Почему в Оптину Пустынь едут паломники со всей России

Свято-Введенская Оптина Пустынь - благодатное место, куда каждый день стекаются сотни паломников со всех концов необъятной русской земли. Раньше богомольцы, собираясь в обитель, говорили: «Еду в Оптину – за опытом!». Это означает, что люди, устав от бесконечных забот и измучившись от проблем, приезжают сюда за советом к опытным духовникам в надежде изменить свою жизнь и обрести душевный покой. Пребывая здесь, приобщаясь к присутствующей в обители благодати, паломники наполняются духовной радостью, и это чувство заставляет их постоянно сюда возвращаться. Рядом с Пустынью выстроилась даже целая деревня, где живут прихожане, не мыслящие своей жизни без обители: это, как правило, те, кто получил здесь чудесное исцеление или пришел к вере благодаря молитвам старцев.

Известный прозаик прошлого столетия Виктор Васильевич Афанасьев, принявший в 90-е годы постриг в обители, вдохновенно писал о ней: «В нашем мире, где стенает и мучится вся тварь, есть уголки, сохраненные Господом, будто осколки земного рая — как прообраз, живая икона Царствия Небесного. Милость Божия простирается над этим местом неизреченной духовной глубины и святости… Оптина Пустынь, без преувеличения, — наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми пред Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси».

Кратко об обители

Пустынь расположена в нескольких километрах от Козельска на берегу реки Жиздра. По преданию, название обитель получила от имени промышлявшего в этих краях разбойника Опты, который со временем раскаялся и принял монашеский постриг с именем Макария. На рубеже XV – XVI столетий обитель так и называли – Макарьевской.

Слово «пустынь» в старину означало уединенное поселение.

Впервые Пустынь упоминается письменно при Борисе Годунове. Тогда это были лишь небольшие деревянные постройки. Первую каменную церковь здесь начали строить почти через сто лет, в 1689 году.

Во время Северной войны монастырские дела пришли в упадок, строительство Петербурга также требовало значительных расходов. Из-за непомерных налогов братии в монастыре почти не осталось. Лишь в конце XVIII века после посещения обители митрополитом Московским и Калужским Платоном ситуация в корне изменилась. А после того, как в 1821 году здесь был основан скит, в котором селились духовно опытные старцы, Оптина Пустынь стала духовным центром Православной России.

Территория обители и сейчас поделена на две части: ту, в которую допускаются паломники, и монашеский скит. Верующие могут посещать храмы, трапезные, гостевые домики и целебные источники. Скит, по древнему уставу, открыт только для монахов.

Монастырский скит всегда окружала древесная роща, которую запрещено было вырубать, потому что «сердце» Пустыни должно быть скрыто от посторонних глаз.

Главная святыня обители – мощи преподобных старцев, подвизавшихся здесь. Великие молитвенники за Россию и ее народ, они при жизни лечили людей одним лишь прикосновением. Помогают святые угодники православным и сегодня.

Существует предание, что фотографии, сделанные космонавтами с космической орбиты, зафиксировали яркое свечение, исходящее с Земли от места расположения Пустыни. Автором этих снимков считают советского летчика-космонавта Виталия Севастьянова (1935-2010 гг.)

После случившейся 18 апреля 1993 года трагедии, унесшей в результате ритуального убийства жизни трех насельников: иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, в монастыре появилось еще одно место поклонения. Верующие рассказывают об исцелениях, полученных по прошениям к новомученикам, неканонизированным официально, но почитаемым в народе. Над местом их погребения установлена памятная часовня.

Знаменита Пустынь и своими источниками. Один из них – источник преподобного Пафнутия, игумена Боровского. Паломники свидетельствуют, что молитвенное обращение к старцу Пафнутию с последующим троекратным погружением в воду облегчает болезни ног.

Старчество

Бесценным сокровищем, дарованным Господом Православной Церкви, является старчество. В обители оно зародилось в 1829 году. С тех пор, по выражению монаха Лазаря (Афанасьева): «на нее обильно изливается благодать Святого Духа и вместе с тем «тихий свет» чистейшего пламени Святой Руси. Здесь все проникнуто благодатным врачующим светом». Многие люди обращаются сейчас с молитвами к святым Оптринским старцам.

Сущность старчества в том, что из монахов обители избирают одного, наиболее опытного в духовной жизни, который становится наставником братии и приезжающих сюда мирян. Старцу бывает открыта Воля Божия о каждом приходящем. Попасть к нему может всякий, но подвижник может отказать кому-то из посетителей. Если же старец дает совет, пусть даже иносказательный, верующие смиренно должны выполнить его, полагаясь на Божий Промысел о них через Своего угодника.

Всего старцев было четырнадцать. Каждого из них Господь наделил сокровенным даром: старец Нектарий был прозорливцем, старец Лев – искусным врачевателем, преподобный Иосиф несколько раз удостаивался явления Пресвятой Богородицы.

Во всем мире известен старец Амвросий, прославленный Федором Достоевским в бессмертном романе. На стене его келии братия разместила фотографии приезжавших к старцу знаменитостей. Здесь были Толстой, Соловьев, Погодин, благотворитель Перлов. 21 мая 1887 года старца посетил Великий князь Константин Константинович Романов, царственный поэт-лирик. О всех Оптинских старцах можно прочитать подробно на сайте https://pravoslavie.wiki/.

27 мая 1914 года в обитель приезжала Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Журнал «Русский паломник», сообщая о высочайшем визите, писал: «Чудный и славный уголок России, куда стекается множество богомольцев, всякого рода скорбящих людей, Оптина пустынь пережила радостные дни, принимая в своих стенах дорогого и редкого гостя – Великую княгиню Елисавету Феодоровну, молитвенницу и подвижницу, отдавшую жизнь свою Христу и ближним. Много было богомольцев, приехавших из разных мест России, многие пришли из города Козельска и соседних деревень, услышав о приезде Великой княгини».

Последним настоятелем Пустыни, испытавшим всю скорбь разорения обители, был архимандрит Исаакий II. Тяжелый крест достался этому подвижнику. После четырехкратного заключения, 8 января 1938 года он был расстрелян и захоронен в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Сейчас наставником монашествующих является схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и Всея Руси.

Богомольцы всегда с благоговением отзывались о пребывании в этом месте. Одна мирянка высказывалась: «Тому, кто узнал эту чудную жизнь в Оптине, все в сравнении с ней кажется безобразным». А архимандрит Дамаскин (Росов) утверждал: «Если кто желает витать между небом и землей, тот должен жить в Оптиной!»

Дата публикации: 01.03.2021

Все новости раздела






Другие новости раздела

Особенности и плюсы ламината 33 класса
Ламинат – популярное напольное покрытие. Оно бывает разных классов, причем от этого напрямую зависят характеристики и качество....
Каким должен быть хороший картон
Современные технологии не стоят на месте и позволили отделывать картон декоративными элементами, окрашивать, наносить яркие плёнки...
Мебель для дома
Поиск мебели зачастую занимает огромное количество времени: требуется подбирать её по стилю, стоимости, цветовой гамме и ещё очень большому количеству критериев. ...