Публикации

Историк Дмитрий Володихин о «Митрополите Филиппе», «Иване Грозном», «Патриархе Ермогене» и русских полководцах

Дата публикации 12.09.2022   Количество просмотров 7661
Автор: Пресс-служба Владивостокской епархии Все публикации автора
Историк Дмитрий Володихин о «Митрополите Филиппе», «Иване Грозном», «Патриархе Ермогене» и русских полководцах

Представляем гостя православной выставки-форума «Радость Слова»: Володихин Дмитрий Михайлович - российский историк, писатель, литературный критик, доктор исторических наук. Лауреат Патриаршей литературной премии 2019 г.

Приглашаем на творческие встречи с известным современным историком и публицистом  14 октября в 18 часов в краевой библиотеке им. Горького.

+++

Володихин Дмитрий Михайлович родился в семье офицера пограничных войск СССР и учительницы в Москве. В 1986 году окончил школу № 39 города Москвы. В 1987—1989 годах служил рядовым войск ПВО Группы советских войск в Германии.

В1986—1993годах — студент исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и, позже, аспирант МГУ.

Специализируется на истории средневековой Руси, архивоведении, палеографии. С 1991 года работает на кафедре источниковедения и историографии МГУ. С 1994 года входит в состав редакционно-издательского совета Института специальных исторических дисциплин Российской академии естественных наук. С 1995 года — кандидат исторических наук. Защитил диссертацию по материалам архива Московского патриаршего дома. С 2011 года — доктор исторических наук. Защитил диссертацию «Социальный состав высшего командования вооруженных сил России в 1530—1570-е гг.». В 2014 году утверждён в звании профессора.

Проживает в городе Москве. С 2000 года состоит в браке. В 2001 году принял Святое Таинство Крещения. Свои общественно-политические взгляды определяет как государственнические и имперские. По словам Дмитрия Володихина, «Патриотизм — главное прибежище порядочных людей». Является одним из современных теоретиков цивилизационного подхода в российской исторической науке.

В 1995—2001 гг. вёл ряд учебных курсов в Университете Российской академии образования. В 1995 году получил I премию на Конкурсе молодых ученых МГУ за книгу «Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI вв.», написанную совместно с Д. Н. Александровым.

В 1993-2007 гг.— редактор, заместитель главного редактора, исполнительный директор издательства «Аванта+». Руководитель проектов «Антология мировой детской литературы» и «Антология мировой фантастики». Работал редактором в издательстве «Планета». В 2007—2008 гг. — редактор отдела культуры в общественно-политическом издании «Политический журналъ». С 1997 по 2009 год возглавлял собственное издательство «Мануфактура». Основатель и главный редактор (1997—2001) журнала «Русское средневековье». С 2008 по 2012 гг. — заместитель главного редактора в историко-культурном журнале Никиты Михалкова «Свой».

В 2013 году награжден российской академической премией имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за монографию «Пожарский».

Д.М. Володихин создал научно-художественные «портреты» святителя Филиппа, митрополита Московского, святителя Гермогена, патриарха Московского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, вождей земского освободительного движения 1612 года князя Дмитрия Михайловича Пожарского и князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, царя Федора Ивановича, полководца князя Ивана Петровича Шуйского и других крупных личностей Московской Руси.

С литературной точки зрения эти очерки написаны качественно, а с точки зрения нравственности дают нашим современникам добрый пример служения Богу и отечеству. Во всех этих очерках ярко выражена позиция автора православного человека и патриота. Через образы великих исторических личностей, живших по Евангельским Заповедям, автор стремится укрепить христианский этический идеал в умах наших современников.

Фрагмент интервью

― Как историк ответьте: какие события для России Вы считаете важнейшими, определившими ход ее истории?

― Самое важное – Крещение Руси при Владимире. Затем – гибель Древнерусской цивилизации под ударами «Батыевой рати». Новая, Русская цивилизация заявила о себе на поле Куликовом и создала Московское государство при Иване III. В пламени гражданской войны она сгинула. А вот Отечественная война показала: рождается нечто принципиально новое. И мы сейчас находимся во временах младенчества еще одной, Третьей русской цивилизации.

― Как писатель, скажите: как и с какой степенью свободы Вы работаете с историческим материалом, превращая его в художественное произведение?

― Знаете, другому писателю вполне могу простить сдвиги по хронологии, по географии, по сути фактов, если он с помощью этих сдвигов выстраивает большую художественную правду. Исторический роман и исторический фильм – не учебник, тут на параграфы всё раскладывать не надо, тут художественная правда выше исторической. Вальтер Скотт и Дюма в лучших своих вещах делали такие перестановки, и ничего – романы получили мировую известность. Однако сам я, по какому-то профессиональному инстинкту, либо оставляю историческую реальность в первозданном виде, либо четко объясняю читателю, где именно я ему морочу голову, отходя от реальности. Иными словами, «охраняю» историю.

― Вы автор книг «Митрополит Филлип», «Иван Грозный – бич Божий». Вы исследовали эту эпоху. Объясните, почему так привлекают внимание, становятся причиной ожесточенных споров такие исторические фигуры, как Иван Грозный, Иосиф Сталин?

― Ну, это просто. Подавляющее большинство русских людей страстно жаждет истребить лихую и наглую уголовщину (особенно этномафии), посажать на колы коррумпированных чиновников, а также собрать в одном овраге и массового расстрелять либеральную интеллигенцию, которая в русской истории и культуре видит одну лишь дурно пахнущую смесь холопства с деспотизмом. Люди вглядываются друг в друга с нетерпением: «Ну где новый наш Иосиф Виссарионович? Где Иван Васильевич? Заждались! Кто будет строить новую опричнину? Кто будет рвать в клочья продажных ментов? Скучно жить! Пошла она подальше такая жизнь!»

Страна желает Очищения. И если этого Очищения не произойдет, может начаться очередная гражданская война. Поэтому с таким упорством ждут появления новых самодержцев, «суровых, но справедливых». И никто не хочет думать, что когда пометет новая метла, наверху не станут разбираться, кто прав, а кто виноват, ― положат и тех, и этих. А в первую очередь найдут место на кладбище для главных мечтателей о «новой опричнине». Чтобы они не слишком бурно разочаровались в своих мечтаниях.

― Как Вы оцениваете уровень современной отечественной литературы?

― Хуже, чем было при Пушкине, при Достоевском, при Гумилеве. Но лучше, чем могло бы быть после того, как наша культура вынуждена была принять рыночные правила игры. У нас есть Алексей Иванов. У нас есть Захар Прилепин. У нас есть Леонид Юзефович. У нас, в конце концов, еще довольно приличная фантастика! Мы живы, русский литературный ренессанс еще возможен.

― Свое «видение» истории нам постоянно демонстрируют самые разные личности. С экранов ТВ ― Парфенов, Радзинский, в псевдо-научных исторических трудах ― академик Фоменко, в художественной литературе ― например, Борис Акунин… Даже в детских полнометражных мультиках про русских богатырей издевательски показывают, например, князя Владимира. Значит, идет борьба за умы. Чего хочет добиться противоположная Вам и Вашим единомышленникам сторона?

― Наши идеалы сложились в двух словосочетаниях: «национальный романтизм» и «христианский реализм».

Первое означает, что наш народ должен получать от своей истории и культуры благороднейшие образцы для подражания. Он должен знать великих деятелей национального прошлого – государей, святых, полководцев, поэтов, политиков, артистов, ученых. И не только знать, но и загораться сердцем от их примера. Желать возвышения для себя и своего народа – подобно тому, как когда-то возвысились лучшие люди нашей истории. Это не значит, что следует живописать историю одной белой краской. Но это значит, что в первую очередь должны быть явлены достижения. Родную темень надо знать, дабы опять в нее не вляпаться, но не следует делать из биографии собственных предков вонючий кабак, где пол залит кровью и блевотиной. Вот уже от чего, Боже, упаси! Нахлебались в 90-е, спасибо, повтор не предлагать!

Второе ― «христианский реализм» ― означает видение мира как Творения Господня, в котором сам Бог по сю пору остается Личностью, активно вмешивающейся в дела людей. Он существует, существуют и мистические силы, противоборствующие на Его и на противоположной стороне. Всё это абсолютно реально.

― В чем суть «сакральной фантастики», которую Вы развиваете и сами пишете? Какова ее сверхзадача? Вас не устраивают другие направления современной фантастики?

― Собственно, «сакральная фантастика» ― это просто другое название литературной мистики. Мы ввели его когда-то с одной целью ― чтобы отличить подлинную мистическую художественную литературу от тупой «расчлененки», которая лежала у нас в каждом магазине под рубрикой «мистика» или «хоррор», не являясь ни тем, ни другим.

Сверхзадача проста: предъявить читателям постоянное вмешательство в наш мир мистических сил и постоянное их противоборство за души людей.

Другие направления фантастики меня очень даже устраивают. Я работал и в НФ, и в чистом боевике, и в альтернативке. Даже получил за роман «Доброволец» премию имени Тита Ливия от форума альт-историков.

Фотогалерея

Теги:
Миссионерское служение


Читать все


Новости по теме

Уникальный морской крестный ход, посвященный 120-летию явления Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы, состоялся во Владивостоке
03.07.2024
Владивосток . 30 июня 2024 года по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Владимира в акватории столицы Дальнего Востока состоялся морской крестный ход, посвященный 120-летия явления Порт-Артурской иконы Пресвятой
Руководитель «Союза православных женщин» Приморского края выступила на Форуме «Семья XXI века».
30.06.2024
Москва.  27 июня председатель правления региональной организации «Союза православных женщин», руководитель АНО центра защиты семьи, материнства и детства «Колыбелька» Яна Валерьевна Цуркан приняла участие в Форуме
Клирики епархии посетили мероприятия X Конгресса народов Приморского края
29.06.2024
Владивосток.  27 июня состоялся X Конгресс народов Приморского края, посвященный Году семьи в России. Мероприятие состоялось в стенах «Центральная музыкальная школа – Академия исполнительного искусства «Приморский»
Клирик Владивостокской епархии прокомментировал взгляд Церкви на квадробику в эфире радио
24.06.2024
Клирик храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы, преподаватель кафедры теологии ДВФУ иерей Дионисий Гордеев выступил в эфире радио «Комсомольская правда».
Прошли первые встречи волонтеров — будущих экскурсоводов Музея Приморской митрополии
24.06.2024
13 июня 2024 года в библиотеке Приморского отделения Русского географического общества (ул. Петра Великого, 4) состоялась первая встреча волонтёров — будущих экскурсоводов Музея Приморской митрополии

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Митрополит Владимир: «Многодетная семья помогает бороться с самым тяжёлым и распространённым грехом нашего времени — эгоизмом»
20.06.2024
Выступление митрополита Владивостокского и Приморского ВЛАДИМИРА на IX Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока» (г. Владивосток, 20 июня 2024 г.)

Популярное

Уникальный морской крестный ход, посвященный 120-летию явления Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы, состоялся во Владивостоке
03.07.2024
Владивосток . 30 июня 2024 года по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Владимира в акватории столицы Дальнего Востока состоялся морской крестный ход, посвященный 120-летия явления Порт-Артурской иконы Пресвятой ...
Глава Приморской митрополии совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе
06.07.2024
6 июля 2024 года, в канун недели 2-й по Пятидесятнице, всех святых в земле Русской просиявших и канун празднования Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна митрополит Владивостокский и Приморской Владимир совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе.

Наверх