Обсуждение в епархии

29.10.2013

Лучегорск. Предложения и вопросы по итогам обсуждения проектов документов Межсоборного присутствия

Продолжается всестороннее обсуждение новых проектов документов Межсоборного присутствия: «О подготовке ко Святому Причащению», «О христианском погребении усопших», «Упорядочение практики совершения браков (в частности повторных)», «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма». Обсуждение уже проходит на приходском уровне и готовится на уровне епархиальном – на епархиальном собрании Владивостокской епархии.

20 октября 2013 года после Божественной литургии состоялось приходское собрание храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» посёлка Лучегорск Приморского края. Главной темой собрания было обсуждение документов Межсоборного присутствия. В дискуссии приняли участие протоиерей Сергий Сенник, иерей Сергий Ющенко, пономари, сёстры православного сестричества во главе со старшей сестрой Леониллой Иконниковой, прихожане храма.

Накануне собрания проекты документов «Межсоборного присутствия» Русской Православной Церкви были размножены и розданы членам прихода, чтобы у всех была возможность ознакомиться с ними и обдумать свои предложения и замечания. Все вопросы вызвали большой интерес, состоялось живое обсуждение предложенных документов.

Отец Сергий рассказал слушателям о новом для многих самом понятии Межсоборного присутствия: «Межсоборное присутствие — это постоянно действующий совещательный орган, созданный для того, чтобы в период между соборами архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне (ученые, публицисты, деятели искусства) обсуждали актуальные вопросы, которые перед Церковью ставит современность. Присутствие не принимает решения, а готовит экспертную оценку или проекты документов Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода. В Межсоборном присутствии участвуют около 150 членов, из которых треть – архиереи, чуть больше трети – духовенство, в том числе монашествующие, и около трети – миряне и монахини».

На собрании все документы были одобрены. В ходе обсуждения члены общины высказали свои замечания и предложения. В частности, отметили, что Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» очень важен для верующих дальневосточных и сибирских окраин, где сохранились старообрядческие общины или проживают потомки староверов.

В рамках обсуждения Проекта документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» верующие Лучегорска предложили в небольших посёлках прежде, чем посылать документы на расторжение брака правящему архиерею, предварительно рассматривать дело настоятелю прихода. Оказалось, что много православных семей в Лучегорском приходе не венчаны. Наиболее частой причиной отказа от венчания является нежелание одного из супругов (чаще мужчин) венчаться в зрелом возрасте. «Однако долг пастырей – напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии,» – говорится в Проекте документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Был поставлен вопрос, ответ на который было бы хорошо получить на уровне всей Церкви: «Как венчать тех, кто уже был в браке (не церковном) и после его расторжения вступил во второй брак и хочет венчаться?»

Проект документа «О христианском погребении усопших» тоже вызвал вопросы. Лучегорский приход считает, что в дальних деревнях, где чаще всего нет ни церкви, ни священника, нужно разрешить приходскому иерею в своём храме проводить заочное отпевание спустя длительное время после похорон, но с обязательным присутствием родственников на панихиде. Не все и не всегда могут привезти тело усопшего из дальнего села в церковь на отпевание непосредственно перед похоронами – плохие дороги, погода, а иногда и неподъёмные расходы для семьи покойного.

Также был поднят вопрос, требующий церковного осмысления: отпевать ли погибших в автомобильных авариях в состоянии алкогольного опьянения как погибших в результате несчастного случая (то есть не по собственной вине), или же считать это суицидом, хотя и совершённым по глупости и недомыслию вследствие вождения автомобиля в состоянии алкогольного опьянения?

В рамках обсуждения Проекта документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» было предложено на уровне митрополий, а также при монастырях создать центры трезвости, где профилактическую работу с алкоголезависимыми людьми будут вести врачи-специалисты совместно со священниками и монахами, а на приходах создать братства трезвости, которые своим примером, молитвой, постом и трудом могут помочь зависимым освободиться от недуга и стать полноценными членами нашего общества. Лучегорцы отметили, что усилиями только Церкви без взаимодействия и поддержки государственных структур эту проблему не решить.

Каждый православный христианин может принять участие в обсуждении проектов документов Межсоборного присутствия и может присылать свои пожелания в адрес комиссии Межсоборного присутствия. Все отзывы и пожелания будут учитываться при подготовке проектов документов для окончательного утверждения Архиерейским Собором.

Ознакомиться с проектами документов, а так же поучаствовать в обсуждении можно на:

http://www.msobor.ru/

http://www.bogoslov.ru/prisutstvie/

http://mpr.livejournal.com/

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru