Православие на Дальнем Востоке: публикации

О первом правящем архиерее Владивостокско-Камчатской Епархии

Дата публикации 26.08.2008   Количество просмотров 3785
Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский,
Прозорова Г. В.

Велик сонм русских святых. Они украшают своею святостию Духовное Небо. Одних подвижников Господь благоизволил открыть миру уже сейчас, других же праведников Неиспо¬ведимый промысел Божий оставил безвестными нам до Страшного Суда. Среди тех, кто, живя по заповедям Священного Писания, достиг Царствия Небесного, святители и простые иноки, люди разного возраста и звания, мужчины и женщины. И все они плоть от плоти, кровь от кро¬ви нашего народа российского, показатель уровня его духовности.

Таким образцом праведности просиял на нашей дальневосточной окраине Земли Российской первый правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии, епископ, а впослед¬ствии и архиепископ, и митрополит, Евсевий (Никольский). По самоотверженной своей жиз¬ни, отданной всецело служению Богу и ближним, по громадной нравственной силе и цельности своей личности это один из самых замечательных людей нашей эпохи.

Владыка Евсевий, в миру Евгений Иванович Никольский, родился в 1860 году в семье бедного тульского священника. Еще в ранней юности благодать Божия коснулась его сердца и стала звать к горнему богатству. Закончив в Туле Духовное училище и семинарию, юноша по¬ступил в московскую Духовную академию, которую закончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия.

По окончании Духовной академии молодой человек получил назначение в Могилевское училище учителем русского и славянского языков. В 1888 году он был помощником смотрите¬ля того же училища, одновременно исполняя должность члена Могилевского отделения епар¬хиального Училищного совета, а также обязанности делопроизводителя Училищного правле¬ния. На духовно-учебном поприще в Могилевской епархии будущий Владыка Евсевий трудил¬ся восемь лет. 3 августа 1893 года Евгений Иванович Никольский для мира умер и родился новый ие¬ромонах Евсевий - в честь Евсевия, епископа Самосатского. 5 августа новопостриженный инок был рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа - во иеромонаха. 11 сентября того же года мо¬лодой священник был назначен в состав Духовно-Цензурного Комитета Санкт-Петербурга с возведением в сан архимандрита.

Но едва он успел прибыть к месту назначения, как сразу же был определен на долж¬ность ректора Иркутской Духовной семинарии. Пришлось перебираться в Иркутск.

В Иркутске архимандрит Евсевий помимо ректорства и преподавания в семинарии при¬нимал участие во многих других делах епархии: был редактором "Иркутских епархиальных но¬востей", председателем епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского общества.

24 января 1897 года ректор Иркутской Духовной семинарии был хиротонисан во епи¬скопа Киренского викария Иркутской епархии. 26 января 1897 года Преосвященный Евсевий был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещен¬ского с кафедрой в городе Благовещенске.

4 февраля 1898 года новый Владыка прибыл в Благовещенск и вступил в права управле¬ния епархией. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные ка¬чества его личности. Ревностно относился к богослужению. Истово проповедовал. Блестяще сочетал любовь к просвещению с благотворительностью, ревностное проповедничество - с личной праведностью. Ни на минуту не оставлял попечения о пастве.

Но пришло время, когда Господь благоволил возложить на епископа Евсевия исполне¬ние величайшего подвига: 1 января 1899 года Владыка Евсевий был назначен правящим архие¬реем только что учрежденной Владивостокско-Камчатской епархии.

Служение владыки Евсевия совпало со временем усиленного заселения края, с построй¬кой на Дальнем Востоке железных дорог, с русско-японской войной, то есть с тем временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся рус¬скими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении.

Новая епархия занимала огромную территорию в 1200000 кв. верст. Ко времени ее обра¬зования в ней насчитывалось 69 храмов. Священников не хватало, приходы пустовали.

Перед прибытием в епархию в первую неделю Святой Четырехдесятницы Владыка пер¬вым делом посетил Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь и провел там це¬лую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения но¬вой епархии.

По приезде же во Владивосток правящего архиерея, не нашлось даже помещения для него, и Владыка поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный храм в городе Успенский - был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей. Однако уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты Духовная Консистория, Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищ¬ный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. А за 20 лет пре-бывания на кафедре Владыкой Евсевием было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 приходских школ. Много Владыка трудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря и Одигитрие-Смоленской женской общины во Владивостоке.

Народ любил проповеди и службы своего архиерея и услаждался ими. Простой в обхо¬ждении, он был доступен для всех. Прихожане видели в своем Владыке отца и заступника. В тяжёлые дни войны с Японией, когда Владивостоку угрожала большая опасность и сам комен¬дант крепости настаивал на отъезде, Владыка, как ни уговаривали его, продолжал безбоязненно жить на своей Седанке и по обычаю в воскресение и праздничные дни проводил службы, чем поддерживал упавший дух горожан.

Во время страшных событий "революции 1905 года", когда Владивосток был разграблен и сожжен буйной пьяной толпой, Владыка Евсевий благословил крестный ход и сам пошел во главе его по пылающему городу. И усмирились сердца мятежников, и вливались они в крест¬ный ход, и прекращалось бесчинства. А на следующий день Владыка первым пришел на по¬мощь пострадавшим беднейшим его жителям, распорядившись, чтобы по всем церквям епархии были собираемы для них пожертвования. В этих эпизодах высветилась вся суть великого пастырского подвига Владыки Евсевия. Ибо дело пастыря в Церкви Христовой не есть мирское господство и властительство, а служе¬ние и принесение себя в жертву по образу Христа, пришедшего не для того, чтобы ему служи¬ли, но послужить, и по слову Его, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

Начиная со второй половины 1899 года, не жалея сил и здоровья, Владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятст¬вовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине; его не страшили ни быстрые реки, ни высокие горы, ни топкие болота. Все преодолевала любовь к вверенной ему пастве.

С целью привлечь духовенство к делу религиозно-нравственного просвещения народа, начиная с 1903 года, Владыка регулярно созывал епархиальные съезды. В том же году по его инициативе было начато издание Владивостокских епархиальных ведомостей. В типографии Свято-Троицкого Шмаковского монастыря с его благословения издавалась и распространялась духовная литература.

Одним из направлений деятельности правящего архиерея было миссионерство, ибо епархия населена многочисленными инородцами-язычниками, и раскольниками, и сектантами. Благодаря усилиям Владыки Евсевия по всей епархии были созданы миссионерские станы, для научения ведению миссионерской работы были открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но и преподавали уроки рационального ведения хозяйст¬ва. С целью проповеди православия в 1908 году было создано Православное Камчатское Брат¬ство.

Благодатное служение Владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Рус¬ской Православной Церкви: в 1906 году он стал архиепископом. Высочайше был награжден ор¬денами святой Св. Анны I степени и Св. Александра Невского.

В 1917 году он участвовал в деяниях Всероссийского Церковного Собора, после чего в 1918 году возвратился во Владивосток, но вскоре получил назначение в состав Святейшего Си¬нода при Святейшем Патриархе Тихоне, для чего вновь выехал в Москву.

По окончании срока присутствия в Святейшем Синоде, не имея возможности, по причи¬не прекращения сообщения по железной дороге во время катаклизмов гражданской войны, воз¬вратиться домой Владыка Евсевий был назначен временно управлять Смоленской епархией.

Не только на далекой окраине России, но и в Москве по достоинству оценили доброго архипастыря: Святейший Патриарх Тихон избрал его своим наместником с возведением в сан митрополита, поручив ему управление Московской епархией, имеющей 12 викариев, и председательствование в Святейшем Синоде5. Но столь высокое назначение митрополит Евсевий при¬нял как временное - с условием, что при первой возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою Владивостокскую епархию.

Но не суждено было Первосвятителю Владивостокско-Камчатской епархии возвратить¬ся: 2 февраля 1922 года митрополит Евсевий почил во Бозе.

Заупокойное богослужение совершил сам святейший патриарх Тихон со всеми находящими¬ся в Москве архипастырями в храме Христа Спасителя. Похоронен он был на кладбище Ново¬девичьего Богородицкого монастыря близ храма с северной стороны.

Список источников и литературы

1. Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет её существования (1899-1903) // Владивостокские епархиальные ведомости. 1905. №7. С. 178-179.

2. Уссурийский Свято-Троицкий монастырь и русская армия //Владивостокские епархиальные ведомости. 1905. №8. С. 181 -185.

3. Прозорова Г.В. У истоков Владивостокской епархии//Журнал Московской Патриархии. 1995. №11. С.47-52



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
27.03.2023
АННОТАЦИЯ Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного
Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман*
14.02.2022
"Для успешного выполнения дела строительства церквей» в районе Уссурийской железной дороги епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край «сведущего в строительстве» священника Михаила Кессельмана.

Популярное

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края
05.03.2024
Владивосток . 5 марта 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир принял участие в заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края, которое состоялось в малом парламентском зале Правительства Приморского края под ...
Миссионерский отдел храма Успения Божией Матери провёл видеовстречу по сохранению памяти новомучеников
02.03.2024
Владивосток.  27 февраля 2024 года состоялась лекция «Кто ны разлучит от любве Христовы? Новомученики Андрей Зимин и Павел Лазарев» Организовал и провёл видеовстречу миссионерский отдел храма Успения Божией Матери в рамках мер по ...

Наверх