Русский - остров православный
Освоение берегов залива Петра Великого Россией, начиная с 1860 года, явилось первым и необходимым условием появления на этих землях православия.
Установив границы, закрепив их международными договорами, Русь Православная встала в Южно-Уссурийском крае у берегов Великого Океана. Однако только с освоением конкретных территорий, их заселением русским человеком, можно установить хронологию христолюбивых деяний его, вести речь о летописи Православия. Примером тому может служить Русский остров.
Будучи самым северным в архипелаге Императрицы Евгении и ближайшим к Владивостоку, он как бы является его неотъемлемой частью. Географически - это не вызывает ни у кого вопросов. Административно он принадлежит городу с 1880 года, т.е. даты официального объявления Владивостока городом. До той поры пустовавшие, государственные земли с 1888 года были введены в состав земель Сибирского удельного ведомства для размещения колонистов из Финляндии (финнов и шведов) и Гамбурга (немцев). К маю 1873 года в связи с упразднением дел фактории остров был передан морскому ведомству. Но до заселения дело не дошло. И в том, и в другом случае остров интересовал своих владельцев только как природная кладовая: лес, камень, рыбный промысел... Основу же его населения составляли немногочисленные тазы и манзы, да 12 человек русско-подданных из числа бывших ссыльнокаторжных и крестьян.
Первые постоянные православные жители острова появляются только в 1881 году с высадкой на Ларионовском перешейке на месте нынешнего канала артиллеристов для обустройства береговой батареи. Вместе с русским солдатом на остров пришла икона. Факт несомненный, так как в артиллерии существовали строгие ограничения для службы инородцев, иудеев и мусульман. Именно артиллеристами были поставлены первые знаки православия на острове - киотные столбы. Киотный столб - это место для иконы, выполненное на специально приготовленном бетонном столбе. На Ларионовском полуострове (ныне остров Елены) их сохранилось два и на мысе Поспелова один.
Выявлено более двух десятков памятников православия на Русском. Но это лишь первые итоги многомесячной кропотливой работы с архивными документами, публицистическими материалами, которой руководит пресс-секретарь ОИАК Н.Г.Мизь. Но и известные, и пока неизвестные страницы Православия Русского острова объединены родной связующей нитью - они писались русским воинством.
Стремление вернуть память об утраченных на Русском острове храмах не случайно. Как не случайно и то, что большая часть материала: новые находки и документальные подтверждения почти забытых событий приходятся именно на год столетия Владивостокско-Приморской епархии! Так, более двух десятков лет идет сбор и накопление материалов по истории создания и развития Владивостокской крепости - одной из сильнейших морских крепостей мира. В городе сотни историков, краеведов и энтузиастов-любителей заняты этой работой. Уже создан и функционирует народный музей "Владивостокская крепость". Готовится к изданию книга по ее истории, материал для которой собирают непревзойденные знатоки этой темы. Ценность этого труда такова, что смею утверждать - аналогов ему нет. Но следует все-таки заметить, что в ней упущен значительный пласт истории крепости, а значит, - и города. Это тема православия, неисчерпаемая по своему богатству. Вот почему Общество Изучения Амурского Края обратилось к ней. Ее нельзя забывать, ее нельзя умолчать или обойти - мы не имеем права на это.
И материал, что называется, пошел сам. Мы не предполагали, как тесна взаимосвязь нашего христолюбивого воинства с царствующими особами, с домом Романовых. Так, 33-му полку была преподнесена небольшая икона (5х6 вершков) с надписью на серебряной дощечке: "Благословение Их Императорских Величеств государя Императора Николая Александровича и Супруги Его Императрицы Александры Федоровны №№-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку. Март 1904 года". 36-ой полк, тот, что провел единственную за всю японскую войну наступательную операцию, в нескольких сражениях, до прибытия на фронт полкового знамени, шел в атаки с иконой Св.Великомученика Георгия Победоносца - даром Государя Императора Николая Александровича.
О.СТРАТИЕВСКИЙ, Общество Изучения Амурского Края.