Православие на Дальнем Востоке: публикации

Православные страницы военной истории Дальнего Востока

Дата публикации 05.02.2009   Количество просмотров 4871

Мизь Н. Г., краевед

Трудно переоценить роль и значение православия в военных событиях России вообще и Дальнего Востока в частности. Православная вера воспитывала и охраняла русского воина, формировала его как патриота. История сохранила тому множество фактов.

Особенность Дальнего Востока, по времени освоения и присоединения к России, по бли¬зости с великими восточными странами, обусловила чрезвычайно важную роль Православия. Об этом очень хорошо сказал в одной из самых ярких своих проповедей известный церковно-политический деятель, талантливый проповедник миссионер, протоиерей Иоанн Восторгов в 1909 году, обращаясь к владивостокцам: «Наше мировое положение признано неоспоримым. Мы поставлены географически на грани двух стран света, двух миров, двух цивилизаций, в яс¬ном сознании всего прошлого человечества и в предчувствии чего-то таинственного, что кроется в загадочных странах и народах Востока, перед которыми мы стоим одни из всех европей¬ских народностей прямо и непосредственно, лицом к лицу ...

... Стойте здесь, на грани России, перед лицом врага, стойте на этой твердыне Владивостока, стойте перед лицом Востока с его загадочной судьбой. Но стойте с Христом и со крестом. И тогда Восток, приняв Христа, встретится с нами, как с братьями ...».

Это обращение было не только напутствием, но и в какой-то степени, подведением ито¬гов уже свершившихся событий в 1900,1904-1905 гг.

События в Китае в 1900г. (восстание ихетуаней) оказали сильное влияние на жизнь Юж¬но-Уссурийского края. Были серьезные опасения военных действий на российской территории из-за близости границы и из-за сравнительно большого количества китайского населения в крае. Газеты регулярно публиковали сводки военных действий в Китае, население Приморской области призывалось к «общей народной самозащите». С Высочайшего одобрения Государя Императора в области была сформирована народная вольная дружина, состоящая из сотен, в которые входили из каждого с села по одному добровольцу с трех дворов. В Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре, по предложению областного начальства и с благословения епископа Евсевия была образована «монастырская сотня»; в нее входили 24 послушника, рабо¬чие монастыря и около ста человек добровольцев из окрестных деревень. В монастырь были присланы ружья и снаряды. «Тишина монастырской жизни резко изменила свой мирный ха¬рактер; после молитвы в храме, вместо обычных послушаний, «дружинники» занимались строевым обучением, практическою стрельбою из ружей и отнесением охранных караулов».

Монастырь всей своей молитвенной жизнью защищал и оберегал край, духовными на¬путствиями помогал воинству. Перед отправлением русского войска на военные действия в Ки¬тай, генерал Н.И. Гродеков обратился с письмом в обитель, он просил «помолиться за русское христолюбивое воинство, чтобы Бог даровал ему победу». Возвращаясь в край из Манчжурии после китайской войны, Н.И. Гродеков посчитал своим долгом заехать в монастырь, чтобы «возблагодарить Господа за благополучное окончание похода». Он прибыл в сопровождении четырех генералов и многочисленной свиты и попросил отслужить благодарственный молебен. Перед началом молебна настоятель монастыря, игумен Сергий, обратясь к генералу Гродекову, сказал приветственное слово: «Приветствуем Вас, Ваше Высокопревосходительство, и по-здравляем с благополучным окончанием возложенного на Вас Царского поручения. Сердечно радуемся вместе со всею Россиею успешному действию русского оружия, руководимого Вами против мятежного Китая. Много счастливы мы, что удостоились встречать у себя дорогого вы¬сокого гостя, благородного Царского слугу, пришедшего сюда в смиренную обитель возблаго¬дарить Господа за дарованную победу над врагами. Такой добрый обычай посещать святые обители перед начатием и после окончания важных государственных дел - искони ведется на¬шими благочестивыми царями, князьями и боярами. Дорогое для нас посещение Ваше под¬тверждает ту историческую истину, что верный Царский слуга, доблестный гражданин русской, есть вместе с тем и сын святой православной церкви. Принесем Господу Богу вкупе с Вами и мы, смиренные иноки, свои благодарственные молитвы. Да услышит нас Господь, примет об¬щие молитвы наши и благословит Вас! Да поможет Вам также и на будущее время оправдывать надежды Благочестивейшего Государя нашего, поручившего Вам столь великий и высокий пост. Да процветает новый и отдаленнейший здешний край под управлением Вашего Высоко¬превосходительства; мы же, вместе с церковью и всем русским народом нашим, воспоем во всеуслышание врагов своих, священную песнь Пророка: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог».

После молебна игумен Сергий благословил генерала Н.И. Гродекова Казанской иконой Божией Матери, которая всегда почиталась как заступница Российской Державы.

В трудный 1900 год, мир на одном из участков российско-китайской границы, на стан¬ции Пограничной (ныне г. Суйфуньхе) сохраняли русские строители железной дороги, воору¬женные только своей Верой и иконой Спасителя. Идея о создании иконы родилась еще в 1899 году. Об этом рассказал в своем отчете доктор В.П. Флеров: «Ведя с упорной энергией железнодорожные работы в течение зимы, они слушали тоскливые песни холодных ветров Манчжурии о своей заброшенности вдали от родных мест. Эта мысль родилась в предчувствии выдаю¬щейся роли, которая выпадает на долю КВЖД и ее станцию Пограничная.

Русские пришли сюда не для того, чтобы силой оружия отнять земли Китая. Нет, они пришли в Манчжурию, чтобы, опираясь на мирные договоры, мирными средствами проложить себе пути и для обширных пространств Сибири изыскать выходы к морю ...

... Пограничная - это окно в Россию из Манчжурии, в которой русские люди словом Государя призваны посеять добрые семена отечественной культуры ...

... Все усилия были направлены к тому, чтобы соблюсти взаимные интересы, приобре¬сти доверие туземного населения, избежать столкновений и вражды и чтобы чаша пролитой крови миновала русских людей и соседнего китайского народа». Руководствуясь такими чувствами, железнодорожные служащие собрали необходимые средства и обратились в Академию художеств России с просьбой «живописного исполнения портрета Государя Императора и иконы Спасителя». В телеграмме на имя начальника Акаде¬мии художеств, посланной в апреле 1900 года говорилось: «Жители станции Пограничная КВЖД, живя за пределами отечества, питают благоговейное желание иметь исполненный мас¬ляными красками, во весь рост портрет Государя Императора. В ознаменование же забот Его Величества на пользу развития русской культуры на Дальнем Востоке, они намерены для алта¬ря, строящего на станции храма соорудить икону Спасителя «Моление о Чаше». Собрав 800 рублей, они имеют честь в лице Вашего Превосходительства просить Императорскую Акаде¬мию художеств принять на себя труд написания портрета и иконы и тем содействовать осуще¬ствлению их заветных желаний, объединяющих их с Великой Родиной».

Заказ был исполнен, и в трудное военное время икона осеняла мирную жизнь на грани¬це. На иконе был изображен «величайший момент в земной жизни Спасителя: Христос идущий претерпеть крестную смерть, умоляет Отца, чтобы наступили времена братского единения ме¬жду народами и чтобы чаша страданий миновала всех, кто призван служить человечеству в ду¬хе самоотверженной любви».

Устроители храма с иконой Спасителя на станции Пограничной надеялись, что Манчжурия больше никогда не увидит ужасов войны. Начавшаяся вскоре русско-японская война раз¬рушила эти надежды.

В опубликованных источниках имеется много сведений о самоотверженности и героизме священнослужителей в боях и сражениях русско-японской войны, о духовной помощи, которую они оказывали воинству.

По-видимому, не до конца еще оценена роль и значение-Преосвященного Николая Японского (Касаткина) в сфере российско-японских отношений, особенно в период войны 1904-1905 года. Будучи единственным русским, оставшимся в Токио, Владыка принял все меры, чтобы по возможности облегчить тяжелую участь русских военнопленных. Для этой цели им было обра¬зовано «Товарищество духовного утешения военнопленных». Во все места, где находились русские моряки, Преосвященный Николай направил православных японцев-священников для совершения богослужений, смертного напутствия больных и раненных и погребения усопших. Он написал множество писем с просьбой о пожертвованиях для военнопленных. Собранные книги, вещи, продукты много облегчили участь пленных.

Деятельность Преосвященного Николая была отмечена Высочайшим Рескриптом на его имя от 9 октября 1905 года, в котором были следующие слова: «... В тяжкое время войны, когда орудие брани разрывает мирные отношения народов и правительств, Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огнен¬ные испытания брани и посреди вражды бранной удержать мир веры и молитвы в созданной Великими трудами Церкви. Сами привлекли к себе уважение не только русского православного народа, но иноверцев и иноплеменников».

В марте 1906 года, в воздаяние выдающихся трудов по насаждению и распространению православия в Японии, а также, отмечая его христианский подвиг во время русско-японской войны, Св. Синодом Преосвященный Николай был возведен в сан архиепископа с присвоением ему имени: «Японский». После войны он принял на себя заботу о местах захоронения русских воинов в Японии сооружением памятников и храмов. Один из памятников над братской моги¬лой 232 российских воинов, собранных из разных мест Японии, был освящен в Нагасаки 14 сентября 1909 года. В городе Мацуяме, над прахом 97 воинов был построен при пособии одной московской благотворительницы, храм, освященный в 1908 году.

Крупные воинские подразделения кроме знамен имели, как правило, иконы, которые духовно освящали нелегкий ратный путь воинов и которые весьма чтились в войсках. История сохранила свидетельство о том, как торжественно встречали икону преподобного Серафима Саровского Чудотворца сибирские стрелки, участвующие в действиях русско-японской войны. В разгар войны, для усиления действующей армии, в европейской России были сформированы третьи батальоны для Восточно-Сибирских стрелковых полков. Третьи батальоны, прибыв на фронт, увеличили численность армии и, вместе с тем, влили в защитников новые духовные си¬лы: они принесли с собой и передали сражающимся благословение и любовь Родины, Государя Императора и Церкви. О пополнении 1-го Восточно-Сибирского Его Величества полка расска¬зал командир роты Е.И. Иванов, воспитанник Восточного института Владивостока: «На третий день Пасхи состоялась торжественная передача 1-му Восточно-Сибирскому стрелковому Его Величества полку иконы преподобного Серафима Саровского Чудотворца, пожалованной Го¬сударем Императором своему полку и переданной им лично вновь сформированному 3-му ба¬тальону полка. О высочайшем смотре 3-му батальону и о пожаловании иконы командир полка своевременно получил из Петербурга телеграмму. Батальон в середине марта прибыл в полк, пробыв в пути слишком месяц.

30 марта полк в полном составе построился для принятия иконы ... командующий диви¬зией генерал-майор Гернгросс прочел телеграмму Государя: «Командиру 1-го Восточно-Сибирского стрелкового полка из Петербурга, на поезд № 135, город Харбин. Да благословит Господь выступление моих стрелков в поход. На днях я смотрел и напутствовал вновь сформи¬рованный батальон, которому передал икону Св. Серафима Саровского Чудотворца. Желаю, чтобы икона сия всюду сопровождала Мой полк в походе. Николай».

Громким «Ура!» встретили стрелки слова Высочайшей телеграммы. Генерал Гернгросс поздравил полк с новой Монаршей милостью, а командир полка, приняв икону от командира прибывшего 3-го батальона, подполковника Будоговского, передал ее полковому священнику отцу Иоанну Врублевскому.

Отец Иоанн благословил иконой коленопреклоненного командира полка полковника Хвастунова и передал ему этот новый священный знак Монаршего внимания к полку. После молебна Св. Серафиму офицеры и стрелки справа рядами, набожно крестясь, прикладывались к иконе новоявленного России чудотворца, почерпая в этом новые силы для борьбы с врагом ро¬дины и христианства. Церемония передачи иконы закончилась церемониальным маршем».

Особо почиталась в военные времена Казанская икона Божией Матери, именно этой иконой был благословлен подвиг уссурийского казака Ивана Пичуева в первую мировую войну. Казак Фадеевского поселка Полтавского станичного округа Уссурийского казачьего войска Иван Пичуев был участником русско-японской войны, а затем и Первой мировой. 3 мая 1915 года, находясь в разведке, он попал в плен к немцам, где его жестоко пытали, требуя военных сведений. Пичуев был приговорен к расстрелу, но сумел бежать. После лечения в Серафимовском лазарете Красного Креста, он получил отпуск домой для окончательного восстановления здоровья. 8 июля 1915 года в день явления Казанской иконы Божьей Матери, по случаю пре¬стольного праздника Казанской часовни в п. Фадеевском, здесь собралось много народа, при¬были казаки и крестьяне из окрестных поселков и сел. Часовня не могла вмесить всех желаю¬щих, поэтому казаки стояли на площади перед церковью, на правом фланге строя стоял Иван Пичуев.

После молебствия, священник Полтавской церкви о. Иннокентий Быстрое поздравил всех с торжеством, затем он обратился к Пичуеву: «Добрый воин Царев, брат и друг Иоанн. К тебе, дорогой, будет слово мое. Известие о тебе облетело всю Россию, известие о том, что ты был в плену, стойко перенес истязания врага, бежал от него. Счастливы фадеевцы, что среди нас явился такой доблестный, стойкий воин.

Да послужит его стойкость примером для всех остальных воинов, да воодушевит всех.

Об одном прошу тебя: будь добрым, христолюбивым воином до конца. Если тебя еще призовут на позицию, то против врага с оружием по-прежнему иди храбро в огонь, а мирного и безоружного щади и милуй. Этим ты исполнишь завет Христов.

Я же с благословения Высокопреосвященного Владыки нашего Дальнего Востока бла¬гословляю тебя и твое потомство сею Иконою Божией Матери, не раз спасавшего наше Отече¬ство от стрел вражьих. Бери ее, с благословением неси домой, заставь поклониться перед нею всех домашних, молись и сам».

Расстроенный Пичуев, приняв икону, поблагодарил народ. Торжество закончилось це¬ремониальным маршем; казаки, проходя мимо Пичуева отдавали честь отважному воину.

Приведенные здесь факты составляют только незначительную часть православной воен¬ной истории Дальнего Востока

Список литературы

1. Иоанн Восторгов, протоиерей. Россия и Восток. Владивостокские епархиальные ведомости, № 11, 1 июня 1909 г. С. 327-337.

2. Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования (1899-1903 гг.) Монастыри. Владивостокские епархиальные ведомости, № 17, 1 сентября 1906 г. С. 122.

3. Приамурские ведомости, № 376, 1901 г., с. 12.

4. Извлечения из отчета доктора В.П. Флерова о сооружении на ст. Пограничная портрета Государя Императора и иконы Спасителя. Газета «Дальний Восток», № 110, 17 сентября 1900г.

5. Высокопреосвященный Николай архиепископ Японский. Газета «Дальний Восток», № 32, 10 февраля 1912г. С. 2.

6. Иванов И.Е. Военно-походные впечатления от Владивостока до Вафангоу и от Вафангоу до Ляояна командира роты 1-го Восточно-Сибирского Его Величества полка. СПб, 1907.

7. Чествование Уссурийского героя казака Ивана Пичуева. Газета «Приамурские ведомости», № 23368, 15 декабря 1915 г.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
27.03.2023
АННОТАЦИЯ Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного
Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман*
14.02.2022
"Для успешного выполнения дела строительства церквей» в районе Уссурийской железной дороги епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край «сведущего в строительстве» священника Михаила Кессельмана.

Популярное

Митрополит Владимир принял участие в пленарном заседании научно-практической конференции  «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение»
28.02.2024
Состоялось пленарное заседание методической научно-практической конференции «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение», в работе которой принял участие митрополит Владивостокский и Приморский Владимир
Состоялась встреча известного религиоведа Романа Силантьева с духовенством Владивостокской епархии
28.02.2024
28 февраля 2024 года в актовом зале Владивостокского епархиального управления состоялась встреча духовенства Владивостокской епархии и Р.А. Силантьева.

Наверх