Жемчужина Уссурийского края

Так в старину называли Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Как живет обитель сегодня?

До 1923 года это был храм Иверской иконы Божией МатериИздалека, еще на подъезде к поселку Горные Ключи, на высокой сопке среди листвы виднеется серебристый купол храма Преображения Господня. Возносится он, как свеча, символом славного прошлого и надеждой на возрождение Свято-Троицкой Николаевской монашеской обители. До революции монастырь являлся духовным центром Приморья или, как называли его, жемчужиной Уссурийского края.

Известный русский писатель Иван Шмелев в своей повести “Старый Валаам” вспоминая о встрече с будущими основателями Свято-Троицкой Николаевской мужской обители, двумя валаамскими иноками Сергием и Германом, так рассказывает об их дальнейшей судьбе: “ Эти два инока настолько идеально поставили дело обустройства новой обители, что по созидании ее, обитель эта славилась не только в Сибири, но даже и в России своей примерной монашеской дисциплиной, строгостью своего устава и своим благотворным влиянием на все окружающее. В некоторых отношениях обитель эта даже превзошла духовную матерь - Старый Валаам. Именно оборудованием собственной типографии, которая печатными произведениями снабжала не только весь Уссурийский край и Сибирь, но даже делилась со Старым Валаамом…

Уссурийская обитель не избежала общей страдальческой участи: все ее братство большевики разогнали, большой книжный и иконный склад монастыря сожгли, деревянные храмы тоже сожгли, а в братских корпусах устроили свой пресловутый “совхоз”.

Преподобнейший игумен Сергий, в течение четверти века неусыпными, сверхчеловеческими трудами создавший идеальную иноческую обитель, сам видел все ее разрушение и все сатанинское издевательство над ее святынями…”.

И сейчас после семидесяти лет запустения видны впечатляющие размеры обители.

Нынешний братский корпус монастыряНа бывшей территории монастыря ныне расположены пять санаториев – окрестности славятся знаменитыми минеральными источниками. Во владениях Шмаковского военного санатория и сейчас сохранились вековые сосны, посаженные монахами, игуменский и келейные корпуса из красного, монастырского кирпича. В советские времена только полуразрушенная часовня напоминала о том, что здесь было место, где возносились молитвы к Богу.

В 1995 году обитель начала возрождаться. Прошло более семи лет с тех пор. Они были трудными для монастыря. Шмаковский военный санаторий отказался возвратить строения ранее принадлежавшие обители. В кирпичном здании бывшего храма во имя Иверской иконы Божией Матери сейчас располагается клуб и лечебный корпус. А в печати периодически появляются публикации о том, что, мол, “под крышей монастыря, построенного при содействии военного ведомства, размещалась спецшкола разведцентра Генштаба Российской Армии. Настоятель монастыря отец Алексий Асколков ( фамилия настоятеля Осколков – прим.ред.), имел чин полковника Гештаба”. Об этом же гласит и информация, размещенная на стенде военного санатория.

Священноначалие монастыря предприняло грандиозные усилия, чтобы разыскать достоверные архивные сведения. Многочисленные запросы в центральные архивы России дали свои результаты. Восполнить пробелы истории образованной в 1894 году Свято-Троицкой Николаевской обители стало возможным в связи с поступлением неизвестных архивных документов из Санкт-Петербурга. Среди них - Указ императора Николая Второго о выделении земель для монастыря.

Исследование документов совместно с представителями общества изучения Амурского края и государственным краевым музеем имени В.К.Арсеньева позволило сделать вывод о несостоятельности заявлений по поводу существования на территории монастыря до революции разведшколы Генштаба царской армии.

Остатки монастырского строенияОднако монастырские здания продолжают оставаться в ведении военного санатория, а современная монастырская братия расположилась... на бывшем скотном дворе монастыря. Комплекс полуразрушенных и заброшенных зданий удается понемногу восстанавливать. Произведен ремонт и восстановление братского корпуса.

Трудна жизнь в сельском монастыре, где к тому же нужно вести ежедневное богослужение, восстанавливать жилье, строить храмы, а еще пасти коров, работать на земле. У обители потихоньку появляется свое хозяйство. Много трудов, а людей наперечет.

Кто приходит в монастырь?

- Разные люди, - отвечает наместник монастыря игумен Алексий. - Кто-то на короткий срок помолиться и потрудиться, их обычно именуют трудниками. Кто-то подольше остается. Есть такие люди, которые просятся к нам, имея тюремный срок за спиной. Таким трудновато приходится. Если человек не согласен принимать правила монастырского общежития, то приходится расставаться с ним”.

Иеромонах  Антоний в трудах на просфорнеСейчас здесь подвизается около 5 насельников, это те, кто уже живет в монастыре постоянно. Число трудников постоянно меняется. “Долгожителями” монастыря можно назвать монаха Владимира и иеромонаха Антония. Отец Антоний несет сейчас послушание духовника обители и эконома. Хозяйство монастыря имеет свою историю. Вот, к примеру, монастырская библиотека. Небольшая, но подбор книг очень хорош и встречаются редкие, что и в епархиальной библиотеке таких не найдешь. А началось все с того, что монастырь обратился ко всем российским обителям с просьбой помочь духовной литературой. И многие откликнулись. Так и появилась библиотека.

На ферме у монастыря тоже свое маленькое хозяйство – коровки, подаренные Рождество–Богородицким женским монастырем, куры, собачонка-сторож, которая верно отрабатывает свой хлеб, лая на незваных гостей. Ее, как рассказывает о.Антоний, подбросили в монастырь. Кто-то надел щенку на голову банку из-под консервов. От такой “доброты” щенок долго боялся людей. А потом так привык к монахам, что если кого увидит в подряснике, то ластится, а если в светской одежде, то гавкает.

Мы обходим с о. Антонием ферму и приближаемся к монастырскому винограднику. Широкие глянцевые зеленые листья напоминают скорее виноградные плантации Крыма, чем природу Приморья. Четыреста кустов сортового винограда любовно ухожены, все подвязаны. В этом году собран первый большой урожай. Гроздья, не поверите, какие огромные. Но сколько трудов положено здесь братией монастыря, известно только им.

Помимо виноградника, на участке земли, который находится в пользовании монастыря, выращиваются овощи, есть плодовые деревья.

В трудах о хлебе насущном братии помогают прихожане – жители поселка Горные Ключи и ближних окрестностей.

Надежда Викторовна Потапова, одна из постоянных прихожанок монастырского храма, рассказывает: “Если что нужно сделать – виноград помочь закрыть на зиму, капусту квасить, еще что-то по хозяйству, мы всегда стараемся помочь”.

Есть еще пасека, переданная в дар монастырю, но она находится в тайге. Двадцать два улья, занимается ею тоже послушник из числа братии. В прошлом году получили первый значительный урожай меда и воска. Воск идет на свечи. Монастырские свечи особые, делают их, как в старину, из чистого воска. В небольшой специально оборудованной комнатке с нехитрыми приспособлениями их и отливают. Почти каждый насельник монастыря прошел через это послушание.

Здесь почти все производят самостоятельно, вот, иеромонах Антоний помимо основных послушаний духовника и эконома обители занимается выпечкой просфор. Этому он научился еще тогда, когда трудился на церковном приходе в Арсеньеве. В просфорне вкусно пахнет дымком из печи и подходящим тестом. Чтобы просфоры вышли хорошими, надо муку обязательно просеять, крутое тесто порядочно вымесить и оставить подходить на шесть-семь часов. Для тепла топится печка, заодно заготавливается и древесный уголь для кадила.

Духовные труды

Начало строительства новго храма обителиОсобая страница обители – официальный сайт в Интернете. Помогли его создать православные христиане, поклонники обители. Здесь рассказывается об истории создания монастыря, представлено множество уникальных фотографий монастырской братии “Нового Валаама”, так называли обитель в те времена. Есть рассказ и о современной жизни обители. Со всего света присылают сюда письма по электронной почте с вопросами, на которые дают ответы насельники монастыря. Новые технические средства служат к духовному вразумлению и успокоению людей. И вопросы задают самые разные. Вот, например, некоторые из вопросов и ответов:

- Меня интересует такой вопрос: пару лет назад я работала продавцом и какой-то мужчина принес старую почерневшую икону и подсвечник. Сказал, что взял из дома. Я купила эти вещи у него, и теперь икона стоит в красном углу у меня дома (это икона вмч.Екатерины). Меня мучает вопрос: а может, мне отдать ее в близлежащую церковь?

- Если Вас смущает вопрос, как поступить с иконой, приидите в ближайший храм и поговорите со священником. Спросите у него, как он благословит Вам поступить с иконой: оставить дома или отдать в храм. Как священник благословит, так и поступите, не сомневаясь.

- Что означает "нести душевные скорби"?

- Скорби возникают тогда, когда мы необдуманными поступками нарушаем гармонию нашего внутреннего мира, нарушаем ЗАПОВЕДИ БОЖИИ, на основе которых создана наша душа. Но когда мы со смирением и терпением их переносим, сознавая свою виновность, и раскаиваемся в совершенных проступках, вызвавших душевные скорби, тогда милость Божия дает силы переносить их. Нести скорби - это значит терпеть лекарство, посланное от Господа для спасения Вашей души.

Святыни обители

Икона Святой Троицы, написанная игуменом АлексиемГлавной святыней монастыря является икона Святой Троицы, написанная на срезе ветки Мамврийского Дуба афонскими монахами в конце XIX века и переданная в дар обители основателем монастыря игуменом Алексием ( в миру Александр Захарович Осколков). Икона хранится на Святом Престоле, где ежедневно совершаются богослужения.

Действует два храма. Один храм Преображения Господня, недавно отреставрированный, и домовый храм в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Начато строительство нового деревянного храма на территории монастыря. Она будет полностью деревянной и пятикупольной. Ее проект является копией московского храма в честь Державной иконы Божией Матери, построенного в комплексе храма Христа Спасителя. В церкви сможет вместиться до 150 богомольцев.

Предстоит огромное количество строительных работ по возрождению монастыря. Сейчас монастырь ищет благотворителей. Даст Бог, и отыщутся.

Татьяна Пожидаева, "Приморский благовест"