К Сергию Радонежскому - в приморское село Сергеевку

Отправились детским крестным ходом ученики Владивостокской православной гимназии

Архиепископ Вениамин с группой гимназистов у храма преп. Сергия РадонежскогоДалеко, очень далеко находятся дальневосточные православные дети от духовных центров русского православия, таких, например, как Троице-Сергиева лавра.

Маленькие ученики единственной во Владивостоке православной гимназии как сказку слушают рассказ о том, какие красивые церкви там, как благодатно побывать в доме Преподобного Сергия Радонежского. Может быть, поэтому и решил директор единственной православной гимназии Владивостока священник Игорь Талько отправиться вместе с ребятами в крестный ход в честь любимого русского святого по селам южного Приморья. Конечным этапом маршрута наметили старинное село Сергеевку, в котором находится храм в честь и память преподобного Сергия Радонежского. А значит, и сам Преподобный является небесным покровителем этого места.

По замыслу организаторов за три дня детский крестный ход должен был преодолеть шестьдесят пять километров по маршруту от села Владимиро-Александровского до Сергеевки и прибыть туда в день праздника преподобного Сергия Радонежского – 8 октября.

Начало пути. День первый. «Мы сами дошли! Сами!»

Ранним осенним утром из ворот Свято-Успенского храма села Владимиро-Александровское крестный ход торжественно отправился в путь. Настоятель Успенского храма отец Агафангел, напутствуя гимназистов, говорит: «Вы уж, детки, помолитесь, за наш храм, чтобы восстанавливался скорее из разрухи».

Впереди идут взрослые, неся в руках крест и хоругви. В ярком осеннем солнце торжественно сияют золотом кресты и оклады икон. Почти все дети несут в руках иконы. По центральной улице села «проплывают» на руках образа Господа, Божией Матери, преподобного Сергия Радонежского, небесных покровителей гимназии святых Кирилла и Мефодия, Святого Чудотворца Николая.

Невиданное зрелище рождает любопытство у окружающих: «А что вы за люди? Зачем идете? В Сергеевку пешком!? Так далеко!»

Бодро и с пасхальными песнопениями выходим за пределы села. Далее путь лежит вдоль автомобильной трассы. В качестве группы сопровождения в конце колонны медленно едет машина ГАИ и микроавтобус.

Чуть позже начало припекать солнце, стало жарко, и микроавтобус наполнился под завязку куртками и кофтами.

Гимназисты движутся стройным гуськом. Многие отправились в крестный ход с родителями. Самая младшая паломница пятилетняя Геля Пастухова идет с отцом и старшей сестрой.

Неординарное событие вызвало интерес у корреспондентов одного из центральных телеканалов. Они не поленились приехать в село к началу крестного хода и поснимать.

Позже довелось услышать такой диалог: очень рассудительный пятиклассник Ваня, обращаясь к преподавательнице, говорит:

- А вас корреспонденты о чем-нибудь спрашивали?

- Нет, а тебя?

- Да, только, я так понял, они ничего не знают. Все спрашивали, зачем вы идете да почему. А чего спрашивать, и так все ясно.

Пройдены первые пять километров. Колонна значительно растянулась. Первыми заканючили самые младшие: «Мы устали! Мы хотим в машину!»

Однако отец Игорь непреклонен. В машину могут пойти только пятилетки. Идите и терпите. Вы зачем в крестный ход пошли? Чтобы себя преодолевать, лень свою и сытость.

Сначала было непонятно, как же батюшка Игорь может быть таким жестокосердным к детишкам. Ну немножко проехались бы в микроавтобусе и дальше пошли.

Однако, потом стало ясно, что если только одному уставшему была сделана поблажка, то и все дети сразу бы запросились в машину. Что дети, даже и взрослые уже были не прочь расслабиться и отдохнуть в салоне автобуса под шелест колес.

Дорога, извиваясь, уходит в сопки. Бархатная приморская осень дарит ребятам чудесную погоду. Денек выдался по-летнему жарким. Хочется пить. Кто-то запасливый взял бутылку с водой, и к ней потянулись многочисленные руки. При этом ребята старались поделиться друг с другом.

Пройдено двенадцать километров пути. И вот первый привал. На обед – ключевая вода и сухарики, еще всем по кусочку яблока.

«Полгода в гимназии сухари сушили для этого случая», - улыбается отец Игорь.

Передохнули - и дальше в путь. Мимо мелькают села. Проходим сопку с необычным названием «Сашин лобик», дети читают хором и смеются. Много удивительного здесь для городского ребенка.

Дети идут к храму«Сереженька, что это за птицы красивые?» – спрашивает бабушка черноглазого внучка-первоклассника. «Гуси! Гуси! – громко ликует Сережа. Наш маршрут пролегает по одной из самых благодатных местностей Приморья – Золотой Долине. Мимо нас проплывают разнообразные домики в тени елок, на огородах уже почти собран весь урожай, и лишь кое-где среди увядшей травы дозревают ярко-оранжевые тыквы.

Наша колонна растянулась на добрых полкилометра. И вот, наконец, когда день уже клонился к вечеру, вдали показался школьный автобус, стоящий в конце первого этапа маршрута, он должен отвезти ребят помладше ночевать в храм села Владимиро-Александровское. Ночи все-таки уже стоят холодные.

Мимо проносится мальчишка, который за минуту до этого устало плелся в конце: «Ура! Ура! Мой любимый, школьный автобус!» - вопит он на бегу.

«Мы сами дошли! Сами!»- девочки подбегают к отцу Игорю.

«Ну, вы почувствовали победу, что значит преодолеть себя ради Бога?» - спрашивает чад наставник.

В этот день ребята прошли тридцать километров.

Подъехал микрогрузовичок с горячей едой. «Походная кухня» расположилась во Владмиро-Александровском при храме, а на маршрут выезжают уже с готовой пищей. Повара свои же, из гимназии, и поэтому ухаживают за школьниками как за родными. «Первое все взяли, теперь подходите за вторым!»

Взрослые устроились на пригорке и стараются лишний раз не двигаться. А дети уже шумят, брызгаются водой из ручейка. Половина промочила ноги.

Ребята постарше и многие родители остаются ночевать «в поле» - в палатках, разбитых в лесочке. Вечером у костра отец Игорь рассказывает родителям, что после первого крестного хода, который проходил летом, он говорил преподавателям физкультуры, сколько километров в день преодолевали дети, те не верили. По физическим нормативам это очень много.

Отец Игорь рассуждает: «Все, чем мы занимаемся в школе, это теория, а здесь идет проверка на практике не только детей, но и родителей. Те, кто не пошел вместе с нами, молятся сейчас за своих детей. А некоторых детей не пустили в крестный ход, и это тоже показатель».

День второй. «А двадцать километров - не так уж и много».

С утра довольно прохладно, все-таки уже чувствуется осень.

Перед отправкой в путь отец Игорь проводит «разбор полетов». Все как в обычной школе: «Кто у нас вчера был самый усталый и отказывался нести иконы, а в автобусе смеялся и кричал громче всех? Запомните: мы должны как настоящие христиане не увиливать от трудностей, а встречать их лицом к лицу и не перекладывать тяжесть на плечи товарищей».

Обязанностей у детей на маршруте хватало, например, на мальчиков возлагалась ответственность за несение большой иконы Спасителя, которую в течение всего пути несли на носилках четверо ребят. Утром испытание увеличивалось тем, что отчаянно мерзли руки, а в карманы их не спрячешь, – несешь икону. Среди мальчишек и сыновья отца Игоря, которые идут наравне со всеми. Младший шестилетний Илья пожаловался, что устал. «Иди и молись», - ответил отец Игорь. Самое большое послабление для малышей – пойти за ручку с батюшкой. Издалека видно, как со всех сторон к священнику льнут уставшие ребятишки. «Нам с батюшкой легче идти», - говорят они родителям.

Каждый преодолевает путь по-разному. Пятилетняя Геля, например, устроилась на плечах у батюшки. Но так везет не всем. Стертые ноги и мозоли –рядовое явление. Поэтому в большом ходу пластыри. Врач Людмила Федоровна предупреждает, что запас на исходе.

Завуч Наталья Ивановна поднимает «боевой дух» первоклассников рассказом о великом смысле крестного хода: «За каждый шаг грех прощается, а вы уже сколько прошли?»

Приближаемся к селу Фроловка. Здесь до революции находился храм в честь святых мучеников Флора и Лавра. На его месте давно пустырь. Останавливаемся здесь пропеть величание святым мученикам. И дальше в путь. Долго не оставляет чувство горечи за поруганную святыню.

Мы идем по обочине дороги, мимо, тяжело рассекая воздух, мчатся машины. Детскому взору открыто многое, что взрослые перестали замечать. То и дело дети находят в придорожной пыли сбитых зеленых кузнечиков и полураздавленных стрекоз с помятыми прозрачными крыльями. Становится как-то неловко за жестокость жизни. Да и сами дети, идущие яркой гурьбой в сиянии золота крестов и иконы, выглядят так беззащитно на асфальтовой трассе.

Но от лихачей на дороге, по крайней мере, их спасает машина ГИБДД, которая верно движется за крестным ходом на протяжении всего маршрута. Хотя некоторые водители машин и сами останавливались и провожали любопытным взглядом ребят, некоторые крестились.

Местные жители все никак не могли поверить, что это владивостокские дети пешком идут. «В Сергеевку? А зачем?» – спрашивали они ребят.

Трапеза в пути На выходе из Фроловки устроили небольшую остановку. В качестве поощрения отец Игорь выдает угощение: всем по четыре конфетки «Коровка». Конфеты вместе с белыми сухариками и родниковой водой – сплошное объядение. Один из первоклассников ухватил конфет больше и тут же получил суровую отповедь батюшки: «Каждый свою сущность обнаруживает, вот и ты ее обнаружил».

Ученики гимназии вовсе не маленькие святые, которые отрешенно бредут в крестном ходе. В пути были у них капризы и маленькие детские лукавства, шалости.

Диалог двух первоклассников Миши и Жени на сороковом километре пути:

Миша: А ты скучаешь по своей уютной постельке, по своим вкусным сладостям?

Женя: Ску-ча-ю.

Ближе к вечеру кто-то делает оптимистичное замечание «А двадцать километров - это не так уж и много!»

В этот же день из Владимиро-Александровского пришла новость, знаменательная, на наш взгляд.

История про установку главного купола в селе Владимиро-Александровское.

Храм в этом селе огромный, кирпичный. История его типична. В годы революции он был закрыт, и здесь попеременно пытались устроить то мельницу, то мастерские, но все это горело, и никакого проку не было.

Как повествует местное предание, первые поселенцы, когда решили строить храм, отправились за благословением к известному всероссийскому пастырю Иоанну Кронштадтскому. На вопрос, какую ставить церковь - кирпичную или деревянную - батюшка Иоанн ответил им: «Ставьте кирпичную, достоит до второго Христова пришествия».

А по документам удалось выяснить, что из денег, присланных преподобным Иоанном Кронштадтским на строительство храмов молодой Владивостокской епархии, – 100 рублей были отчислены именно на этот храм.

И вот уже семь лет с большим трудом идет восстановление храма. На днях привезли купол, изготовленный в Волгодонске. Но возникла проблема, как поднять его. Высота храма более двадцати метров. Пробовали решить проблему с вертолетом, но не вышло. А кран нанимать каких денег стоит! Настоятель храма отец Агафангел попросил детей помолиться за их приход.

Встал утром, помолился. Вдруг слышит, к воротам тяжелая машина подъехала. Водитель башенного крана не может найти дорогу к организации. «Дорогой, - говорит ему батюшка, - я тебя провожу, а ты мне сможешь поднять купол на храм». «А почему бы нет?- спрашивает водитель,- у меня выносная стрела на сорок метров».

«Так и поставил. Вот они, детские молитвы!» – заключил рассказ батюшка.

День третий: «Скоро мы до Москвы доходить будем!»

Утро выдалось сереньким, с мелкой моросью. Однако многие участники крестного хода были рады этому обстоятельству. Не жарко идти, прохладно. Остался самый короткий отрезок пути – всего четырнадцать километров. В Сергеевке ребят ждет праздничная вечерняя служба в канун дня преподобного Сергия Радонежского.

Ребята стараются не растягиваться. Даже самые маленькие и капризные поняли, что никто на ручках их не понесет. Смирившись с тяжелой долей пеших паломников, младшеклассники бодро преодолевают пространство, неся в руках маленькие иконки.

Мама первоклассника говорит: «Мой Миша в первый день шел очень тяжело и даже плакал. А теперь идет вместе со всеми и пытается не отставать».

За эти дни лица ребят обветрились и загорели. Неся в руках иконы, детский хор в шестьдесят голосов вторит за батюшкой молитвенные песнопения и похвалу преподобному Сергию Радонежскому. Над осенними полями разносится церковное пение: «Убла-жа-а-ем тя, преподобне отче наш Сергие, и чтим святую п-а-амять твою. Наставниче монахов и собесе-е-дниче а-а-нгелов.»

Вот и долгожданный указатель с названием села «СЕРГЕЕВКА». Глазам своим не веришь. Таких громких проявлений восторга у этого дорожного указателя таежного села давно, наверное, не было «Сергеевка! Сергеевка!» – раздаются со всех сторон радостные возгласы.

Наверное, такую же духовную радость испытывали пешие паломники, увидев вдали Святой град Иерусалим. Для детей из гимназии село Сергеевка стало своего рода духовным Иерусалимом, путь в который лежал через нелегкие испытания дорогой.

В село крестный ход заходил как маленькое победное войско, вернувшееся с поля боя. Как боевые знамена развевались впереди хоругви.

Вдруг вдали на пригорке показался храм. На фоне серого осеннего неба красовался шедевр деревянного зодчества, казалось, чудом возникший в приморском селе. Выстроенный из цельных бревен с изящным серебристым куполом храм напомнил всемирно известные храмы северной Руси.

Под колокольный звон крестный ход двинулся в церковь. Сердечно приветствует ребят настоятель храма отец Александр.

Обратившись к участникам крестного хода, директор гимназии отец Игорь сказал, чуть улыбаясь: «Многие из вас, отправляясь в путь, и не представляли, что их ждет. Если бы мы были святые и преподобные, нам было бы очень легко идти. Здесь отражаются все ваши грехи - потому что когда человек живет в теплом доме, имеет сытный обед и ужин, ездит на машине, ему легко считать себя православным. А когда наступает испытание, мы вдруг замечаем, что кто-то старается схватить кусок побольше и занять место получше.

Но будем считать, что вы испытание выдержали. К десятому классу будем доходить до Москвы!»

Последнее замечание было встречено очень оживленно.

Сейчас у ребят выпала минутка отдыха. Тут же начаты исследования окрестностей.

Удачливей всех оказалась маленькая Геля, она в траве обнаружила несколько мелких монеток. Радостно с находкой подбежала она к папе: «Пойдем, купим свечку!» Папа задумчиво посмотрел и говорит: «А знаешь, доченька, это ведь кто-то в храм нес копеечки да потерял их, давай мы их лучше в церкви в копилку положим.»

Геля поразмышляла и согласилась.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского расположен, как в старину, на самом высоком месте в селе. Отсюда открывается панорама на суровые таежные сопки. Отец Игорь рассказывает детям, что основным занятием жителей является заготовка леса. Вот и храм этот чудесный построен с помощью местного леспромхоза.

А так хорошо ему это известно потому, что самому привелось принимать непосредственное участие в строительстве этого храма. В начале девяностых годов приехал сюда отец Игорь совсем еще молодым священником.

«Дорога эта, которую мы прошли пешком от Сергеевки до Владимиро-Александровского, известна мне как пять пальцев, - вспоминает он, - так что маршрут крестного хода выбран не случайно. Много пришлось поездить по селам, и до сих пор болит душа за эти места».

Начинается вечерняя служба. Внутри храма довольно вместительно. Живым теплом веет от бревенчатых стен церкви, и кажется, что сам воздух напоен здесь запахом тайги.

Завтра почти все участники крестного хода хотят причаститься, поэтому на вечерню исповедь к отцу Игорю выстаивается вся гимназия. Впервые приходится видеть наших резвых детей в такой глубокой задумчивости. Неспешно и вдумчиво беседует батюшка с чадами, кого-то отправляет еще подумать. «Пойди еще поразмысли, ты еще не все сказал».

После исповеди ужин и отбой.

Раннее утро 8 октября.

Маленький Петя сидит на постели и кукарекает. Мама спрашивает: «ты чего, сыночек?»

Петя отвечает: «Мама, я был на улице. Там так хорошо петухи поют. Можно я еще послушаю?»

А потом зазвонили колокола, возвещая о приезде епископа Владивостокского и Приморского Вениамина к праздничной службе.

«Детки, вы прошли шестьдесят два километра!» – похвалил владыка.

«Шестьдесят четыре!» – хором поправили детки.

Началась торжественная литургия. В окна храма льется золотисто-пыльный свет. Ради престольного праздника храм украшен яркими осенними цветами. Местные бабушки стоят и умиляются, глядя на детей: какие ангелочки! И крестятся, и свечки ставят, и хору подпевают. К причастию выстраивается цепочка гимназистов в парадной одежде.

Обратившись к ребятам с проповедью, владыка поблагодарил их и сравнил с маленьким духовным ополчением времен Дмитрия Донского, которое шло будить сердца людей.

«Крестный ход получил такое название потому, что впереди несут крест», - сказал владыка Вениамин.

Заканчивается служба. Впереди праздничный обед и легкая обратная дорога домой на автобусе.

Проезжаем свой трехдневный путь за час. Одна из преподавательниц, глядя в окно, говорит: «Если бы мне сначала показали весь этот путь, который я должна пройти пешком, то не поверила бы, что пройду. А ведь и все дети прошли».

Глядя на эту грандиозную подготовку, которая проведена для организации детского крестного хода, невольно возникает вопрос: как хватает энергии у отца Игоря на такие затеи? Всего за год была построена гимназия на основе развалин типового детского садика. Старанием и энергией отца Игоря начинался этот, казалось бы, невыполнимый проект.

И вот, как он говорит, с Божией помощью уже создан костяк родителей, которые не жалеют личного времени, собственного транспорта для «генеральной проверки собственных детей».

Хочется верить, что впереди православных гимназистов Владивостока ждут только светлые и новые дороги.

Татьяна Пожидаева

Сергеевка, 2001 год