Убиенные храмы
Храмы Приморья… Сколько их было? Да разве можно перечесть все храмы родной земли, которые стали школой Богопознания, благочестия и спасения для целых поколений приморцев.
Храм имел необычайно важное значение в жизни наших благоверных предков, которые понимали, что это есть величайшая святыня, преддверия рая, земное небо, место, где человек восстанавливает свой Божественный образ, искаженный грехом. Вся жизнь боголюбивых русских людей была неразрывно связана с храмом. Благоверные русские люди приходили в храм с молитвенными прошениями о телесных и духовных нуждах и по вере своей получали просимое. Молясь в храме, они знали, что с ними вместе незримо молятся Вседержители и Пресвятая Богородица и все Ангельские чины, и пророки, и апостолы, и святители, и праведники, и мученики, и преподобные. И через святые таинства и обряды, молитвы и духовные песнопения они духовно возрождались, проникаясь необходимостью жить по заповедям Божиим, и унося из храма чистую совесть и бодрость в борьбе со скорбями и лишениями, любовь к людям и сострадание к чужой беде. Сколько человеческих душ стало причастниками жизни Небесной через храм!
Именно с храмом всегда связана история любого уголка России. Всюду, где бы русский человек не появился, он начинал строить храм. Так было и у нас в Приморье. Вот как писали о первопоселенцах "Владивостокские Епархиальные ведомости":
"Конечно, здесь они встречают своеобразные условия жизни, часто отрицательным образом влияющие на их религиозно-нравственный мир, каковы разбросанность населения на громадном расстоянии, удаленность от существующих храмов, неустроенность на новых местах и материальная необеспеченность, не позволяющая сразу обзаводиться храмами, вследствие чего новоселам не один год приходится жить без храмов, вдали от них и их влияния. Но надо отдать справедливость новоселам, любовь к храму в них сильна, привыкание на родине к постоянным церковным службам в своих селах поселенцы на первых же порах своего житья здесь тоскуют о храме, и самого же основания начинают думать о скорейшем устройстве своего храма и не только думать, но и проводить благочестивые намерения в исполнение, собирая для этого свои небогатые гроши. Почти все храмы в селениях были выстроены по инициативе и сильному желанию самих крестьян, хотя и не на их исключительно средства, за что их нельзя винить".
На помощь приходили церковно-школьный комитет (до 1899 года), Святейший Правительствующий Синод, Фонд имени Императора Александра III (был специально создан для помощи в окормлении духовном сибирской дальневосточной паствы), Миссионерский комитет, Комитет Сибирской железной дороги и частные благотворители, в числе которых сам Праведный Иоанн Кронштадский и члены Императорской фамилии.
"Голодом духовным томится православный христианин без храма Божия" - писал приморский священник Григорий Ваулин. И если к 1899 г. в крае было 43 храма, к началу 1904 г. - их насчитывалось 78, то к 1917 году в Епархии существовало 170 храмов. Да еще более 100 церковно-приходских школ.
Но пришел октябрь 1917 года… И храмы как люди приняли мученический венец, претерпев гонения только за то, что православные христиане молились в них Господу нашему Иисусу Христу. Всего в Приморье сохранилось 14 храмов, но только с одного из них - Свято-Покровского храма в г. Уссурийске - никогда не снимались кресты. Мы не будем судить тех, кто все это разрушил: снес храмы и осиротил души. Не будем называть их имен, хотя они известны. Пусть судит Господь!
Так помянем же по русскому обычаю убиенные храмы. Вспомним их благоустроителей и благоукрасителей, священников и прихожан, несших на нашу далекую окраину свет Христова учения.
Свято-Никольский собор (г. Уссурийск).
Стоял собор на небольшой возвышенности у пересечения улиц Хабаровской и Корсаковской (Ныне улица Ленина и Тимирязева соответственно). В архитектурном отношении это была несколько видоизмененная копия храма на станции Борки Харьковской железной дороги, воздвигнутого в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. "Владивостокские епархиальные ведомости " писали о нем как о "лучшем, величественнейшем храме не только во Владивостокской епархии, но и во всем Приамурском крае". Он был воистину подлинным украшением города.
Непросто было построить такой величественнейший храм в маленьком уездном городишке. Для его строительства требовалось минимум 200 тыс. рублей, а в наличии было всего лишь 4. Оставалось уповать на помощь Божию, содействие прихожан и неиссякаемую энергию о. Павла Мичурина.
В июне 1884 года начались подготовительные работы, а в октябре была совершена закладка храма. На торжествах присутствовал сам генерал-губернатор Н.И. Духовской. К концу года был сооружен фундамент, а через год - цоколь. Строить приходилось основательно, так как место было болотистое, топкое. На осуществление всех этих работ о. протоирей изыскал еще 15 тысяч пожертвований. Но на этом денежные средства истощились и ситуация становилась критической: те, кто мог пожертвовать на храм, уже внесли свой взнос и больше просить было не у кого. Тогда председатель строительного комитета выпросил у общества … каменоломню в окрестностях города. Вскоре каменоломня стала давать доход. Вот как рассказывал об этом сам о. Павел: "Мир дал мне каменоломню, каковую я стал разрабатывать правильными шахтами, рвал камень порохом, при помощи забойника и штревеля, а потом выписал машину и научился у архитектора Гвоздиевского как камень рвать при помощи динамита и пироксилина". Вместе с каменоломней протоирею о. П. Мичурину удалось выхлопотать 600 кубометров дров и до 4 тыс. лесин. Причем только рубка была за плату, вывозку же взяло на себя общество. К весне 1896 года дрова для обжига были кирпича и лес были готовы. Оставалось притупить к заготовке кирпича, для чего весной этого же года был заключен контракт на поставку кирпича, причем исключительно высшего сорта. Через год заготовка материалов была завершена и была начата кладка. Этот цикл работ продолжался около года. Известь сначала покупали, а потом строительный комитет "вымолил" у мира право на разработку известковых сопок. Таким образом, и известь на постройку собора не приходилось более покупать, и новая статья дохода появилась. Кроме того, поступали и денежные пожертвования, которые вместе с доходом от каменоломни и с кружечным сбором, производимым в храме и городских учреждениях, как раз и составили тот капитал, который позволили через четыре года закончить кирпичную кладку.
Составление сметы и технический надзор по постройке взял на себя инженер-полковник Жигаловский, получивший впоследствии за труды более чем скромное вознаграждение. Строили собор китайские рабочие. По свидетельству современников, постоянно вращаясь среди этого безобидного и миролюбивого люда о. Павел заслужил их огромное доверие, так что в трудные минуты безденежья, когда даже нечем было платить рабочим, китайцы работы не бросали и, насколько можно, ждали. Хотя, надо отдать должное справедливому пастырю, доверием их он не злоупотреблял и старался давать китайцам по возможности своевременный расчет, особенно осенью, когда рабочие на зиму уезжали на родину.
О большой порядочности о. Павла, а так же о его изобретательности говорит следующий эпизод. Имея нужду уплатить китайцам-рабочим 400 рублей, но, не имея их в наличии, отец протоирей как некогда Косьма Минин Сухорук после обедни собрал у старого храма сходку старушек и молодиц и попросил их заплатить эту сумму курами, утками и гусями. Прихожанки согласились, выбрали доверенных, которые пошли по домам и набрали там массу пернатой живности. Вся птица была продана, и через 2-3 праздника вырученные деньги были вручены о. Павлу для расчета китайцев.
Вообще, помощь, оказанная миром натурою, превышала по стоимости 50 тыс. рублей, что составило более трети стоимости собора. Согласно денежному отчету, на постройку собора со сторожкой и оградой всего было наличными деньгами израсходовано 107 рублей 29 копеек, тогда как собор стоил около 200 тыс. рублей. Общество само частью подвозило камень, кирпич, известь, песок, железо и другие материалы. Давали кредиты и оказывали помощь местные предприятия и фирмы, учреждения города.
Собор был воздвигнут к концу 1900 года. В начале 1901 года правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии Епископ Евсевий (Никольский) телеграфировал в Санкт-Петербург: "14 января мною торжественно освящен величественный каменный собор в г. Никольск-Уссурийском при громадном стечении народа. Собор построен исключительно на добровольные пожертвования при выдающемся участии местного протоиерея Мичурина".
При храме действовала начальная школа для неимущих. Резолюциями его преосвященства от 8 июля 1904 года в должности церковного старосты был утвержден мещанин Игнатий Потапов. Вот так создавался этот храм. И стоял он в Уссурийске, но красота его и колоссальный труд, в него вложенный не остановили разрушителя.
Храм во имя Святого Апостола Аристарха Чудотворца Мирликийского и Мученицы Феодосии (с. Авдеевка)
Село Авдеевка входило в Успенскую волость Иманского уезда. Место выбрали ходоки. Хоть до ближайшего города - Никольск-Уссурийского - далековато (200 верст), а до волостного центра с. Успенка - 18, зато до станции железной дороги Шмаковка всего около 1.5.
Осваиваться на новом месте было нелегко. Вот и на строительство храма к 1903 году только удалось собрать 3070 рублей, а работою по подвозке материала - около 3000. Спасибо неизвестным благотворителям, пожертвовали еще 1500. Кроме того, епархиальное ведомство выделило 500 рублей на благое дело. Через год церковь уже была построена, настоятелем же был назначен о. Дмитрий Новицкий, потом - о. Стефан Назаренко.
Полюбили свой храм прихожане, через год был при храме свой хор, которым руководил сначала Лука Ковган, а после - Дмитрий Дзюба.
Молитвы и песнопения звучали здесь до тех пор, пока не пришли большевики.
Свято-Никольский Храм (с. Александровка)
Селение Александровка Зеньковской волости Иманского уезда было основано в 1892 году. Располагалось оно на равнине неподалеку от железнодорожного разъезда. Неблагоприятных причин к поселению не было, и потому число жителей постоянно увеличивалось и к 1912 году составило 1505 человек.
Храм поставили в 1909 году. Строительство его обошлось в 10 тыс. рублей. Из них пособие от казны составило 3 тыс. рублей, остальное дало крестьянское общество. При этом внос каждого работника составил 20 рублей. Строили по российской традиции всем миром. Всем миром помогали благоустраивать и украшать. И был тот храм школой благочестия, жемчужиной спасения. Служили тут священники о. Александр Бехтерев и о. Михаил Сахаров. Псаломщиком был Максим Николишин.
с. Абрамовка
Невелико было и селение Абрамовка Григорьевской волости Никольск-Уссурийского уезда, основанное в 1893 году. Всего то - 449 жителей к 1912 году. Землю новоселам отвели на низменности, и потому во время тайфунов и селение, и наделы превращались в болото. Да и леса не было, чтобы построиться. Потому покупали дома либо готовыми в соседних селениях, либо покупали лес в казенном лесничестве. Такая вот нелегкая была здесь жизнь. Однако храм к 1914 году поставили. Окормлял свою небольшую паству священник о. Федор Кочетов.
Свято-Духовская церковь (с. Алтыновка)
Село было основано в 1890 г., но храм здесь смогли поставить только к 1904 году. И не потому, что не хотели, а возможности не было. Судите сами: в начале года отвели поселенцам землю, в январе-феврале лес заготавливали в 8 верстах от места застройки. И только застроились, землю распахали и засеяли, как пришел тайфун, и все оказалось разрушено и смыто. Вот все 12 семей и ушли, остались только четыре семьи. Перенесли свои дома подальше от речки Лефы на восток и зажили. Однако наводнения по-прежнему приносили массу трудностей - затапливало почти каждую весну, большая вода стояла подолгу, и зачастую приходилось до близлежащих сел Сиваковки, Камень-Рыбалова, Вадимоки и пр. добираться на лодках. Да и по дороге на Черниговку зачастую на телеге было не проехать, только верхом. Только с 1892 по 1909 отсюда уехало 30 семей.
Церковь в 1904 году строили полностью на общественные средства. 6 тыс. собрали наличными, еще 4 - работой и строительными материалами. Церкви был выделен специальный надел в 120 десятин, из которых было 80 десятин пашни и 40 - сенокоса. Надел сдавали корейцам в аренду за 600 рублей в год. Эти деньги шли на содержание храма и церковного причта. К 1912 году паства храма составляла уже 730 человек, из них 378 мужчин, 352 женщины. Приходскими священниками были о. Сергий Нестеровский и о. Аркадий Бендер, Матвей Корнеев и Афанасий Журавель.
с. Барабаш
Это селение, входившее в состав Жариковской волости Никольск-Уссурийского уезда, было основано в 1884 уезда по совету ходоков и командира казачьей сотни Винникова. Селение стало интенсивно заселяться. Но в 1908 году казачье управление отрезало большую часть надела в войсковую землю, и 40 семей ушло в другие места. К 1912 году в селении оставалось 84 человека. Храма не было, и церковные службы проводились в специально нанятой избе. Окормлял паству о. Афанасий Шалабанов. Он же был законоучителем и заведующим школы-часовни. Школа была одноклассной. Учителем был И. Фуняков. Псаломщиком - Пирожков.
с. Бельцово
Очень нелегко приходилось здешним первопоселенцам. В 1890 году 4 семьи здесь поселилось, а через полгода три из них перебрались в другие места. И все из-за наводнений! Они и потом новых поселенцев с земли сгоняли. И в 1895, 1895, 1897, 1902, 1903 гг. едва не у всех крестьян уносила шалая вода и сено, и хлеб. А тут еще скарлатина в 1908 году унесла жизни. И при этом из-за отсутствия дорог не было возможным получить медицинскую помощь. Но как трудно не было, а храм поставили.
Построен он был к 1910 году на общественные средства из отпущенного бесплатно казною леса. Строительство обошлось в 8 тыс. рублей. Паству, которая в 1912 году составила 568 человек, окормляли священники Михаил Голодковский и Емельян Жорницкий. Псаломщиками были Игнатий Смолиусенко, Андрей Винников, Иван Максунов.
Успенский храм (с. Борисовка)
Село было основано в 1883 г., а к 1885 крестьяне уже храм поставили и школу церковно-приходскую выстроили. Надобно, рассуждали, детишек учить, чтоб культурными да благочестивыми хозяевами росли, достойными наследниками. И не какую-нибудь министерскую, а непременно церковно-приходскую: с батюшкой оно как-то надежнее, уж священник то точно смутьянить не будит. А ведь жило то тогда в Борисовке 25 семей всего, жили скудно, да и свое хозяйство надо было поднимать, и тайфуны в первый же год много бед принесли. А вокруг земля чужая неведомая. Когда-то она своей станет? Оставалось только на Бога уповать.
Собрали, правда, на храм немного - всего восемьсот рублей. На строительство большого храма на хватало, тогда решили ставить часовенку с алтарем. Освящена была часовенка в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство же школы дополнительно к общественным средствам Святейший Правительствующий Синод 300 рублей выделил. А уж трудились на строительстве и храма и школы всем миром. И были новоселы за рвение в делах богоугодных вознаграждены сторицей. Тоже всем миром.
Еще на строительство храма только деньги собирались, а уж правительственные органы бесплатно выдавали переселенцам рабочий скот, коров, земледельческие орудия, окованные тележные колеса, домашнюю утварь, хлебные и огородные семена, а также при участии военных и старожилов были заготовлены лесные материалы для построек. По случаю падежа скота оказывалась помощь деньгами. Только в 1883 г. было выделено 15 347 руб. И старожилы Никольск-Уссурийского помощь оказывали по невысоким ценам, все для хозяйства продавая. И - редчайший случай! - за все время существования селения вплоть до 1917 г. ни одна семья его не покинула. Село росло, крепло в нем хозяйство. К 1912 г. здесь был уже 721 житель, в том числе 349 мужчин и 372 женщины. Только вот храм обветшал. И в 1911-12 гг. опять всем миром храм обновляли - перестраивали. На одну только пристройку к храму тогда было израсходовано 1700 руб. "Часовня по вместимости и представляет собой самую настоящую церковь, прилично обставленную и содержимую" - писали об Успенском храме с. Борисовка "Владивостокские Епархиальные ведомости".
Много повидал Успенский храм. Здесь служили епископ Гурий и правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии архиепископ Евсевий Никольский, первый викарий епархии епископ Павел Ивановский, настоятель Свято-Никольского г. Никольск-Уссурийского о Павел Мичурин, редактор "Владивостокский Епархиальных ведомостей" о. Григорий Ваулин, уездный наблюдатель Владивостокского отделения епархиального училищного совета о. Владимир Давыдов и многие другие священники. Очень любили съезжаться сюда на престольный праздник и миряне и клирики.
Миром строили, миром праздновали, а вот уберечь всем миром не смогли… В лихую годину национализировали - разграбили святой храм атеисты-коммунисты. Прости их Господи! Не ведали бо что творили…
с. Бусевка
Село это Спасской волости Иманского уезда было основано русскими поселенцами в 1897 году. Устраивались на новом месте основательно. Сначала ходоков послали, потом первоприбывшие 16 семей выбрали из своей среды старосту и каждому по полторы десятины отмерили в одну линию под усадьбу и огород. И место под храм под храм запланировали - в центре села. А пока каждая семья построила себе маленький шалашик для ночлега, да глиняную печку - хлебы печь. Затем приступили к постройке деревянных домов. Лес на постройку рубили на своем наделе по разрешению начальства. Инвентарь, хлеб и скот покупали большей частью в селе Спасском. Туда же в церковь ходили по воскресеньям, благо, что недалеко - 16 верст всего.
В 1910 году поставили в селении свой храм. Строительство его обошлось в 16 тыс. рублей, причем казна выделила только 3тысячи. 10,5 тыс. рублей собрало крестьянское общество, да подвозкой строительных материалов добавило около 2,5 тыс. Настоятелем храма стал о. Игорь Писаренко, псаломщиком Андрей Кейдун. К 1912 г. паства составляла 510 человек.
Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник" с.Осиновка
Это селение было поначалу основано поселенцами-старообрядцами. В 1879 году. Но с прибытием в 1888 году новых поселенцев, староверы перебрались поглубже в тайгу (90 верст) и основали там новое село Петропавловку. А православные поселенцы вырыли землянки и приступили к распашке. А через два года, как чуть хозяйством обзавелись, и храм поставили. Строительство обошлось даже по тем временам недешево - в 20 рублей, причем от казны на благое дело было получено только 2. Остальные общество собирало само - 8 деньгами, и материалами и работой - 10. Первым настоятелем храма стал о. Григорий Ваулин. А в 1891 году храм посетил сам наследник Цесаревич, наследник Русского Императорского Трона. Ночевав в Осиновке с 22 на 23 мая, августейший наследник пожертвовал более 200 рублей, на которые впоследствии был куплен портир (чаша) с приборами.
Был при храме свой хор. Должность псаломщика исполнял Павел Фоменко. А еще при храме во имя Святого Иоанна Предтечи было создано общество трезвости. И в 1903 году, объезжая вверенную его попечению территорию, генерал-губернатор Приморской области Н. И. Гродеков подарил обществу свой портрет с дарственной надписью и еще один - лично председателю общества о. Григорию Ваулину. А вот как оценивал деятельность настоятеля храма Осиновки, исполнявшего тогда и обязанности благочинного, правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии Владыка Евсевий (Никольский): "Так как священник Ваулин относит обязанности благочинного с примерной аккуратностию и добросовестностию, являясь вместе с тем и примерным пастырем в своем приходе, то утвердить его в должности благочинного". В том же году о. Григорий Ваулин написал книгу по истории Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского мужского монастыря, равной которой, несмотря на обилие материла, не написал пока еще более никто. А в 1905 г. он подарил ее знаменитому синодальному миссионеру-проповеднику, ученому и философу, основавшему впоследствии Союз Михаила Архангела, о. Иоанну Восторгову.
ПРОЗОРОВА Г.