаря духовной консистории была ключевой в системе управления епархией. В консистории сосредотачивалось все делопроизводство по управлению епархией: назначение и смещение клириков, привлечение их к церковному суду за должностные правонарушения, осуществление надзора за ведением церковного хозяйства в епархии, строительство и благоустройство храмов, реализация распоряжений Синода, составление для него донесений и ежегодных отчетов. Делопроизводство консистории находилось в ведении секретаря, который назначался и увольнялся обер-прокурором Синода, и имел право напрямую, минуя архиерея, вступать в отношения с ним. Таким образом, секретарь консистории находился в двойном подчинении (епархиального архиерея и обер-прокурора Синода) и являлся важным лицом в управлении епархией .

Во Владивостокской епархии весьма остро стояла проблема недостатка квалифицированных кадров. Поэтому А.Г. Разумовский вынужден был совмещать обязанности секретаря консистории с выполнением многих других дел. В частности уже 30 января 1901 г. он был назначен членом Владивостокского Епархиального Училищного Совета и постоянной комиссии при нем, а также – членом Комитета по сбору пожертвований и постройки кафедрального собора в г. Владивостоке. С 16 июля по 14 августа 1901 г. исполнял должность председателя Епархиального Училищного Совета. 15 ноября того же года был назначен членом комиссии по рассмотрению вопроса об устройстве в г. Владивостоке духовного училища и семинарии; 14 декабря – членом «испытательной комиссии при Епархиальном Училищном Совете для ищущих звания учителя церковно-приходских школ». 1 января 1903 г. А.Г. Разумовский был назначен редактором только что учрежденного официального периодического издания Владивостокской епархии – «Владивостокских епархиальных ведомостей» . По причине доступности этого издания представляется возможным рассмотреть наиболее комплексно публицистическую и редакторскую деятельность А.Г. Разумовского. Полномочия редактора он выполнял чуть более одного года: редактировал № 1-18 за 1903 г. и № 2-3 за 1904 г.

До 1903 г. отсутствие собственного периодического издания во Владивостокской епархии компенсировалось за счет «Благовещенских епархиальных ведомостей». Клирики Владивостокской епархии были подписчиками данного издания. Отдельные священнослужители даже готовили для него публикации. В официальной части журнала в июньском номере за 1899 г. специально был открыт новый раздел: «Известия и распоряжения по Владивостокской епархии» . В нем стали публиковать информацию следующего характера: законодательные и подзаконные акты, регулирующие деятельность клира; должностные назначения и перемещения клириков епархии и чиновников консистории; утверждения в должностях церковных старост, председателей и членов церковно-приходских попечительств; сведения о награждении клириков, церковных старост и благотворителей; информация о строительстве храмов и значительных событиях в жизни епархии. Эта мера была вынужденной. Проблемы Владивостокской епархии не могли получить должного освещения и обсуждения на страницах журнала, по причине заинтересованности редакции в первую очередь отражать жизнедеятельность Благовещенской епархии, и сложностей с получением необходимой информации о Владивостокской епархии .

Острая потребность издания собственного журнала для Владивостокской епархии была вполне очевидна. В 1902 г. в епархии только 10% священнослужителей имели полное семинарское образование . Епархиальное начальство постоянно испытывало недостаток священнослужителей, и было вынуждено решать эту проблему за счет церковнослужителей, несмотря на их низкий образовательный ценз. В такой ситуации нужно было создавать возможности для самообразования и обмена опытом между духовенством. Существенным средством в разрешении сложившейся ситуации должно было стать издание собственного журнала.

По свидетельству современника, в определенной мере учреждение «Владивостокских епархиальных ведомостей» в 1903 г. было авантюрой . К этому времени в епархии насчитывалось всего 82 прихода (читай: подписчика – А.С.). Епархиальное начальство планировало, что динамика роста численности приходов в епархии сохранится и, соответственно, увеличится число подписчиков и бюджет редакции . Однако этот расчет не оправдался. В связи с русско-японской войной и началом революции поток переселенцев в регион практически прекратился, и ожидаемого увеличения числа подписчиков не произошло. Кроме того, организация выпуска периодического издания в дореволюционной России было весьма хлопотным и затратным делом. Во Владивостоке к 1903 г. издавалось всего три газеты общественно-литературного характера («Владивосток», «Дальний Восток», «Восточный вестник») и два специализированных журнала («Записки Общества изучения Амурского края», «Известия Восточного института») .

Системообразующей функцией «Владивостокских епархиальных ведомостей» следует признать формирование общественного мнения клириков Владивостокской епархии. Реализация этой функции осуществлялась преимущественно через неофициальную часть журнала. По разработанной А.Г. Разумовским программе, она должна была состоять из следующих разделов: 1) Проповеди архипастыря и местных священников; 2) Внецерковные собеседования, публичные религиозно-нравственные чтения; 3) Толкование Св. Писания; 4) Статьи по проблемам миссионерской деятельности РПЦ; 5) Выдающиеся события в жизни Владивостокской епархии; 6) Поздравления и некрологи; 7) Вопросы пастырской деятельности; 8) Статьи исторического, этнографического, статистического, богословского и литературного содержания . Обращает на себя внимание тот факт, что в первую очередь в программе указаны разделы, имеющие вероучительный характер. Думается, что таким образом А.Г. Разумовский планировал частично компенсировать низкий образовательный уровень большинства священнослужителей епархии, расширить для них возможность самообразования. Необходимость миссионерского раздела была продиктована стратегическим положением епархии и наличием на ее территории значительного количества автохтонных народов, которые наряду с переселенцами из Кореи стали основным объектом миссионерской деятельность во Владивостокской епархии. Крупнейшей религиозной общиной на российском Дальнем Востоке в это время была община последователей Русской православной церкви. Основную ее часть составили крестьяне-переселенцы, расселившиеся в Южно-Уссурийском крае. По данным переписи 1897 г., их насчитывалось 76 821 человек . Несмотря на это, раздел, посвященный вопросам деятельности приходского духовенства, отмечен в программе одним из последних. Возможно, редактор, публикуя программу неофициальной части журнала, не придал принципиального значения очередности рубрик, а обозначил лишь круг проблем и вопросов, которые, по его мнению, должны были получить освещение на страницах журнала. Как бы то ни было, реализация планов во многом зависела от средств и условий работы редактора.

По свидетельству А.Г. Разумовского, финансовых трудностей у редакции не возникало. Средства от подписки – около 600 р. (подписка на годовой комплект с доставкой составила 6,5 р.) и дотация из бюджета епархии в размере 650 р. покрыли расходы на издание журнала . Вместе с тем, платных сотрудников у редакции не было. Это обстоятельство, а также совмещение обязанностей редактора с должностью секретаря духовной консистории и прочими делами, создавало существенные трудности. Редакция оказалась в тесной зависимости от активности и инициатив приходского духовенства.

В этой ситуации принципиальное значение для журнала приобретала функция обратной связи. А.Г. Разумовский, рассматривая «Владивостокские епархиальные ведомости» как средство общения духовенства и мирян, активно и неоднократно призывал клириков епархии к сотрудничеству с редакцией , заимствовал из других изданий статьи по проблеме публицистической деятельности духовенства ; публиковал выдержки из писем читателей, ответы на них и комментарии редактора к ним . Стремясь установить контакт с духовенством епархии, А.Г. Разумовский обращался к таким злободневным темам как материальное обеспечение клира, активизация и оптимизация деятельности приходских священнослужителей. Подавляющая часть публикаций такого рода, по уже отмеченным причинам, была заимствована из других изданий .

Оказавшись в таком сложном положении, А.Г. Разумовский смог выполнить стоявшую перед ним организационную задачу и наладил выпуск издания. За время его редакторской деятельности журнал выпускался стабильно два раза в месяц. Большую часть материалов – 77,5 % составили публикации, специально подготовленные для «Владивостокских епархиальных ведомостей» . Такие результаты А.Г. Разумовскому удалось достигнуть благодаря активному содействию нескольких приходских священнослужителей Южно-Уссурийского края: Г.Г. Ваулина, В.В. Давыдова, А. Зимина, С. Алякринского (последний был инспектором церковных школ епархии). Именно сотрудничество этих священнослужителей определило тематику журнала в 1903 г. Они активно занимались проблемой народного образования. Поэтому большую часть публикаций журнала за 1903 г., 33 % от общей совокупности материалов, составили статьи, посвященные деятельности церковно-приходских школ. Публикации, отражающие деятельность епископа Евсевия, составили порядка 15 %. Примерно столько же публикаций было посвящено проблемам пастырской деятельности. Материалы по истории Владивостокской епархии составили 11 %. Они представляли собой по частям опубликованную в 1903 г. книгу о. Г. Ваулина «Первая обитель на Дальнем Востоке», посвященную истории и современной деятельности Уссурийского Св.-Троицкого монастыря . Публикации вероучительного характера, как и статьи по вопросам миссионерской деятельности, составили всего 4 % . Таким образом, тематика публикаций журнала за 1903 г. не вполне соответствует разработанной А.Г. Разумовским программе, в большей мере она стала результатом плодотворного сотрудничества редактора с немногочисленной группой активных и творческих священнослужителей.

Среди публикаций журнала за 1903 г. заметное место заняли статьи посвященные Уссурийскому Св.-Троицкому монастырю. Кроме глав из книги о. Г. Ваулина в журнале на эту тему было опубликовано четыре статьи . Три из них подготовил о. Г. Ваулин, одну – о. А. Зимин. Повышенный интерес и внимание к Св.-Троицкому монастырю были не случайны. Обитель являлась религиозным и культурным центром Южно-Уссурийского края. Она притягивала к себе активных священнослужителей и мирян. Одним из них был священник Г. Ваулин, который принимал участие в церковных праздниках и торжествах, устраиваемых в монастыре, организовывал паломничества школьников своего прихода в обитель. Выступая на публицистическом поприще, о. Г. Ваулин описывал эти торжества и паломничества. Тем самым он не просто знакомил читателей журнала с современными событиями, но и пропагандировал огромную роль и значение монастыря в жизни последователей Русской православной церкви.

Отдельно следует отметить публикацию «Отчета Осиновского общества трезвости» . Идейным вдохновителем, председателем общества и автором отчета выступил все тот же священник Г. Ваулин. Общество было учреждено 22 октября 1900 г. Первый годовой отчет общества был опубликован в «Благовещенских епархиальных ведомостях» . С учреждением во Владивостокской епархии собственного журнала отчеты общества стали публиковаться во «Владивостокских епархиальных ведомостях». Публикация отчетов общества стала средством распространения опыта борьбы с пьянством и организации культурного досуга прихожан в переселенческой среде.

Думается, что изначально А.Г. Разумовский не планировал занимать должность редактора длительный срок. Эта работа требовала много времени и сил. С миссией организатора проекта он вполне справился: наладил стабильный выпуск журнала, установил сотрудничество с наиболее активными священнослужителями, придал определенный импульс дальнейшему развитию издания, определил себе достойного приемника. Последним стал о. В. Давыдов, который за 12 лет своей редакторской деятельности превратил журнал в важнейший механизм коллективного управления Владивостокской епархией.

Отойдя от редакторских дел, А.Г. Разумовский активизировал исследовательскую и публицистическую деятельность. Он продолжил проводимую ранее работу по сбору и обработке материалов, отражающих историю Владивостокской епархии. Изначально А.Г. Разумовский планировал написать краткую летопись развития административной системы Владивостокской епархии. Однако по мере накопления материалов этот замысел трансформировался, и автор замыслил написать исторического очерка епархии . В конечном результате получилось нечто среднее (по словам автора: «посильный обзор») книга «Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования (1899-1903 гг.)». Источниками для ее написания послужили делопроизводственные документы Владивостокской духовной консистории и Епархиального Училищного Совета, региональная публицистика, личные наблюдения и свидетельства современников. Данный труд является отчетом перед общественностью о становлении и развитии Владивостокской епархии. Эту работу можно считать первым комплексным исследованием по истории Русской православной церкви на Дальнем Востоке России. В ней получил отражение широкий спектр вопросов: административно-территориальное устройство Владивостокской епархии, процесс храмового строительства, качественный состав духовенства, численный и этнографический состав паствы, церковно-школьное дело, миссионерская деятельность, монастырское строительство. Большую значимость для современных исследователей имеет собранный автором богатый фактический материал по различным аспектам жизнедеятельности Владивостокской епархии. Автор удалось собрать его во многом благодаря занимаемому служебному положению. Примечательно, что свой труд он адресовал не только современникам, в первую очередь жителям Приамурья, но и будущим историкам .

Изначально книга была опубликована в виде статей во «Владивостокских епархиальных ведомостях» за 1905-1906 гг. В начале апреля 1905 г. А.Г. Разумовский покинул Владивостокскую епархию в связи с переводом на должность секретаря Олонецкой духовной консистории. 18 мая того же года он был определен на аналогичную должность в Таврическую духовную консисторию . В Симферополе на новом месте службы он издал книгу, обогатив свой труд предисловием и публикацией уникальных фотодокументов – портрета епископа Евсевия, православных храмов Южно-Уссурийского края.

Трудно судить о том, как А.Г. Разумовский поддерживал отношения с епископом Евсевием после отъезда из Владивостока. Важно отметить, что, будучи на службе в другом конце Российской империи, он продолжал вносить вклад в освоение российского Дальнего Востока, пропагандируя бесценный опыт, удовлетворяя любознательность и интересы современников. Следующие семь лет деятельность А.Г. Разумовского была связана с Таврической епархией. В 1912 г. он получил назначение на должность помощника делопроизводителя канцелярии Училищного Совета при Синоде, в марте 1917 г. занял должность делопроизводителя данного Совета. К этому времени он дослужился до чина коллежского советника. Дальнейшая судьба А.Г. Разумовского автору не известна. За время службы он был награжден следующими знаками отличия: орденами Св. Анны II и III степени и Св. Станислава II и III степени, серебряной медалью для ношения на груди на двойной Владимирской и Александровской ленте в память исполнившегося 23 июня 1909 г. 25-летия восстановления церковно-приходских школ, знак II степени Камчатского Православного Братства во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса .

Подводя итоги деятельности А.Г. Разумовского во Владивостокской епархии, следует отметить, что с нею связаны его молодые годы, начальный этап карьеры, развитие публицистических способностей и многое другое. В целом А.Г. Разумовский оказался весьма востребованным в системе управления Владивостокской епархией. При этом он не ограничился выполнением только прямых служебных обязанностей, проявил творческий подход и организаторские способности, создал для епархии официальный периодический орган, написал книгу, которая в наше время является весьма востребованной у исследователей, стал первым «летописцем» Владивостокской епархии.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Роль Русской православной церкви в освоении юга Дальнего Востока России:1858-1917 гг.», № 05-01-87100а/Т.

Список источников и литературы

1. Христианство на Дальнем Востоке: библиографический указатель. Владивосток, 2000. С. 18-22; Сердюк М.Б. К историографии истории религии на российском Дальнем Востоке // Седьмая Дальневосточная конференция молодых историков. Владивосток, 2002. С. 418-419.

2. РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2371. Л. 1 об., 2 об.

3. Сердюк М.Б. Православные епархии, епископы и монастыри на Дальнем Востоке России в конце XIX – XXI вв.: историческая справка // Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сб. документов ГАХК. Хабаровск, 2001. С. 365.

4. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1765. Л. 5 об., 35 об., 39.

5. Победоносцев К.П. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству Православного исповедания за 1901 год. СПб., 1905. С. 45.

6. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1765. Л. 56.

7. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003. С. 19-20.

8. РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2371. Л. 2 об.

9. Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке: 1801-19177 гг.: Библиографический указатель: в 3 т. New York, 1998. Т. 1: А-М. С. 46.

10. Благовещенские епархиальные ведомости. 1899. № 11. С. 70.

11. Владивостокские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1903. № 1. С. 1.

12. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1940. Л. 28-29.

13. ВЕВ. 1909. № 1. С. 12.

14. Подсчитано по: РГИА ДВ. Ф.1. Оп. 5. Д. 489. Л. 768-768 об.; Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет существования (1899-1903 гг.). Симферополь, 1906. С. 52.

15. ВЕВ. 1903. № 1. С. 4.

16. Подсчитано по: Пруткогляд Т.В. Указ. соч. С. 166-191; Библиографический указатель газет и журналов, выходивших на русском Дальнем Востоке до 1922 г. и хранящихся в библиотеках и архивах региона. Владивосток, 1999. С. 5-159.

17. ВЕВ. 1903. № 1. С. 2.

18. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г.: Т. LXXVI. Приморская область. Тетрадь 3 (последняя). СПб., 1904/1905. С. 2-3.

19. ВЕВ. 1903. № 1. С. 1.

20. Разумовский А. Указ. соч. С. 98; Журналы I-IX съездов духовенства Владивостокской епархии. Владивосток, 1914. С. 36.

21. ВЕВ. 1903. № 3. С. 52; Разумовский А. Указ. соч. С. 98.

22. ВЕВ. 1903. № 12, 15.

23. ВЕВ. 1903. № 14, 23 и др.

24. ВЕВ. 1903. № 2, 9, 23, 24.

25. Подсчитано по: ВЕВ за 1903 г.

26. ВЕВ. 1903. № 13-18.

27. Подсчитано по: ВЕВ за 1903 г.

28. ВЕВ. 1903. № 8, 17, 20, 22.

29. ВЕВ. 1903. № 24. С. 558-562.

30. БЕВ. 1902. № 2.

31. Разумовский А. Указ. соч. С. 3-4.

32. Там же. С. 4-5.

33. РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2371. Л. 3 об.

34. Там же. Л. 2 об., 5 об, 6 об.

Опубликовано: Десятая юбилейная международная конференция молодых историков: Материалы научно-практической конференции г. Владивосток, 15 – 18 мая 2006 г.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
27.03.2023
АННОТАЦИЯ Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного
Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман*
14.02.2022
"Для успешного выполнения дела строительства церквей» в районе Уссурийской железной дороги епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край «сведущего в строительстве» священника Михаила Кессельмана.

Популярное

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края
05.03.2024
Владивосток . 5 марта 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир принял участие в заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края, которое состоялось в малом парламентском зале Правительства Приморского края под ...
Миссионерский отдел храма Успения Божией Матери провёл видеовстречу по сохранению памяти новомучеников
02.03.2024
Владивосток.  27 февраля 2024 года состоялась лекция «Кто ны разлучит от любве Христовы? Новомученики Андрей Зимин и Павел Лазарев» Организовал и провёл видеовстречу миссионерский отдел храма Успения Божией Матери в рамках мер по ...

Наверх