Православие на Дальнем Востоке: публикации

О первом правящем архиерее Владивостокско-Камчатской Епархии

Дата публикации 26.08.2008   Количество просмотров 3782
Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский,
Прозорова Г. В.

Велик сонм русских святых. Они украшают своею святостию Духовное Небо. Одних подвижников Господь благоизволил открыть миру уже сейчас, других же праведников Неиспо¬ведимый промысел Божий оставил безвестными нам до Страшного Суда. Среди тех, кто, живя по заповедям Священного Писания, достиг Царствия Небесного, святители и простые иноки, люди разного возраста и звания, мужчины и женщины. И все они плоть от плоти, кровь от кро¬ви нашего народа российского, показатель уровня его духовности.

Таким образцом праведности просиял на нашей дальневосточной окраине Земли Российской первый правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии, епископ, а впослед¬ствии и архиепископ, и митрополит, Евсевий (Никольский). По самоотверженной своей жиз¬ни, отданной всецело служению Богу и ближним, по громадной нравственной силе и цельности своей личности это один из самых замечательных людей нашей эпохи.

Владыка Евсевий, в миру Евгений Иванович Никольский, родился в 1860 году в семье бедного тульского священника. Еще в ранней юности благодать Божия коснулась его сердца и стала звать к горнему богатству. Закончив в Туле Духовное училище и семинарию, юноша по¬ступил в московскую Духовную академию, которую закончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия.

По окончании Духовной академии молодой человек получил назначение в Могилевское училище учителем русского и славянского языков. В 1888 году он был помощником смотрите¬ля того же училища, одновременно исполняя должность члена Могилевского отделения епар¬хиального Училищного совета, а также обязанности делопроизводителя Училищного правле¬ния. На духовно-учебном поприще в Могилевской епархии будущий Владыка Евсевий трудил¬ся восемь лет. 3 августа 1893 года Евгений Иванович Никольский для мира умер и родился новый ие¬ромонах Евсевий - в честь Евсевия, епископа Самосатского. 5 августа новопостриженный инок был рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа - во иеромонаха. 11 сентября того же года мо¬лодой священник был назначен в состав Духовно-Цензурного Комитета Санкт-Петербурга с возведением в сан архимандрита.

Но едва он успел прибыть к месту назначения, как сразу же был определен на долж¬ность ректора Иркутской Духовной семинарии. Пришлось перебираться в Иркутск.

В Иркутске архимандрит Евсевий помимо ректорства и преподавания в семинарии при¬нимал участие во многих других делах епархии: был редактором "Иркутских епархиальных но¬востей", председателем епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского общества.

24 января 1897 года ректор Иркутской Духовной семинарии был хиротонисан во епи¬скопа Киренского викария Иркутской епархии. 26 января 1897 года Преосвященный Евсевий был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещен¬ского с кафедрой в городе Благовещенске.

4 февраля 1898 года новый Владыка прибыл в Благовещенск и вступил в права управле¬ния епархией. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные ка¬чества его личности. Ревностно относился к богослужению. Истово проповедовал. Блестяще сочетал любовь к просвещению с благотворительностью, ревностное проповедничество - с личной праведностью. Ни на минуту не оставлял попечения о пастве.

Но пришло время, когда Господь благоволил возложить на епископа Евсевия исполне¬ние величайшего подвига: 1 января 1899 года Владыка Евсевий был назначен правящим архие¬реем только что учрежденной Владивостокско-Камчатской епархии.

Служение владыки Евсевия совпало со временем усиленного заселения края, с построй¬кой на Дальнем Востоке железных дорог, с русско-японской войной, то есть с тем временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся рус¬скими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении.

Новая епархия занимала огромную территорию в 1200000 кв. верст. Ко времени ее обра¬зования в ней насчитывалось 69 храмов. Священников не хватало, приходы пустовали.

Перед прибытием в епархию в первую неделю Святой Четырехдесятницы Владыка пер¬вым делом посетил Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь и провел там це¬лую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения но¬вой епархии.

По приезде же во Владивосток правящего архиерея, не нашлось даже помещения для него, и Владыка поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный храм в городе Успенский - был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей. Однако уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты Духовная Консистория, Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищ¬ный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. А за 20 лет пре-бывания на кафедре Владыкой Евсевием было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 приходских школ. Много Владыка трудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря и Одигитрие-Смоленской женской общины во Владивостоке.

Народ любил проповеди и службы своего архиерея и услаждался ими. Простой в обхо¬ждении, он был доступен для всех. Прихожане видели в своем Владыке отца и заступника. В тяжёлые дни войны с Японией, когда Владивостоку угрожала большая опасность и сам комен¬дант крепости настаивал на отъезде, Владыка, как ни уговаривали его, продолжал безбоязненно жить на своей Седанке и по обычаю в воскресение и праздничные дни проводил службы, чем поддерживал упавший дух горожан.

Во время страшных событий "революции 1905 года", когда Владивосток был разграблен и сожжен буйной пьяной толпой, Владыка Евсевий благословил крестный ход и сам пошел во главе его по пылающему городу. И усмирились сердца мятежников, и вливались они в крест¬ный ход, и прекращалось бесчинства. А на следующий день Владыка первым пришел на по¬мощь пострадавшим беднейшим его жителям, распорядившись, чтобы по всем церквям епархии были собираемы для них пожертвования. В этих эпизодах высветилась вся суть великого пастырского подвига Владыки Евсевия. Ибо дело пастыря в Церкви Христовой не есть мирское господство и властительство, а служе¬ние и принесение себя в жертву по образу Христа, пришедшего не для того, чтобы ему служи¬ли, но послужить, и по слову Его, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

Начиная со второй половины 1899 года, не жалея сил и здоровья, Владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятст¬вовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине; его не страшили ни быстрые реки, ни высокие горы, ни топкие болота. Все преодолевала любовь к вверенной ему пастве.

С целью привлечь духовенство к делу религиозно-нравственного просвещения народа, начиная с 1903 года, Владыка регулярно созывал епархиальные съезды. В том же году по его инициативе было начато издание Владивостокских епархиальных ведомостей. В типографии Свято-Троицкого Шмаковского монастыря с его благословения издавалась и распространялась духовная литература.

Одним из направлений деятельности правящего архиерея было миссионерство, ибо епархия населена многочисленными инородцами-язычниками, и раскольниками, и сектантами. Благодаря усилиям Владыки Евсевия по всей епархии были созданы миссионерские станы, для научения ведению миссионерской работы были открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но и преподавали уроки рационального ведения хозяйст¬ва. С целью проповеди православия в 1908 году было создано Православное Камчатское Брат¬ство.

Благодатное служение Владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Рус¬ской Православной Церкви: в 1906 году он стал архиепископом. Высочайше был награжден ор¬денами святой Св. Анны I степени и Св. Александра Невского.

В 1917 году он участвовал в деяниях Всероссийского Церковного Собора, после чего в 1918 году возвратился во Владивосток, но вскоре получил назначение в состав Святейшего Си¬нода при Святейшем Патриархе Тихоне, для чего вновь выехал в Москву.

По окончании срока присутствия в Святейшем Синоде, не имея возможности, по причи¬не прекращения сообщения по железной дороге во время катаклизмов гражданской войны, воз¬вратиться домой Владыка Евсевий был назначен временно управлять Смоленской епархией.

Не только на далекой окраине России, но и в Москве по достоинству оценили доброго архипастыря: Святейший Патриарх Тихон избрал его своим наместником с возведением в сан митрополита, поручив ему управление Московской епархией, имеющей 12 викариев, и председательствование в Святейшем Синоде5. Но столь высокое назначение митрополит Евсевий при¬нял как временное - с условием, что при первой возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою Владивостокскую епархию.

Но не суждено было Первосвятителю Владивостокско-Камчатской епархии возвратить¬ся: 2 февраля 1922 года митрополит Евсевий почил во Бозе.

Заупокойное богослужение совершил сам святейший патриарх Тихон со всеми находящими¬ся в Москве архипастырями в храме Христа Спасителя. Похоронен он был на кладбище Ново¬девичьего Богородицкого монастыря близ храма с северной стороны.

Список источников и литературы

1. Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет её существования (1899-1903) // Владивостокские епархиальные ведомости. 1905. №7. С. 178-179.

2. Уссурийский Свято-Троицкий монастырь и русская армия //Владивостокские епархиальные ведомости. 1905. №8. С. 181 -185.

3. Прозорова Г.В. У истоков Владивостокской епархии//Журнал Московской Патриархии. 1995. №11. С.47-52



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
27.03.2023
АННОТАЦИЯ Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного
Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман*
14.02.2022
"Для успешного выполнения дела строительства церквей» в районе Уссурийской железной дороги епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край «сведущего в строительстве» священника Михаила Кессельмана.

Популярное

Митрополит Владимир принял участие в пленарном заседании научно-практической конференции  «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение»
28.02.2024
Состоялось пленарное заседание методической научно-практической конференции «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение», в работе которой принял участие митрополит Владивостокский и Приморский Владимир
Состоялась встреча известного религиоведа Романа Силантьева с духовенством Владивостокской епархии
28.02.2024
28 февраля 2024 года в актовом зале Владивостокского епархиального управления состоялась встреча духовенства Владивостокской епархии и Р.А. Силантьева.

Наверх