Образовательная деятельность
Церковь, дети, родители, воскресная школа...
«Великая Победа: наследие и наследники». Размышление над значением победы над фашизмом, 75-летие которой мы будем праздновать в следующем году, приводит к мысли о главной победе, одержанной в истории – Победе Господа нашего Иисуса Христа над грехом и смертью. Победа в Великой Отечественной войне принесла возможность мирной жизни на Европейском континенте, наследниками которой являемся мы с вами. Победа, дарованная Христом, открыла возможность каждому верующему во Христа человеку наследовать Жизнь Вечную.
Победа в войне была достигнута всенародным подвигом жертвенности и самоотдачи вплоть до положения жизни, победа Христа – ценой Его святой Крови.
И как сейчас нередко проводится ревизия истории, подвергается сомнению факт и значение победы нашего народа во Второй мировой войне, так никогда не прекращались и не будут прекращаться попытки обесценить факт и значение Победы Господа – Его Воскресение.
И как нам важно свидетельствовать историческую истину о Великой Победе нашего народа, так тем более нам, верующим во Христа, важно свидетельствовать миру, обществу, нашим детям, ближним и дальним о величайшей Победе Христовой.
Вопрос, как же это делать?
Рабочая группа Синодального отдела религиозного образования и катехизации, которую я возглавляю, с 2015 года глубоко занимается темой развития системы приходского попечения о детях, а также в целом темой, которую можно обозначить так; «Наша Церковь и наши дети». Я хочу поделиться с вами тем, какие проблемы и возможности мы сегодня видим в связи с этим.
Церковь – это место веры. Место, где человек призван научиться доверять Богу, приобрести решимость быть верным Ему и утвердиться в уверенности в Нем. Это место, где человек обретает для себя новую семью – общину христиан, с которыми он становится единым во главе со Христом. Здесь формируется особая - святая среда, среда любви, в которой передается детям и взрослым опыт веры Церкви, т. е. опыт жизни в соответствии с Евангелием Господа Нашего Иисуса Христа.
Отсюда мы стараемся услышать и голос учителя, и голос ученика, и его родителей.
Что мы слышим от учителей? Мы знаем, что на вас лежит огромный груз ответственности: вы призваны не только передать своим подопечным нужные знания по тем или иным предметам, но и привить творческий интерес к самому процессу познания мира, помочь созиданию цельного, нравственного и духовно сильного человека. Мы знаем, что в этом благословленном служении есть много радостей – взаимного открытия, творческих находок, побед учеников над самими собой, радости сотворчества, - в целом, живой жизни с нашими детьми. И я думаю, что те, кто собрался сегодня в этом зале, знают об этом даже лучше меня.
Но при этом вам приходится бороться с целым океаном несовершенств сложившейся системы образования, назову только некоторые: бумажная волокита, мониторинги, анкеты, таблицы, показатели, аттестации, высочайшие нагрузки, тематическая гонка по программам, нехватка часов, дамоклов меч тестирований, давление «новых» открытий – финской, сингапурской (какой дальше?) системы образования....
За всем этим у нас не остается, как ни странно, времени... на наших учеников, на их личные нужды, на их поддержку, на теплые задушевные беседы, на размышление «за жизнь», на то, чем он увлекается и о чем мечтает, на то, чтобы просто поделиться, что удивительного, счастливого или, напротив, несчастного случилось.
Из всего этого мы можем сделать горький вывод: современная школа, учеба в целом оторвана от реальной жизни реального ребенка и его реальных проблем. Причем должен сказать, что эта проблема, к великому несчастью, является общей для общеобразовательной школы и для приходской. Но об этом чуть позже.
Проблемы, которые мы сегодня можем наблюдать в школах и на приходах, остро встают в тот момент, когда дети входят в подростковый возраст. Подростки – это дети, переживающие переход к взрослому этапу своей жизни.
Примечание. Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки – лица в возрасте от 10 до 19 лет. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) использует следующие термины:
• «подростки» – лица в возрасте 10–19 лет (ранний подростковый возраст – 10–14 лет; поздний подростковый возраст – 15–19 лет);
• «молодежь» – лица в возрасте 15–24 лет;
• «молодые люди» – лица в возрасте 10–24 лет.
Что мы знаем о современных подростках? За последние полтора года мы провели несколько десятков встреч и учебных семинаров в регионах, в ходе которых оказалось, что у педагогов и духовенства достаточно размытое и обрывочное представление об образе современного подростка. Чтобы помочь в этом, мы в результате экспертной работы смогли описать его комплексный портрет.
Мир, в котором мы живем сейчас, совершенно не похож на мир даже последнего десятилетия прошлого века (80-е, 90-е). Мы живем в мире активного внедрения цифровых технологий практически во все сферы жизни; в мире, где роботы заменяют человека; мире, где человек заявляет о себе, строит свой имидж в социальных сетях; где лента FB, Instagrama формирует его сознание; где от колоссальных информационных потоков невозможно укрыться даже в своем доме, даже ночью, лежа в кровати – ведь мы ложимся и встаем вместе с нашим гаджетом. Мы сами сильно изменились за последние два десятилетия и, конечно, изменились наши дети. То, о чем я буду говорить дальше, не является обвинением или навешиванием ярлыков; это название типичных явлений, часть которых стали общими трендамикак для подростков, так и для взрослых.
- Поколение 2000-х, 2010-х рождается и живет в напряженном информационном поле. Поэтому мы часто встречаем детей уставших, скучающих, равнодушных. Детей! которым скучно! жить. Возможно, так работают защитные механизмы психики, охраняющие душу каждого ребенка.
- Эмоционально подростки часто погружены тревожные состояния, а не редко и депрессивные.
- Отсутствие интереса к познанию. Гораздо проще и быстрее направить поисковый запрос в «Гугл» или «Яндекс», сказав «Hi, Siri» или «Привет, Алиса», чем запоминать, потом - вспоминать что-то или спрашивать о чем-то другого человека. Это формирует особое отношение к информации – чаще всего потребительское, незаинтересованное, поверхностное.
- Снижение критичности мышления. (А потому ими могут быть легко «проглочены» деструктивные идеи (от .. до..)
- Подростки привыкли к многозадачности, что влечет за собой рассеянность, неконцентрированную деятельность, сложности с удержанием внимания.
- Эмоциональная невосприимчивость – отсутствие привязанностей.
- У многих есть проблемы в общении со сверстниками; многие не могут оставаться наедине с самими с собой. В целом мы можем говорить об изменениях в социальных связях, продиктованных развитием новых способов коммуникации.
Сегодня наблюдается несравнимый всплеск подростковой криминализации (старшеклассники понуждают драться 5-6 классы и делают ставки; снимают издевательства над одним из школьников на камеру и выкладывают в сеть, кидаются с оружием друг на друга). Сегодня очень широко обсуждается тема школьного буллинга. Посмотрите на эти страшные цифры. (См. Приложение 1 (таблица).
- Подмена реальных отношений – виртуальными.
- Подростки пребывают в постоянном поиске ярких, приятных впечатлений, в потреблении того, что им предлагает общество.
- Отсутствие авторитетов – по крайней мере, тех, что в сознании взрослых демонстрируют образцы конструктивного поведения.
- Много физически больных детей, с расстройствами или нарушениями психического развития.
Особенным является и отношение подростков к тексту. То, что подростки практически не читают длинные тексты (многобукф) и не пишут их (друг с другом они общаются в формате обмена голосовыми сообщениями), не новость. Но вот то, что для их мироощущения и образа мыслей недостаточно просто знать текст, тоже верно, наши подростки прагматичны.
Одна мама ребенка-дислексика так размышляет о своей жизни вместе с ним: «Ему не нужна письменность от слова вообще. Он на слух запоминает больше и быстрее, чем я, читая и записывая... В моем детстве было только так: реальность и книги. И я, и мои сестры, подруги читали запоем, в книгах был мир, отличный от серой обыденности. А сейчас мир вокруг ребенка настолько многогранен, зачем ему книги? А раз нет потребности, нет и стимула освоить процесс... Поколение, которое любило ПОТРОГАТЬ КНИГУ, неторопливо с чаем и пледом почитать что-либо нравоучительное или философское, - время его заканчивается. Сейчас - время для поколения, которое любит ПОТРОГАТЬ ЖИЗНЬ во всех ее проявлениях, очень практичное и очень торопится жить».
Теперь, когда мы очертили портрет людей нового поколения общими штрихами, зададим себе вопрос: достаточно ли нам просто познакомить их с текстом Евангелия? А затем задать им несколько вопросов, «закрепляя материал»?
Ведь главное в религиозном воспитании – не знакомство с фабулой текста, а способность поступать в кризисных ситуациях в соответствии с Евангелием, что и является главным критерием настоящей жизни христианина. Это значит, что Евангелие должно стать актуальным лично для каждого человека. И мы должны им в этом помочь.
Дети, как никто другой, знают или интуитивно чувствуют, что вера – это не слова, записанные в учебнике, а реальный образ жизни в Боге. Поэтому наставление в вере – это передача образа жизни в Боге, в доверии и верности Ему. Еще раз: это не про уроки с хорошими примерами из Библии. Это про уроки, которые извлекают дети, когда взаимодействуют с нами.
И тут я хотел бы сказать о уже ставшей повальной проблеме наставления в вере наших детей, но, кстати, и катехизации взрослых. Она звучит так: мы привыкли давать ответы на не заданные нам вопросы. Мы рассказываем детям о Вселенских соборах, о евангельских притчах, истории церковных праздников и правилах церковнославянского языка – тогда, когда они не готовы об этом слушать, когда их внимание поглощено другими задачами.
В Евангелии рассказывается, что, желая сказать нечто важное, Господь начинает речь так: «Симон, имею нечто сказать тебе» (Лк. 7:40). Тем самым Он спрашивает: у меня важный разговор, ты готов к нему? И только получив ответ: «Говори, учитель», – начинает говорить. Спрашиваем ли мы наших детей: я хочу сказать тебе нечто важное, ты сейчас готов к этому, или мы перенесем разговор на другое время? Почти никогда.
В Церковь, в разговор о Боге мы переносим из обычной школы сломанную неестественную связь вопроса - ответа: спрашивают не тогда, когда не знают и интересно узнать (как бывает в нормальной жизни), а когда точно знают верный ответ (учитель) и хотят проверить, знает ли его другой (ученик). Мы отвечаем на не поставленные детьми вопросы, а потом сами спрашиваем, чтобы проверить их память и соображение. И это огромная ошибка.
Но в общеобразовательной школе такая модель взаимодействия привычна и естественна: она учит внешнему знанию, которое не касается сердца ребенка, его «сокровенного человека». Действительно, о свойствах трапеции или спряжениях глагола можно говорить и без предварительных вопросов, потому как это вещи второстепенные по отношению к душе человека. В конце концов обучение второстепенным вещам можно построить на простом надо: надо чистить зубы, надо учить правила орфографии (сдать контрольную работу, государственный экзамен, поступить в университет и т. д.).
Внутренние заботы ребенка и синтаксические конструкции простого предложения, жизнь амебы или расчеты по химическим уравнениям – не связанные друг с другом вещи, параллельные друг другу. Это чужое знание, навязанное взрослыми. Все лично значимые вещи дети узнают не на школьных уроках – и так было всегда.
Одна из мам школьников пишет в своем блоге: «Я чувствую гнев на систему, которая создала такие условия, где дети не определяются со своим смыслом, а заглатывают чужой, и становятся марионетками. А потом, становясь взрослыми, и сами начинают убеждать своих детей, что страдать в школе и мучиться — это нормально и даже правильно». И если в обычной школе такой подход к вещам в целом традиционен, то такой безличный подход к детям на приходе духовно опасен для ребенка.
Иногда кажется, что мы намеренно делаем все, чтобы наши дети имели голову большую, как глобус, а сердце - маленькое, как грецкий орех.
Нужно понимать, что есть некая разница между «получить знание» и «получить информацию» (загрузить в какой-то отдел памяти блок информации). В чем разница между смыслом глагола «знать» в библейском контексте («мужа своего не знаю») и в контексте современной науки? Какое «знание» мы хотим передавать нашим детям? И в каком знании нуждаются наши дети? Знать что-то или кого-то – это быть с ним в единстве, соединиться с ним на глубине.
Есть знание о Боге и знание Бога; есть знание о Церкви и знание Церкви. Не может ли поверхностное, «систематическое», но неличное, непрожитое знание о Боге уводить от живого Бога? Не становится ли внешнее знание о Боге идолом, то есть тем, что закрывает Бога, мешает к Нему прорваться? Что происходит с ребенком, когда он «изучает» православное богослужение на уроках в воскресной школе, но при этом гуляет во время самого богослужения рядом с храмом, потому что ему на службе скучно?
Мы видим, что дети сегодня не нуждаются в нас как в информаторах, простых трансляторах информации (Зато для педагога усиливаются особые роли: он и собеседник, и воспитатель, и друг, и носитель / транслятор культуры, и духовный наставник, - Прим. автора). Во-первых, потому что они знают более короткие и не такие эмоционально затратные пути добычи информации. А вот-вторых, потому что им просто не нужны теоретические знания, оторванные от их реальных потребностей, неприятностей, увлечений и интересов, радостей и успехов. Они примут только те знания и умения, которые необходимы им сейчас для их внутреннего развития.
Поэтому встречи с детьми на приходе должны быть не подготовкой к жизни взрослых, а самой по себе жизнью детей, их религиозным опытом и личным переживанием, должны стать совместным со-бытием ребенка и взрослого.
Наши исследования показывают: дети остро нуждаются в том, чтобы наш опыт веры, церковный и жизненный опыт, помог им понять самих себя, решить конфликты в семье и с друзьями; помог понять, зачем он вообще живет, как воскресение Христово связано с его конкретной жизнью и чего ожидает от него Господь.
Все вышесказанное влияет на целеполагание всей нашей миссии и катехизации. 27 января 2019 года Святейший Патриарх Кирилл в своей речи сказал так: «Образование есть способ и средство передачи смыслов, идей, в том числе духовных смыслов и непоколебимых идей, которые Самим Богом заложены в Священное Писание и которые возвещают миру голос Церкви». Итак, главная наша педагогическая задача – как в отношении детей, так и взрослых, - это передача ценностных смыслов.
Какие смыслы хотят получить от нас наши дети? Какие вопросы подростки ставят перед собой и перед нами?
У нас есть результаты исследования о том, какие вопросы детей подросткового возраста на самом деле их волнуют. В рамках работы над курсом ОПК для 8–9 классов мы выявили 6 блоков проблемных вопросов, остро стоящих перед подростками: «Я и Мир», «Я и Семья», «Я и Коллектив», «Кто Я», мировоззренческие проблемы. Отдельно стоит блок религиозных вопросов детей верующих родителей или детей, имеющих опыт церковного детства.
Что это за проблемы? Они указаны в Приложении 2.
Большая радость, когда наши дети, вошедшие в сумрачный подростковый возраст, задерживаются в наших семьях, на наших приходах, чтобы задать свои мучительные вопросы о добре и зле, чести и бесчестии, истинном счастье и любви, о смысле жизни. И здесь нам нужно со всей серьезностью и откровенностью поставить новый вопрос: «Кто и как отвечает детям на эти вопросы? Как мы это делаем? Справляемся ли мы с этой задачей? Как нам полноценно и неискаженно передать им главные смыслы?».
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться с понятием «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи» и с тем содержанием, которое мы в него вкладываем. В общем-то, привычная, даже набившая оскомину сегодня красивая формулировка, проблема которой заключается в том, что каждый человек, будучи носителем атеистических или религиозных взглядов, патриотических или космополитских, нацистских или гуманных, пацифистских или милитаристских, вложит свою смысловую ценностную нагрузку и будет воспитывать детей, исходя из ее позиции. И, действительно, нередко за этой ширмой, за этим симулякром скрываются совсем нежелательные, вредные идеи.
Чтобы понять, что значит воспитание, которое в глазах христианина является и в высшей степени духовным, и нравственным, обратимся к христианской антропологии, легшей в основу православной педагогики. Православная педагогика признает неповторимость каждого человека, в котором запечатлен Первообраз – Бог, и неисповедимость путей Господних в замысле об этом человеке. Но это вовсе не значит, что ей неизвестны окончательные цели воспитания.
Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют инструментальное значение по отношению к основной – духовной. Все в человеке соотнесено с духовным началом. При этом под правильной духовной жизнью нужно понимать такой образ жизни человека, когда дух, занимая господствующее положение в отношении души и тела, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и богопознания. «Исповедуя иерархический, а не гармонический подход к воспитанию, православная педагогика полагает, что человеку надлежит не «развиться» и «реализоваться», а спастись» (Цитата: Т. В. Склярова).
«Только в такой постановке воспитание обретает свой смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле» (Цитата: прот. Евгений Шестун). Прот. Василий Зеньковский пишет: «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (Зеньковский В. В. Педагогика. – Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002. – С. 51).
Одним из базовых принципов существования такой среды является актуализация Евангелия детям. Мы должны донести Евангельское послание без изменения его содержания на языке, доступном детям с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров из современности, помогающим понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад.
Когда мы говорим об актуализации Евангелия в жизни человека, мы подразумеваем не озвучивание ряда историй или даже наставлений из Евангелия, применимых в жизни. Актуализацией Евангелия, Благой вестью о Воскресшем должен стать наш образ жизни по Евангелию, который дети, пока маленькие, воспринимают от нас как образец для поведения. А становясь старше, видят в нем критерий истинности или ложности нашей веры.
Вызов, стоящий сегодня перед нами, требует от нас не только перестройки всей системы приходского попечения, приходской заботы о детях, но и, в целом, глубокого переосмысления подходов к евангельскому свидетельству детям внутри и вне храмовых стен. Речь здесь не про технологии и методики.
Это напоминание себе о том, что Евангелие должно быть актуальным для нас самих. Ведь свидетельствовать можно лишь о том, что познал ты лично.
И здесь всплывает еще одна проблема современного общества, где люди привыкли потреблять то, что им предлагается и взаимовыгодно пользоваться услугами друг друга, - это руководство личной потребностью, но не ценностями. А именно ценности являются высшим регулятором и мерилом качества наших отношений. Невозможно поделиться с другим ценностями, которыми ты сам не живешь.
Мы призваны к тому, чтобы своей жизнью свидетельствовать о любви Божией и воспитывать наших детей в нашей Церкви в вере и любви. Мы должны понимать, что если христианское воспитание детей - это ограниченный по времени педагогический процесс содействия вхождению человека в Церковь, имеющего конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви; то церковная жизнь в целом является постоянным процессом приобщения к спасению и святости Христовой (Мф. 5:48; 1 Пет. 1: 15-16), обретения Царствия Божия (Лк. 17:21). И мы тоже, как и наши дети, перед лицом Господа – абсолютно равноценные души, находимся на этом непрекращающемся пути возрастания к Господу.
Твердо помня о том, какая высочайшая ответственность лежит на христианском педагоге, мы должны периодически задавать самим себе вопрос: «Кто есть для меня Иисус Христос? Горит ли во мне этот благодатный огонь веры, способный зажечь чужие сердца?». Задавать вопрос и честно отвечать на него, и находить силы, чтобы просить об этом даре Духа Истины, Утешителя, Подателя всякого благого дара, как заповедовал нам Христос: «Просите и дано будет вам».
Приложение 1.
Приложение 2. Проблемные вопросы подростков
Блок «Мировоззренческие проблемы»
- Зачем я живу? Зачем что-либо делать?
- Есть ли смысл жизни?
- Есть ли Бог? Зачем Он нужен?
- Проблема смерти. Что такое смерть для человека? Что нас ждет после смерти и ждет ли что-то? Как пережить смерть близкого человека (существа)?
- Проблема добра и зла. Почему в мире так много зла? Почему смысл жизни — это добро, ведь в нашем мире добро не ценится, им только пользуются?
- Проблема свободы. Проблема страха одиночества. Страх потери свободы и независимости.
- Поиск источника системы ценностей и норм. Может ли быть несколько истин? Что значит истинная свобода? Стоит ли стремиться стать свободным?
Блок «Религиозные проблемы»
- Как уверовать в Бога? Что для меня означает вообще путь веры?
- Что такое религия? Зачем нужна Церковь?
- Выбор веры. Один ли Бог во всех религиях? Является ли христианство истинной религией? Почему Православие?
Проблемы детей верующих родителей или детей, имеющих опыт церковного детства:
- Проблема разорванности образа жизни в школе и в храме. Умение остаться христианином в нехристианских коллективе. Как вести себя в коллективе сверстников, поведение которых противоречит христианскому (сквернословие, курение и т.д.)? Как объяснить друзьям свое поведение, не став изгоем в группе?
- Проблема позиции ребенка-христианина в детском коллективе. Проблема стигматизации подростков-христиан в коллективе. Как не стать изгоем? Как поступать, если издеваются и обижают, быть «смиренным» или дать отпор? Может ли христианин быть сильным, авторитетным в коллективе сверстников?
- Помощь во внутренней религиозной самоидентификации. Почему я христианин? Как рассказать о своей вере?
- Проблема роста от модели внешнего религиозного поведения к глубокой внутренней религиозной жизни (жизни во Христе и со Христом). Иисус Христос — кто Он для меня? Куда я иду и с Кем я иду? Что такое для меня литургия и зачем она?
- Проблема осознанной личной молитвы к Богу. Хочу молиться и хочу, чтобы Бог слышал меня и отвечал мне. Почему я не слышу его ответа? Как Ему молиться?
- Помощь в сознательном переосмыслении хорошо известных евангельских истин. Почему ты должен прощать обиду? Почему ты должен не осуждать, когда все очевидно?
- Проблема аскетики в жизни подростка. Борьба со своими слабостями. Аспект проблемы - попытка родителей решить вопрос антицерковного бунта с помощью методов аскетики как жесткой внешней структуры.
Блок «Кто Я»
- Проблема принятия себя (образа собственного тела, своего характера, чувств, мыслей, поступков). Целостное восприятие собственной личности. Что такое мое Я? Кто Я? В чем моя уникальность? В чем моя слабость, как с ней справиться? Как полюбить себя?
- Формирование самооценки и идентичности посредством межличностного общения, поиска близких друзей и близкого социального взрослого. Как найти «кумира» и не ошибиться?
- Самопрезентация в реальной и виртуальной жизни. Виртуальная реальность как замена реальной жизни. Идентичность «Я-реальное» и «Я-виртуальное». Реальное и виртуальное общение. Как не потерять границы?
Блок «Я и Коллектив»
- Дружба в подростковом возрасте – как избежать предательства, конфликтов? Как найти верного, внимательного друга и как им стать? Как дружить в реальной и виртуальной жизни? Профилактика суицидов, агрессивного поведения, деструктивных ситуаций.
- Потребность в принадлежности к группе – как найти сообщество по интересам и не попасть под влияние? Как защититься от вовлечения в деструктивные отношения и организации?
- Способы совладания с негативными эмоциями и переживаниями. Как конструктивно противостоять несправедливой критике сверстников?
- Обеспечение личной и общественной безопасности (в том числе безопасное поведение в Интернете). Поведение в экстремальных ситуациях. Противодействие манипулятивному воздействию, агрессии и буллингу. Содействие развитию форм взаимной помощи, поддержки лицам, нуждающимся в помощи и находящимся в трудных жизненных обстоятельствах в подростковых группах.
Блок «Я и Семья»
- Проявление взрослости и стремление к автономии от родителей. Как перестроить отношения с семьей? Как найти социально одобряемые способы проявления собственной взрослости? Как понять и принять своих родителей?
- Полоролевая идентичность. Настоящий мужчина. Настоящая женственность. Проявление интереса к противоположному полу, выстраивание отношений.
- Настоящая любовь. Существует ли она в реальной жизни? Чем любовь не является и чем является на самом деле? В чем отличие любви от влюбленности?
- Психология семьи. Главная цель семейной жизни. Основные функции семьи. Роль каждого члена семьи (муж, жена, дети). Семья как целостное единство. Можно ли вступить в брак по любви? Можно ли вступить в брак по любви? Бывают ли счастливые семьи и какие они?
Блок «Я и Мир»
- Понятие социальной ответственности. Как соотнести общественное благо и достижение личного успеха? Как соотносятся материальное благополучие и душевное?
- Профориентация. Как найти профессию для себя и себя в профессии? Нужно ли любить свою работу? Хорошая работа – это способ высокого заработка или творческой самореализации (служения людям)?
- Стрессовые ситуации в учебном процессе. Что делать, когда не можешь справиться в ситуации экзамена? Как пережить контрольную работу по проблемной школьной дисциплине? Как пережить невысокую оценку и как рассказать об этом родителям?
- Здоровье как одна из жизненных ценностей. Игровая, алкогольная, наркотическая зависимости.
- Патриотизм и национальный вопрос. Проблема национализма подростков как способа обретения ими смысла жизни.
+ Иеромонах Геннадий (Войтишко),
заведующий сектором приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Читать все