Мониторинг СМИ

Новое о старообрядцах рассказывают на XI краевой религиоведческой школе в ДВФУ

Дата публикации 21.03.2014   Количество просмотров 5151

Валерий ПОСТНИКОВ [текст],

​Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]

18 марта в ДВФУ начала работу XI краевая религиоведческая школа — специальный курс лекций, проводимый с целью углубленного изучения отечественной культуры. В числе ее организаторов — кафедра теологии и религиоведения Школы гуманитарных наук ДВФУ, Департамент образования и науки Приморского края, Приморский краевой институт развития образования, Владивостокская епархия Русской Православной Церкви. Тема религиоведческой школы в этом году — «Старообрядцы в отечественной истории и культуре».

— Наша религиоведческая школа — это плановое событие. Но прежде мы проводили такие школы, главным образом, с просветительскими целями, адресуя их аудитории учителей и старшеклассников. В этот раз вот решили поднять статус мероприятия и привлечь специалистов, которые могли бы читать лекции, интересные и нашим студентам, и преподавателям, — объяснила кандидат философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВФУ Анна Здор. — Мы пригласили доктора церковной истории, доктора исторических наук профессора отца Георгия Ореханова, который представляет Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ, г. Москва). Это ведущий вуз в России в области теологического образования, там обучаются не только будущие священнослужители, но и миряне, которые хотят глубже знать свою духовную традицию. Особенность этого университета в том, что наряду с классическим богословским он дает всестороннее гуманитарное образование. Мы давно сотрудничаем с этим университетом, а теперь надеемся на участие ведущих преподавателей ПСТГУ в наших религиоведческих школах.

 Георгий Ореханов

Материал первой лекции о. Георгия Ореханова в основном был посвящен вопросам отношений российского государства и старообрядцев в XVIII—XIX веках, законодательства Российской империи о старообрядцах. Несмотря на кажущуюся сухость темы, на лекции звучало много интересной и актуальной информации. Например, лектор рассказал, что одним из жизненно важных вопросов для старообрядцев был вопрос о законности их браков. Для верующих людей это сложная проблема, связанная с вопросами религиозной догматики. Проблема была в том, что единственной законной формой брака в то время считалось венчание в церкви. Но поскольку старообрядцы находились за пределами господствующей церкви, их браки и дети считались незаконными, возникали проблемы с наследованием имущества. Острота этой проблемы была смягчена, когда в 1874 году в России были приняты правила о метрической записи браков раскольников, по которым браки старообрядцев были легализованы. Этот интересный прецедент, по сути, впервые в России ввел институт гражданского, т.е. нецерковного, брака, который сейчас у нас является основным.

Одной из главных идей лектория стало утверждение, что старообрядчество вовсе не было изолированной частью российской жизни. Например, «Выголексинское общежитие» (монастырская община), которое было основано в 1694 году в Карелии, стало крупнейшим всероссийским центром старообрядчества XVIII века и превратилось в мощный экономический центр, который торговал с Москвой, С.-Петербургом, Поволжьем. Эта община была на особом счету у Петра I, поскольку являлась крупным налогоплательщиком. Экономическое процветание обеспечивало развитие культуры староверов. Здесь было создано одно из главных старообрядческих сочинений «Поморские ответы» (1723). К 1835 году на Выге жило около 3 тыс. человек с общим капиталом 200 тыс. рублей — по тем временам очень значительная сумма.

Приморские старообрядцы. Фотография с выставки «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро. 1938–1941» Источник: http://japanblog.su/post253667350

Или другой интересный пример: известно, что крупный деятель старообрядческого движения Илья Ковылин, один из самых богатых москвичей начала XIX века, помог врачу Михаилу Достоевскому, будущему отцу Федора Достоевского, устроиться на работу в одну из московских больниц, в которой в 1821 году и родился великий русский писатель.

Так, на примере исторических фактов профессор показал, что старообрядчество играло заметную роль в истории нашей страны. По сути, старообрядчество выступало на протяжении XVIII—XIX веков как одна из основных общественных сил в России. По этому поводу можно вспомнить высказывание выдающегося русского публициста Александра Герцена о том, что староверы своим сопротивлением и «археологическими обрядами», в сущности, «отстаивали веру в народную жизнь» (статья «Русские немцы и немецкие русские», 1859).

После лекции мы задали вопросы профессорам:

— Отец Георгий, из Ваших лекций понятно, что старообрядчество имеет богатую и интересную историю. Можем ли мы увидеть какие-либо точки соприкосновения этого явления с современным православием?

— Надо понимать, что нас со старообрядцами разделяет очень многое. О сферах соприкосновения, с моей точки зрения, можно говорить только в области старообрядческого искусства и отношения к традиции. Благодаря им мы сохранили представление о древней иконописи, напевах, богослужении. Но меня в большей степени интересует идеология старообрядчества, то, какие идейные посылы, концепты имели для старообрядцев значение и как они влияли на религиозную ситуацию в России в различные исторические периоды.

— Каких крупных российских исторических личностей из среды старообрядцев Вы можете назвать?

— Это, например, Павел Великодворский, благодаря энергии которого в 1846 году была создана Белокриницкая иерархия (самостоятельная церковная организация староверов). Это и старообрядческое купечество, которое в конце XIX — начале XX веков стало играть значительную роль в российской экономике, отчасти и в политике. Например, семья Рябушинских, выходцы из старообрядцев, фактически были основателями первого в России автомобильного завода, построенного в 1916 году (впоследствии он стал знаменитым ЗИЛом). Богатых, влиятельных старообрядческих семей было очень много: Коноваловы, Рахмановы, Третьяковы. Выходцем из купцов-старообрядцев был Александр Гучков — один из инициаторов создания партии октябристов (1905), крупный политический деятель начала XX века.

— Анна Владимировна, какое значение для нас имеет изучение старообрядчества?

— Это значительный пласт нашей культуры. Но актуальность этой темы определяется не только академическими интересами. Верующими людьми церковный раскол воспринимается как трагедия, как рана, которая нуждается в исцелении, хотя очевидно, что это очень непросто. Потому к данному вопросу неравнодушное отношение. Старообрядцы вызывают уважение и тем, как серьезно они относятся к вопросам духовной жизни и повседневной нравственности, и тем, как чтят традиции, и заботой о сохранении русской культурой своей самобытности. Вот почему вопросы изучения старообрядчества, как и более широкие вопросы изучения религиозной культуры, имеют не только научную, но и общественную значимость.

Напомним, что лекции спецкурса «Русское старообрядчество XVIII — нач. XXI вв.» будут проходить в аудитории F301 Школы гуманитарных наук ДВФУ 20 марта с 10.10 до 13.20; открытая лекция протоиерея Георгия Ореханова «Русская Православная Церковь и Лев Толстой» состоится 20 марта в 15.30 в аудитории F301. 22 марта с 9.30 до 12.00 состоится лекторий, посвященный старообрядчеству на Дальнем Востоке. Место проведения — Приморский краевой институт развития образования, ул. Станюковича, 28, 4-й этаж, актовый зал.

Источник: Газета ДВФУ "Остров. ру"



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

На ОТВ-Прим вышел сюжет о восстановлении памятного креста на территории Казанского храма во Владивостоке
06.11.2019
5 ноября 2019 года в программе «Панорама» на ОТВ-Прим был показан сюжет о восстановлении на территории храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы во Владивостоке памятного креста.
Иеромонах Иоанн: Праздник Покрова – особенный для Покровского храма
28.10.2019
Ключарь главного приморского собора рассказал о предании Х века, положенном в основу великого православного праздника

Популярное

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края
05.03.2024
Владивосток . 5 марта 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир принял участие в заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края, которое состоялось в малом парламентском зале Правительства Приморского края под ...
Миссионерский отдел храма Успения Божией Матери провёл видеовстречу по сохранению памяти новомучеников
02.03.2024
Владивосток.  27 февраля 2024 года состоялась лекция «Кто ны разлучит от любве Христовы? Новомученики Андрей Зимин и Павел Лазарев» Организовал и провёл видеовстречу миссионерский отдел храма Успения Божией Матери в рамках мер по ...

Наверх