“Правило веры”

Пост не только телом, но и душой

12.04.2006

Продолжается святой Великий Пост. Вот уже и Крестопоклонная прошла. Можно оглянуться назад: как пройдена половина пути к Пасхе? И здесь обнаруживаешь, что мы постимся больше телом, а не душою. Да и телесный пост все больше похож на перемену рода пищи: такие слабые и немощные мы стали.

Впору себе напомнить, что имеют в виду правила церкви? Тексты устава свидетельствуют: под постом понимается не особая диета, а полный отказ от принятия пищи. С понедельника по пятницу правила говорят о вкушении пищи (сухоядении, т. е. невареной пищи) один раз в сутки, после 3 часов дня. Однако уже с 19 века в Русской Православной Церкви стало широко распространенным мнение о посте, как о запрете на мясо-молочные продукты, о времени вкушения пищи стали забывать. Таким образом, сегодня для многих пост стал пониматься как некая диета. Конечно, можно в этой связи размышлять о том, что нельзя всех под монашеские требования равнять, нужно учитывать разные условия жизни, социальное положение, возраст, болезни и проч. Тем не менее на Поместном соборе 1917-1918 гг. при обсуждении вопроса о дисциплине поста не было принято решения о внесении изменений в устав, хотя такие предложения были подготовлены. Сохранение требований устава оставлено на совести верующих…

С другой стороны, сегодня для многих утратилось и нравственное содержание поста. Все постничество не идет далее пищевого режима, с которым легко уживаются иногда самые тяжкие пороки и страсти. Купленную булку некоторые съедают с большим опасением: не положено ли в нее яйцо или скоромное масло? Иной величайшим грехом считает попробовать молоко, которое дается больному ребенку, при этом считая несущественным нарушение нравственных заповедей Спасителя. Мистический страх оскоромиться в постные дни у кого-то доходит до того, что человек с утра до вечера в постные дни сполна ест и пьет постное, при этом не удерживается ни от гнева, ни от лжи, клеветы или осуждения ближних и других грехов, совершение которых по прямому смыслу Евангелия влечет человека в геенну огненную. Даже если по нечаянности кто-то съест чего-то скоромного, как на душе у такого человека уже неспокойно: совершен «страшный» грех…

Да, церковный устав строг, а современная жизнь стала такой, что большинство постников не выполняют его по своей немощи. Исходя из чувства снисхождения и человеколюбия, в Церкви сложилась практика облегчения тяжести Великого Поста. Но в том, что устав остается неизменным есть большой смысл: нам указывается путь совершенства, по которому шли святые отцы. И кто хочет и может следовать уставу, пусть так постится. Немощные же в сокрушении и самоукорении могут выбрать умеренное воздержание, больше обращая внимания на духовный смысл поста.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх